Хлеб и молитва

В православном храме открыта продажа булочек, произведенных в монастырских условиях

Хлеб и молитва

В церковной лавке Вознесенского кафедрального собора, что рядом с Нарымским сквером, по пятницам, субботам и воскресеньям началась продажа свежего хлеба и сдобной выпечки собственного производства. Хлеб привозят прямиком из мужского монастыря в Новосибирской области, расположенного в небольшом селе Козиха. По словам церковнослужителей, монастырский хлеб не только вкуснее обычного, но и полезнее. При том что цена за булку пшеничного хлеба не отличается от магазинной — 15 рублей. Появятся ли монастырские булочки на столе атеистически настроенных новосибирцев, а не только православных прихожан, выяснял корреспондент НГС.НОВОСТИ.

...Дверь, небольшой тамбур, еще одна дверь — и автор внутри церковной лавки. Небольшое чистое и светлое помещение. В одном углу стоят два неподключенных рефрижератора, скорее всего, для молочных продуктов, в другом — стол со стулом, на котором сидит бабушка. Напротив входа растянулся прилавок. За ним аккуратная продавщица в белых нарукавничках, фартуке, платке и полки с выпечкой.

Автор представляется журналистом, который хочет написать про монастырский хлеб, и к нему тут же, из угла — будто специально ждала — подходит бабушка.

«Этот хлеб делают с молитвой, потому люди за тысячи верст приезжают, чтобы отведать его, — говорит она. — А пекут его в Козихе сто монахов, которые просят благословления господнего на удачную выпечку и чтобы людям, которые вкушают этот хлеб, было хорошо».

Пока бабушка рассказывала, я ознакомился с выбором. Буханка пшеничного хлеба — 15 рублей, калач — 11, всякие сдобные булочки — в среднем по 9. Надо сказать, что по внешнему виду монастырская выпечка ничем не отличается от магазинной. Разве что каждый хлебушек обернут в целлофановый пакет, чтобы не подсыхал, что, в принципе, не везде увидишь.

Хлеб действительно понравился. Свежий, душистый. Автору показалось, что гораздо вкуснее, чем в магазине. И приятнее, насыщеннее как-то, чем в частных хлебопекарнях.

В церковной лавке это объяснили тем, что все исходные продукты свои, выращенные тут же, в Козихе, на монастырской земле.

Чтобы выведать таинственный рецепт, корреспондент позвонил напрямую в мужской монастырь отцу Даниилу, который как раз и отвечает за хлебобулочную продукцию. «Хлеб мы делаем или на опаре, или на новосибирских обыкновенных дрожжах. Никаких вкусовых добавок и разрыхлителей, только натуральные продукты — это правило. Мука тоже собственная, из зерна с монастырских пашен, перемолотого на нашей мельнице», — поведал он.

Хлеб пекут в пекарне, которая когда-то принадлежала местному совхозу, но потом пришла в запустение, и монастырь договорился, что заберет ее себе. Печей в пекарне две — под булочки и под хлеб. В будущем их будут менять, потому что они старые и неоднократно ломались, помещение тоже требует ремонта. Объемы выпечки по этим причинам пока невелики — хватает на собственные нужды и вот теперь еще и для прихожан Вознесенского кафедрального собора.

Как оказалось, непосредственно хлеб выпекают все-таки не монахи. На их плечи, по словам батюшки, ложится самая ломовая работа — вырастить пшеницу, перемолоть в муку и тому подобное. А за кулинарный фронт работ отвечает специально приглашенная для этого из Екатеринбурга Ольга Томилина. Это один из лучших и опытных кулинаров страны, специалист с 30-летним стажем работы, неоднократно стажировавшаяся в Голландии, Бельгии и других странах. Как такой маститый мастер с большим опытом руководства собственными пекарнями оказался в Новосибирске и согласился помогать мужскому монастырю, корреспондент так и не понял. Точно одно, что Ольга Аркадьевна взялась за дело с огромным энтузиазмом. Помогают ей в кулинарных подвигах наемные рабочие.

«Я уверена, что нужно возрождать традиции русской кухни, которые мы незаслуженно забыли. Что касается именно монастырской выпечки, то в западных регионах занялись этим еще 5–6 лет назад, в Омске тоже эту традицию возродили.

По мнению Ольги Томилиной, продажа монастырского хлеба не в продуктовых сетях, а в церковных лавках — это не только дань традиции, но и реалии рынка. Никто, как она считает, из крупных производителей не будет заниматься такой выпечкой просто из соображений рентабельности — слишком много труда требует. «В магазине надо, чтобы хлеб дольше хранился, чтобы был меньше вес, но больше объем», — говорит Томилина.

В первые недели продаж монастырскую выпечку буквально сметают с прилавка. Трех дней, отведенных на продажу, с лихвой хватает, чтобы целиком распродать «тираж». Сейчас прихожане ждут лета — по слухам, в торговле еще должен появиться квас монастырской закваски.


Андрей Ткачук
Фото mk.ru


НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА