Кипяченая солярка

Новосибирские водители провели новогодние каникулы, штурмуя Саяны в сорокоградусный мороз

Кипяченая солярка

Во вторник, 8 января, трофи-экспедиция клуба Offroadmaster «Метель–2008» успешно вернулась в Новосибирск. В общей сложности за 10 дней путешественники преодолели около 4000 километров и подготовили плацдарм для летнего похода по маршруту, который до них еще никто не проходил. На площадке у ГПНТБ внедорожники с клубными логотипами встречали овацией и радостными криками. Участники экспедиции пересекли Томскую и Кемеровскую области, республики Туву, Хакасию и Алтай. Путь, проложенный по горным перевалам Восточного и Западного Саяна, многие бывалые автотуристы не отваживаются приходить даже летом — не то что зимой. Но для новосибирских джиперов это уже пятая зимняя экспедиция, так что и машины, и люди подготовлены к любым трудностям.

«Категорийный участок у нас получился около 700 километров по горным районам, по специализированным промысловым тракторным дорогам, — говорит руководитель экспедиции Вадим Сиваракша. — На протяжении 200–300 километров никакого человеческого жилья, заправок, ларьков — ничего не было». Маршрут пролегал через Абакан, далее на Ырбан, затем месторождение Ак-Суг, которое активно разрабатывалось в 50-е годы, потом было заброшено, а сейчас там вновь ведутся изыскательские работы. По пути к изыскательской партии на дороге был замечен увязший по самые мосты «КамАЗ». Немного смекалки — и тяжелый грузовик вытащен и может двигаться дальше. В свою очередь на месторождении ребят здорово выручили сварочным аппаратом геологи. Накануне один из внедорожников Toyota Surf получил серьезные повреждения, не смог двигаться дальше самостоятельно, и пришлось из подручных материалов варить жесткую сцепку.

Из дневника экспедиции: «В долине реки Тул-Тулбаш у Сурфа окончательно пробивает прокладку ГБЦ и воду выбрасывает из двигателя. Сам ехать Сурф не может, берем его на буксир «Крузером» и тащим дальше на перевал. Подъемы такие, что вытащить машину мы не можем. Приходится заводить буксируемый автомобиль, и он помогает на подъемах».

После Ак-Суга путь лежал в сторону Тора-Хема и хребта академика Обручева. Местами крутизна подъема была такая, что перегревались автоматические коробки передач. Между тем температура за бортом упала до минус 42 градусов. Дизельное топливо в баках стало замерзать.

«Что только не делали, даже канистры с топливом жарили, в буквальном смысле слова, на четырехкиловаттных газовых горелках, кипятили солярку, чтобы разогреть замерзшую в баках», — вспоминает один из участников экспедиции Олег Булгаков. «Зато летом комары досаждают, а зимой красота, никакого гнуса», — смеется Вадим Сиваракша.

Приходилось и горные ручьи на машинах форсировать, и японские джипы вытаскивать из коварных промоин, в которые внедорожники внезапно проваливались в тех местах, где, казалось бы, ничто не предвещало опасности. И вот тут изделия отечественного автопрома показали свое превосходство, признает руководитель похода: «Двигаться постоянно со скоростью 90–100 километров в час на отечественных «УАЗиках» достаточно сложно. Однако они гораздо проходимее в некоторых местах».

Из дневника экспедиции: «Дружной колонной переезжаем по ледовой переправе Енисей и движемся вдоль реки. Вдруг в радиоэфире слышно, как замыкающий колонну кричит, что Сурф оторвался. Подъезжаем к сцепке и видим, что сцепка уже не сцепка. Фаркоп «Крузака» потерял верхнюю запирающую часть. Сорвало болт. Штурманы побежали искать отвалившуюся часть. К счастью, скорость была крайне мала, и прицеп не улетел в кусты, а остался стоять на дороге. Нашли в запасе болт и водрузили на место деталь. Когда все готово, цепляем сцепку. Надежно не выглядит, принимаем решение сварить детали фаркопа между собой сваркой. Цепляем аппарат к аккумуляторам «Сафаря» и варим все детали наглухо. Получилось очень неплохо».

Вопрос корреспондентки одного из местных изданий «Зачем вам все это надо?» привел путешественников в состояние легкого ступора. Ну как говорят, нужно ведь как-то интересно провести новогодние каникулы. Дама, похоже, так ничего и не поняла. Между тем эта экспедиция — только подготовка к уникальному летнему марафону «СибМар–2008», начало которого намечено на 28 июля. Сейчас путешественники сделали закладки топлива и продовольствия, чтобы через полгода предпринять попытку штурма Восточных Саян. Из Нижнеудинского района Иркутской области путешественники хотят попасть в Туву, и в случае удачи это будет официально считаться первопрохождением.


Артем Шершнев

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА