Параллельный протест

Новосибирские дальнобойщики поставили фуры вдоль дороги, не соглашаясь с ростом цен на горючее

В следующий раз водители обещают поставить фуры уже поперек улицВсе фотографии
В следующий раз водители обещают поставить фуры уже поперек улиц

Новосибирские водители-дальнобойщики присоединились к Всероссийской акции протеста против роста цен на горючее. В отличие от коллег из других регионов наши водители не стали включать сигналы в определенное время, а припарковали в понедельник, 24 декабря, свои грузовики на обочине улицы Железнодорожной и весьма эмоционально общались с журналистами, депутатами и милиционерами.

Несколько десятков грузовиков с прицепами и пассажирских автобусов, а также около сотни водителей привлекали к себе внимание издалека. Цены на топливо, говорят дальнобойщики, выросли непомерно. Сегодня литр солярки на новосибирских заправках стоит 22 рубля 50 копеек. И по данным председателя правления некоммерческого партнерства перевозчиков «Транспортный союз Сибири» Валерия Ильенко, в ближайшее дни планируется повышение на 2–3 рубля.

«На сегодняшний день порядка 40 % от всех доходов с пассажирских перевозок уходит на горюче-смазочные материалы. Это недопустимо, мы не можем дальше так работать. Транспортные предприятия становятся на грань банкротства, частные предприниматели просто не знают, что делать дальше», — говорит господин Ильенко.

В то же время в европейских странах, импортирующих нефть и нефтепродукты, топливная составляющая в себестоимости автоперевозок (рыночными и нерыночными методами государственного регулирования) удерживается на уровне 25–30 процентов.

Справка: В конце ноября–начале декабря средняя цена на автомобильный бензин повысилась в 29 региональных центрах. За вторую неделю декабря, по данным Росстата, потребительская цена повысилась на 1,8 %. Это максимальный с начала года показатель повышения цены в недельный срок. Всего с начала 2007 года средние цены на бензин в РФ увеличились на 6,8 %, а дизельное топливо с прошлого декабря подорожало на 9,6 %.

Простые водители не стесняются в выражениях. «Беспредел!» — это самое мягкое слово, которое можно было услышать во время уличной акции. Виктор Васильев, водитель-международник с многолетним стажем, говорит, что хоть бросай профессию. Его грузовик, как и у многих коллег, взят в лизинг, и он должен регулярно платить лизинговой компании. После скачка цен на горючее он пытается высчитать, сможет ли он дальше работать. Но получается, что заниматься дальними перевозками становится просто невыгодно. «Это просто приведет к такому обвалу экономики, как в 90 году. Когда едешь по дороге, а на ней никого нет», — считает Виктор.

Наиболее активно цены начали расти с начала ноября 2007 года, чуть более чем за месяц увеличившись на 4,3 %. По словам экспертов, в первую очередь роль сыграл рост оптовых цен на топливо, вызванный резким взлетом нефтяных котировок на мировых биржах. В октябре на нефтеперерабатывающие заводы поступило нефти на 5 % меньше, чем планировалось. Однако дальнобойщики никак не могут понять такой арифметики.


«Как в нашей стране, где добывают столько нефти, что вся Европа на ней ездит, может такое происходить? — возмущается водитель Виктор Васильев. — Как дизтопливо — побочный продукт производства — может быть дороже высокооктанового бензина. А сколько тогда будет стоить топочный мазут? Тогда вообще все встанет — предприятия, котельные».

Были у водителей вопросы и к местной власти. Почему, например, у наших соседей — в Кузбассе, на Алтае — топливо всегда дешевле, чем в Новосибирской области. Какой такой секрет знают власти Кемерово и Барнаула, а нашим чиновникам он неведом? За всех пришлось отдуваться председателю комитета по транспорту Новосибирского областного Совета Сергею Титкову. Увы, ничего нового собравшимся депутат рассказать не смог. Господин Титков уверен, что никаких объективных причин для подорожания топлива нет, и во всем винит неких абстрактных недоброжелателей: «Я боюсь, что это кто-то проводит специально такую политику, чтобы дестабилизировать ситуацию в стране». Однако кто эти люди и как с ними бороться, Сергей Титков пояснить не смог.

Очевидно, что местные депутаты традиционно обсудят вопрос подорожания бензина на сессии, направят запрос в Москву. Но ситуация от этого вряд ли поменяется. Сами водители ждут от акции протеста, которая проходит во многих городах с начала многосторонних переговоров между автотранспортниками и представителями правительства, Минэкономразвития, Федерального антимонопольного комитета. Перевозчики хотят услышать четкую позицию государства по проблеме роста цен на топливо и что власть намерена предпринимать, чтобы этот рост остановить.

В противном случае лидеры профсоюзов и общественных организаций не исключают, что в следующий раз фуры не будут стоять вдоль обочины, а перегородят центральные улицы города. Между тем эксперты отмечают, что дефицит бензина и солярки может возникнуть уже в 2010 году, когда спрос и производство топлива практически сравняются. Именно в это время Россию ждет резкий скачок цен, связанный с превышением спроса над предложением и необходимостью импорта топлива либо введение нормированного отпуска бензина.


Артем Шершнев

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА