Орбитальная троллейбусная группировка

Российские спутники помогут горожанам контролировать работу общественного транспорта

Орбитальная троллейбусная группировкаВсе фотографии

Новосибирск официально вошел в число российских городов, решивших потратиться на систему спутникового мониторинга движения автобусов, троллейбусов, трамваев и коммунальной техники. Сейчас таких городов в стране уже около 80, так что в этом вопросе столица Сибири оказалась скорее в числе отстающих. В четверг, 29 ноября, мэрия Новосибирска попыталась публично доказать, что новые технологии будут внедрены стремительно — деньги на оснащение терминалами GPS/ГЛОНАCC/GSM всех городских троллейбусов, снегоуборщиков и другой техники выделят уже в январе. При этом за работой муниципального транспорта в будущем смогут наблюдать не только диспетчеры, но и пассажиры.

Пилотный проект навигационной диспетчерской системы в Новосибирске запустили еще летом — после того как город был официально включен в федеральную целевую программу «ГЛОНАСС», а мэрия заключила муниципальный контракт с ЗАО «НПП Транснавигация», которое занимается оборудованием транспорта спутниковыми терминалами. В октябре система начала обслуживать 30 новосибирских троллейбусов. При этом она работает одновременно с российской спутниковой системой ГЛОНАСС и с американской GPS, поскольку отечественных спутников для мониторинга пока просто слишком мало. В новосибирском диспетчерском центре спутниковую систему обслуживают шесть человек и один сервер.

Интерфейс системы напоминает продвинутую компьютерную стратегию: на карте города двигаются точки автобусов и троллейбусов, а задача диспетчера — не допустить отклонения их от графика, своевременно отдавая приказы ускориться или высылая помощь сломавшимся машинам.


Владимир Финько попросил не надевать
ведро на спутниковый терминал
«Система автоматически формирует сообщение обо всех отклонениях в перевозке пассажиров — невыход на линию, отставание от расписания и так далее. «Вот мы видим машину № 3271, из парка она выехала минута в минуту, на улице Достоевского опоздание составило три минуты, на Ленинградской — одна минута, зато на Октябрьской он уже пошел с минутным опережением. А в 16:28 компьютер проанализировал и выдал сообщение, что возможен сход транспортного средства с линии», — продемонстрировал систему в режиме реального времени технический директор НПП «Транснавигация» Владимир Финько.

По словам представителя «Транснавигации», после внедрения спутникового мониторинга времени техпомощь водителям оказывают на 30–40 % быстрее, а сами водители, ощущающие неотрывный взгляд со спутника, становятся гораздо более дисциплинированными. «Хотя в некоторых регионах они пробуют надевать на терминал ведро», — признался Владимир Финько.

Система должна быть открыта не только для диспетчеров. Информацию о том, сколько придется ждать троллейбус, можно вывести не только на электронные табло на остановках, но и на специальный интернет-сайт, а также получать на мобильные телефоны. Владимир Городецкий пообещал, что на ключевых городских остановках такие табло будут устанавливать. Конкретных обещаний насчет интернет-сайта мэрия пока предпочла не делать.

Солидные спутниковые терминалы из черной пластмассы, которые будут устанавливать в водительских кабинах, обойдутся городскому бюджету в 16 000 рублей за штуку. Они оснащены не только блоком GPS/ГЛОНАСС, но и GSM-передатчиком, который связывает машину с диспетчером. Созданные российским концерном «Гранит» терминалы несут в себе характерные черты отечественной разработки — архаичный дизайн образца 80-х годов прошлого века в сочетании с ощущением «неубиваемости» прибора даже в самых суровых условиях. «Есть прибор попроще, без экрана, он стоит 11 тысяч, для коммунальных служб в основном такой ставят», — утешил Владимира Городецкого представитель «Транснавигации». Впрочем, мэр Новосибирска явно был согласен и на 16 тысяч — увиденное в диспетчерском центре произвело на него нужное впечатление.


«Ну, 16 тысяч – и что? Это деньги, которые дадут эффект. На доброе дело денег хватит», — рассудил мэр и публично поручил главе транспортного департамента Андрею Ксензову до конца года подсчитать, сколько именно денег нужно, чтобы оснастить терминалами все городские троллейбусы и коммунальную технику. В январе мэр пообещал эти деньги найти — с условием, что проект будет «целостным».

Впрочем, присутствующим было очевидно, что принципиальное решение относительно спутникового мониторинга было принято заранее. Причем если официально было заявлено об оснащении навигаторами только городских троллейбусов, то, как признался НГС.НОВОСТИ представитель «Транснавигации», на самом деле планы у мэрии значительно шире. «Мэр очень осторожно говорил, там на самом деле еще много чего», — пояснил Владимир Финько, отказавшись, впрочем, раскрывать подробности.


Петр Малков

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА