Искусство за семьдесят

Художники написали портреты известных новосибирцев на деньги Альфа-Банка

Исидор ЗакВсе фотографии
Исидор Зак

Сегодня в Новосибирском государственном краеведческом музее открылась галерея портретов выдающихся жителей нашего города. Как в «старые добрые», по настоянию губернатора к 70-летию области будет выставлено ровно 70 работ. На стенах галереи с Гариным-Михайловским и Арнольдом Кацем будут соседствовать чиновники из обладминистрации. Магия цифр — не иначе.

Справка: Инициаторами проекта выступили два новосибирских художника — члены Союза художников России Александр Шуриц и Сергей Мосиенко. Реализация проекта началась в 2002 году при поддержке администрации Новосибирской области и Альфа-Банка. Выставка первых 20 портретов состоялась накануне 110-й годовщины Новосибирска. В настоящее время в группе, кроме ее основателей, работают и другие художники: Михаил Омбыш-Кузнецов, Наталья Толпекина, Вадим Иванкин, Евгения Шадрина и др.

Идею создания портретной галереи авторы проекта объясняют так: «Замысел состоит в сохранении визуальной памяти города и предполагает создание нового, цельного по замыслу и решению культурного объекта в Новосибирске».

«Я считаю, что эта идея просто уникальна — это память о великих людях нашего города, — восхищается заместитель руководителя департамента культуры Новосибирской области Владимир Миллер. — Она уникальна и с точки зрения художественного воплощения. Ведь это не просто парадные портреты с орденами и медалями — они передают настроение и стремления человека».

Организаторы выставки также особо отмечают, что фактически художники не просто рисовали портреты, но по крупицам собирали информацию о героях своих произведений. «Мы столкнулись с тем, что информация о людях исчезает буквально на глазах, — объясняет возникшие сложности Александр Шуриц. — Например, сохранилось всего три–максимум четыре фотографии Гарина-Михайловского — отца-основателя Ново-Николаевска. Именно на их основе все художники его и изображают. Но ведь фотографии черно-белые, а портрет — цветной. И чтобы узнать, какого цвета был его мундир, пришлось «раскопать» очень много информации».


Стоит отметить, что в начале шансы на успешную реализацию проекта были катастрофически малы. «Мы обращались к городским структурам, но все съезжало на «нет», — рассказывают художники. — Тогда мы обратились в область и попали в точку». «На самом деле была идея — сделать к 110-летию города 110 портретов, — пошутил над коллегами Владимир Миллер. — Но город оказался не сильно заинтересован в этом. Зато заинтересовался Альфа-Банк». «Я сразу получила одобрение в центральном офисе, ведь аналогов этой галереи нет ни в Новосибирске, ни в России», — рассказала о вступлении в проект в качестве спонсора региональный PR-директор группы «Сибирь» ОАО «Альфа-Банк» Ольга Кемпель.

В итоге Альфа-Банк профинансировал 45 из 70 созданных портретов. Но несмотря на то что представители финансовой структуры вместе с авторами идеи определяют «достойных запечатления», сами попасть в «галерею героев» представители банка не стремятся. Зато стремятся чиновники. Как сказано в официальном пресс-релизе проекта, «...по инициативе губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского к 70-летию Новосибирской области в 2007 году было предложено создать дополнительно 25 портретов». По словам Владимира Миллера, на двенадцати из них изображены областные чиновники.

У других новосибирских художников эта выставка не вызывает особого энтузиазма. «Эта работа, безусловно, нужная и востребованная, но очень неинтересная, — комментирует художник, преподаватель НГАХА и один из организаторов творческого объединения «Синие Носы» Константин Скотников. — В этих работах нет художественной проблематики. Они краеведческие.


Естественно, нужно сохранять память о наших предшественниках, выдающихся новосибирских деятелях. Но я не вижу в этом никакого художественного прорыва. Это искусство сродни тому, что было в СССР, — для людей до 16 или после 60.

Нормальным же взрослым людям в основном предлагали «манную кашу» — беззубую и нейтрализованную».

Он считает, что работа его коллег необходима прежде всего для «воспитательных» целей. «Такие галереи нужны молодым людям, которые знакомятся с историей своего края. Но для этого достаточно было повесить просто хорошие фотографии, — продолжает художник. — К сожалению, Новосибирск беден на культурное наследие. Так что если мы не можем сделать памятники Гарину-Михайловскому или Грицюку из бронзы, пусть они будут хотя бы на картинах».


Андрей Чепурко
Фото Павла Комарова


НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА