«Мальчики должны защищать»

Интервью с генеральным директором Сибирского кадетского корпуса Андреем Бахваловым

«Мальчики должны защищать»Все фотографии

Пока одни родители изучают теории вроде «детей индиго» и стремятся воспитывать отпрысков в атмосфере максимальной свободы, другие, как оказалось, выбирают вариант с раздельным обучением мальчиков и девочек, обязательным ношением формы, военизированной дисциплиной и ориентацией на армейскую службу. Недавно исполнилось 15 лет Сибирскому кадетскому корпусу — первому заведению такого рода, появившемуся после распада СССР. Корреспондент НГС.НОВОСТИ встретилась с генеральным директором Сибирского кадетского корпуса Андреем Бахваловым, чтобы узнать, как в наше время воспитываются господа кадеты и благородные девицы.

Я знаю, что ваше учреждение стало первым кадетским корпусом в постсоветской России...

Да, это был первый официально возрожденный кадетский корпус. Здесь мы проводили первые всероссийские совещания и конференции. А в прошлом году в России уже насчитывалось 69 кадетских корпусов. Но Сибирский кадетский корпус остается флагманом научно-методической базы развития кадетского образования. Открыт он был в 1992 году на основе школы-интерната. Причем интернат стоял на прямом контроле Министерства образования СССР по преступности, а это для учреждений районного подчинения редкость, и создавать элитарное учебное заведение на такой основе было очень непросто. Сейчас в составе корпуса более 60 детей-сирот, а я — государственный опекун этих детей.

Остальные дети поступают по конкурсу?

Да. Конкурс у нас достаточно высокий — иногда доходит до 10–15 человек на место. Всего наш корпус сейчас насчитывает 570 человек. Это полноценная образовательная система, начиная с детского сада. У нас есть школа раннего развития, куда можно привести ребенка за год до школы. Там ребенок потихоньку адаптируется и потом сможет более успешно пройти те задания, которые даются при поступлении в первый класс. Дальше начинается среднее базовое школьное образование, к которому добавлен кадетский компонент.

Справка: В кадетском корпусе более глубоко изучаются военно-технические дисциплины, английский язык, физическая подготовка, имеются и такие дополнительные предметы, как история ратной славы Отечества, история кадетских корпусов, хореография и др. Дополнительные дисциплины для девочек включают такие предметы, как экономика семьи, психология семейных отношений, плавание, визаж, дефиле, изучение мировой художественной культуры, традиций православия, этикета, бальных танцев, декоративно-прикладного творчества, живописи, музыки, иностранных языков.

Вступительные испытания есть и при наборе в пятый класс. В старшие классы добора, как правило, нет. Иногда высвобождаются вакантные места, но это случается редко. К тому же сама идея кадетского образования заключается в том, чтобы ребенок с самых маленьких лет уже находился в среде кадетского дома. У нас учатся и девочки. При кадетском корпусе существует Академия благородных девиц, в этом году состоялся первый выпуск. Мы отрабатываем педагогическую теорию раздельного обучения и совместного воспитания. У девочек есть отдельные помещения, отдельная уникальная программа.


Не было планов дать девочкам возможность попробовать себя наравне с мальчиками в мужском деле? Все-таки роль женщины с дореволюционных времен очень изменилась...

В Москве такой вариант существует. Лично я принципиальный противник этого. На мой взгляд, это полная глупость. Мальчики должны защищать, а девочки должны оставаться девочками и сохранять семью. А если все-таки есть девушки, которым это очень нужно, они могут пойти в школу милиции.

Как вы решаете проблему напряженности, которая может возникнуть в коллективе, где вместе учатся дети-сироты и дети, имеющие семьи?

У нас официально разделения на детей-сирот и остальных детей нет. У нас нет даже понятия «детский дом» — есть общежитие. Причем не только для сирот, но и для тех, кто живет далеко от корпуса. Как и в любой мальчишеской среде, без проблем и конфликтов не обходится, но вот именно эта проблема, которую вы упомянули, неактуальна. Кстати, наш официальный сайт, например, делали два выпускника из социальной категории сирот. Один из них закончил НГТУ, а потом продолжил образование во Франции. Второй закончил с красным дипломом архитектурно-художественную академию.

Какие требования предъявляются к поступающим?

Прежде всего медицинские показатели. Потому что здесь достаточно высокие психические и физические нагрузки. Ребенок почти весь день на ногах, постоянно чем-нибудь занимается, в форменной одежде. Здесь отличное от обычной школы понятие дисциплины: у нас военизированная система с обязательным выполнением устава. По основным предметам ребенок тоже должен быть подготовлен на хорошем уровне, потому что кадетский корпус — это не исправительное, а элитарное учебное учреждение. Кстати, из наших 357 выпускников 98 % поступили в высшие военные и гражданские учебные заведения. Кадетское образование не означает подготовку только к военной службе. Это подготовка к государственной службе на военном или гражданском поприще.

В какой момент учащиеся выбирают между гражданской и военной карьерой?

После девятого класса кадеты делятся на два факультета. Одним добавляется больше предметов с военной составляющей, а для других — тех, кто планирует получать гражданское образование, — военный компонент, наоборот, уменьшается. Как правило, идут, в основном, в вузы, связанные с государственной службой, например в СибАГС. Но присутствуют и такие творческие люди, как дизайнер, о котором я рассказывал. Кстати, то же самое было и в исторических кадетских корпусах. Поэт и драматург Александр Сумароков и один из основателей русского драматического театра актер Федор Волков были выпускниками подобных заведений...


Елена Полякова
Фото vedomosti.sfo.ru


НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА