История в деталях

Новый учебник по истории России вырастит патриотов к 2019 году

На днях в Москве в ходе специальной конференции по проблемам преподавания новейшей истории и обществознания была представлена новая книга для учителей «Новейшая история России 1945-2006 гг.». Говорят, что авторы называют его частью учебно-методического комплекса, который предлагает «новую структуру исторического образования». Новой оказалась не только структура, но и содержание учебника. На основании переоценки горбачевского, ельцинского и оценки большей части путинского периодов истории России будет изменен взгляд нового поколения в прошлое. Несколько месяцев новинка обсуждалась на местах, в том числе и в Новосибирске. За историческим процессом в преподавании самой истории наблюдали корреспонденты НГС.НОВОСТИ.
Свой учебник для учителя «Новейшая история России 1945-2006 гг.» автор, замдиректора Национальной лаборатории внешней политики Александр Филиппов привез в Новосибирск в конце сентября. Новаторством разработчики считают как раз тот факт, что учебник для ученика будет написан только после всестороннего обсуждения книги для учителя. Прежде чем перейти в руки школьникам, учебник пройдет процедуру специальной экспертизы как ступень последней проверки будущего пособия для молодого поколения России. На октябрьской конференции в Москве авторы выслушали также замечания экспертов РАН, и теперь им предстоит весь этот ворох мнений учесть.

«Мы готовимся перейти на новые образовательные стандарты. Сейчас наконец мы считаем необходимым посоветоваться со страной, с семьей, общественностью, естественно, с педагогами: по каким образовательным стандартам преподавать?» – говорит доктор педагогических наук, ректор академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуард Никитин. По его словам, 1 сентября 2008 года начнет работать эксперимент по введению новой системы образования в начальные классы, еще через год экспериментальная программа коснется средней школы, начиная с пятого класса, а 1 сентября 2010 года к участникам эксперимента присоединится старшая школа.

Самые зрелые плоды просвещения по новому учебнику истории мы получим к 2019 году, когда первоклассники-2008 закончат школу.

В то же время, по словам заместителя министра образования и науки Исаака Калины, «идет не замена учебников, а создание еще одного учебно-методического комплекса по одному из предметов школьной программы, и процесс этот идет в российском образовании постоянно. Дети начнут учиться по этому учебнику после включения его в федеральный перечень и если школы проявят к нему интерес и выберут из федерального перечня именно этот учебник».

В ходе разработки экспериментального проекта авторы учебного комплекса предприняли попытку нарисовать портрет выпускника – будущего гражданина России. Это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою причастность к судьбам Родины, уважающий ценности иных культур, конфессий, мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности и свою роль в их решении.

В свободной продаже книги Филиппова по новейшей истории России для учителей еще нет (выпущена тиражом 10 тыс. экз.). Школьные преподаватели даже в шутку называют ее секретной. Один из преподавателей истории, с которым мы общались, прокомментировал содержание книги, но попросил не называть в статье его имени. Он отмечает, что реформы начала 90-х согласно книге не были навязаны России извне, и холодную войну мы не проиграли. Кроме того, школьники узнают, что в 1993 году разгона парламента не было, «поскольку парламента как такового не было, то есть его расстрел был нелегальным, но легитимным». Путинский период истории России однозначно оценивается как период стабилизации, и книга несет на себе заметный налет антиамериканизма. При этом аналогичный период стабильности – брежневский – называется источником многих современных проблем. Положительными чертами нового курса учитель истории называет богатую фактологическую базу и описание роли лидера и усиления государства в современной России. Собеседник НГС.НОВОСТИ не смог отделаться от впечатления, что это новый, идеологически наполненный курс истории, который заметно отличается от предыдущих.

«Никто и не скрывал, что нам хотят переделать мозги, а одна учительница вышла и сказала, чтобы ей сейчас дали этот учебник, что она уже хочет по нему учить», – сказал преподаватель о презентации книги для учителей в Новосибирске.

Книга Филиппова выходит в тандеме с пособием «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» под редакцией профессора Государственного университета высшей школы экономики Леонида Полякова. Наш неназванный собеседник отмечает, что в этой книге неясно изложено, например, определение «политического режима», но в комментариях сказано, что «ельцинский режим олигархический, сейчас олигархов нет, и поэтому мы строим демократию». Преподаватель также заметил, что в учебниках появился термин «суверенная демократия» – в книге Филиппова такому виду демократии посвящена целая глава.

В предисловии книги Полякова по обществознанию сказано: «У России есть два пути: либо стать великой державой, либо погибнуть».

То, как будет в реальности преподноситься новейшая история в новосибирских школах, конечно, зависит не только от учебника. В целом учителя скорее опасаются появления очередной «генеральной линии» в преподавании истории, нежели проникновения откровенных ляпов в сознание российского школьника – в книге Филиппова таких ошибок насчитали очень немного. «Многое зависит от педагога. Говорят, что униженный и оскорбленный учитель никогда не воспитает свободную личность, и это правда. Позиция историка, обществоведа прежде всего должна исходить из любви к Отечеству», – говорит учитель истории и обществознания лицея № 22 «Надежда Сибири» Татьяна Царева.

Сейчас на вступительных экзаменах в вузах у школьников чаще всего спрашивают историю России до Ельцина включительно. С появлением нового учебника может появиться и еще один билет в программе. «Школьникам нужно подавать материал как-то более объективистски, без излишних страстей и искусственной политизированности. Самое страшное – когда учебники становятся жертвами политкорректности, как это происходит в Америке. Искать некий идеальный учебник бессмысленно, оптимальный – да. Каждое поколение переоценивает историю, поэтому не нужно пытаться всех оправдывать», – добавляет свое мнение историк, старший преподаватель НГУ Сергей Куликов. Судя по всему, он, как и все мы, становится свидетелем новой переоценки истории России.


Константин Пономарев, Кристина Фарберова
Фото scepsis.ru


НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Новости звёзд

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено