Кредит века

Новосибирск займет у Всемирного банка 2 миллиарда рублей на строительство третьего моста

Кредит века

Вчера стало известно, что новосибирское дорожное хозяйство может получить 2 миллиарда рублей от Международной финансовой корпорации (МФК) – инвестиционного подразделения Всемирного банка – для финансирования строительства третьего моста и транспортных развязок. Представители МФК, обсудившие с руководством мэрии в закрытом режиме детали возможного сотрудничества и суммы конкретных проектов, рассчитывают на долгосрочные отношения с муниципалитетом. Западных коллег не пугает дурная слава местной транспортной политики: они сами намерены определять наиболее интересные проекты и тщательно контролировать целевой расход своего займа.

Справка: МФК координирует свою деятельность с другими институтами Группы Всемирного банка, но имеет полную правовую и финансовую независимость. Капитал корпорации формируют 178 стран, которые совместно определяют ее политику. Основные направления деятельности МФК – предоставление займов, инвестирование в форме долевого участия в капитал, структурированное финансирование, помощь в привлечении средств на международных финансовых рынках, консультационная и техническая помощь бизнесам и правительствам. Головной офис корпорации находится в Вашингтоне.

Чаще всего, приглашая журналистов на встречи, подобные состоявшимся между представителями МФК и мэром Владимиром Городецким со всей командой его замов, их просто ставят перед фактом прошедших переговоров, не посвящая особенно в детали и не разглашая подробности дискуссий. Но в этот раз, хотя и не удалось присутствовать на закрытой встрече того же главы городского транспортного департамента Андрея Ксензова с западными партнерами, получилось услышать много интересного и из открытой для СМИ двусторонней беседы.

Делегация Всемирного банка – люди серьезные. По словам главного советника по инвестициям департамента Центральной и Восточной Европы МФК Елены Бурганской, кредитный портфель организации в России только в частном секторе составляет $2 млрд. С недавнего времени МФК занялись реализацией программы регионального и муниципального развития с прямой передачей средств непосредственно властям субъектов, без участия федерального центра. Госпожа Бурганская поинтересовалась у Владимира Городецкого, на что именно планируют новосибирские власти потратить заем МФК.

«На развитие транспортной сети города: строительство третьего моста через Обь и многоуровневых транспортных развязок», – пояснил мэр.

Судя по всему, представителей корпорации эти направления вполне устраивали как по своей целевой направленности, так и по долгосрочности. Последняя, кстати, стала одним из главных условий получения западного займа.

- Мы нацелены на программу развития и поэтому, когда речь идет о финансировании на год-два и на закрытие каких-то кассовых разрывов… – начала было Елена Бурганская.
- У нас никаких текущих кассовых разрывов нет! – перебил ее Владимир Городецкий. – Такая ситуация была 5-6 лет назад.
- Так вот, что касается краткосрочных займов, то тут, наверное, лучше работать с местными финансовыми учреждениями. Мы привыкли работать таким образом, что сами определяем проект совместно со своими партнерами и реализуем его также совместно, осуществляя техническое сопровождение.


Таким образом, гости сразу дали понять, что будут тщательно отслеживать целевое расходование каждой копейки кредита.

Его портфель, по предварительным данным, составит около 2 млрд руб. на срок до 13 лет. Процентная ставка, по усмотрению властей, будет гибкой либо фиксированной, в районе 6,5 %. «Если ставка будет ниже, чем у нас в среднем сложилось (сегодня средняя ставка заимствований мэрии на двухлетний срок составляет 7 %-7,5 %, – прим. автора), то это интересно», – заметил Владимир Городецкий.

Старший советник по инфраструктуре МФК Наваид Куреши из Вашингтона поинтересовался возможностью прокредитовать еще какие-либо направления развития Новосибирска, на что получил категоричный ответ Городецкого: «Я бы настойчиво рекомендовал не искать их, а лучше все ваши механизмы опробовать на транспортной сети города».

Далее началась детальная дискуссия, тон которой задал первый вице-мэр Виктор Воронов:

- Вы назвали сумму 2 миллиарда. Это имеются в виду рубли или евро? – поинтересовался он у Елены Бурганской.
- Рубли, конечно.
- Ну тогда про третий мост можно забыть, не хватит.
- Нет, мост – это как начало! – прервал своего зама Владимир Городецкий. – С ним мы все-таки войдем в федеральную программу, и нам потребуется софинансирование!


После переговоров мне удалось поинтересоваться у Елены Бурганской, каким образом кредиторы собираются контролировать расход займа, учитывая, как легко в дорожной отрасли средства закатываются в асфальт. «Когда мы структурируем проект, то очень внимательно прорабатываем все его параметры и следим за реализацией: наши специалисты регулярно приезжают в город-заемщик, и власти отчитываются», – пояснила Бурганская. Впрочем, по ее словам, репутация Новосибирска как заемщика весьма благополучна.


Марина Алымова

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА