Культура пития

На фестивале вин в Новосибирске было открыто 1800 бутылок

Культура питияВсе фотографии

Не так давно закончились времена, когда в выборе вина было достаточно легко определиться: несколько сортов молдавских, «хванчкара» и «киндзмараули» составляли винную карту большинства заведений. Сегодня ситуация, конечно же, изменилась – в ресторанах принимают на работу сомелье, который подсказывает, к какому блюду подобрать какой провинции и какого года урожая вино, а в супермаркетах можно купить европейские вина и вина Нового Света по вполне сходной цене. Но сама культура пития вина, как и энология – наука об этой культуре, находится в зачаточном состоянии. В первую очередь в качестве ликбеза устраивался прошедший 7 и 8 июня в здании Новосибирской государственной филармонии Фестиваль вин мира и гастрономии «Simple Open Сибирь 2007».

Впервые фестиваль Simple Open прошел в Москве в ноябре 2004 года, после этого никуда, кроме столицы, по России не выезжал. Новосибирск был выбран вторым городом в стране, где этот фестиваль было решено проводить. Мы обошли даже Санкт-Петербург. На вопрос – почему Новосибирск? – организаторы отвечали так: «В первую очередь мы видим, что Новосибирск – один из самых крупных городов России – находится в самом центре и в этом смысле хорошо его стратегическое положение, – рассказал вице-президент Российской ассоциации сомелье, заместитель генерального директора компании Simple (г. Москва) Анатолий Корнеев. – Для нас это важно потому, что культура, которую мы несем, очень часто сталкивается с определенными трудностями: во-первых, экономическими – мы возим достаточно дорогие вина, во-вторых, мешает традиционно скептическое отношение людей к спиртным напиткам и негативное – к вызываемой ими зависимости».

Культурный барьер, по приведенным Анатолием данным, достаточно велик – сейчас на фоне явных злоупотреблений крепким алкоголем и пивом в России катастрофически мало пьют вина, на душу населения всего 6 литров в год. Для сравнения: в 1984 году, до реформ в области виноделия (вырубки виноградников и прочее), эта цифра составляла 20 литров на душу в год. Однако наполеоновских планов по вытеснению любимых народом напитков организаторы фестиваля перед собой не ставят: «Мы не собираемся завоевывать сегмент рынка пива и водки, но хотим привлечь внимание к культуре пития и цивилизованному подходу к еде».

Что представлял собой фестиваль? В течение двух дней на втором этаже филармонии с 10 до 18 часов работала открытая дегустация, на которую могли попасть все зарегистрировавшиеся заранее люди. В общей сложности посетили фестиваль около 2000 человек. За эти дни было открыто 1800 бутылок. В дегустационном зале представлены вина Франции, Италии, Испании, Нового Света. Итальянским винам досталось особое внимание – на фестиваль прибыла делегация из нескольких провинций Италии, так как фестиваль проходил под патронажем официальных властей региона Ломбардия.

Гости, большинство из которых являются признанными экспертами в винной науке, проводили мастер-классы и закрытые дегустации для специалистов. Также по вечерам они знакомили с марками итальянских вин в ресторанах города. Например, в ресторане «Каприччио» Аллесандро Николай, представитель винного дома Banfi (Тоскана, Италия), знакомил с марками вин, рассказывая о них поэтически: «Cum Laude Sant\'Antimo – красное сухое вино с богатым, насыщенным цветом, ароматом мягким, фруктовым и пряным, в котором присутствуют ноты вишни, гвоздики, аниса и черного перца. Вкус вина полнотелый, округлый, обладает мягкими танинами благодаря длительной выдержке. Подают его к мясу, приготовленному на гриле, и фасолевому супу». Термины, сперва казавшиеся непонятными, за два дегустационных дня стали более или менее узнаваемыми, и за каждым появились собственные впечатления, да и вкус вина, поначалу кажущийся одинаковым – разве что бургундские помягче, а испанская Риоха порезче, – приобретал под присмотром красноречивых специалистов оттенки и различия уже даже внутри отдельных марок.

В рамках фестиваля проводился конкурс дегустаторов, в котором участвовали около 35 человек – как профессионалов, так и любителей, что, по словам организаторов, показывает сильный интерес публики к мероприятию. Победил в конкурсе профессиональный сомелье, правда, из Красноярска. Он, как выяснилось, проходил обучение в школе «Энотория», принадлежащей компании-организатору. По наблюдениям ведущего преподавателя школы Вероники Денисовой, в Новосибирске интерес жителей к новой культуре очень велик: «В Москве, чтобы привлечь внимание людей к чему-то, нужно не просто «встать на уши», а извернуться самым хитрым способом, и то вряд ли тебя услышат. В Новосибирске у людей видно искреннее желание учиться новому. Это, конечно, приятно и позволяет думать о большом потенциале вашего города».

То, что новосибирцам и правда интересно не просто пить, но при этом и получать информацию, было особенно заметно по гостям, пришедшим на закрытие фестиваля в ресторан «Ля Мезон». Даже в конце вечера люди обсуждали вкусовые тонкости вин, а вовсе не привычные застольные темы. Возможно, если фестиваль пройдет еще несколько раз, в Новосибирске действительно появится культура винопития, и для кого-то купить к ужину дорогое вино станет, безусловно, предпочтительнее, чем гнаться за опьянением, налегая на водку. По крайней мере, у организаторов фестиваля по этому поводу появились радужные надежды.


Ольга Семенова
фото Евгении Брыковой


НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА