«Пацан сказал – пацан ответил!»

Необычная лекция от Псоя Короленко завершила серию вечеринок «Умная среда»

«Пацан сказал – пацан ответил!»Все фотографии

Впервые за все время существования вечеринок «Умная среда», которые проходят в джаз-клубе «Труба», докладчик позволил себе поиронизировать над аудиторией. Хотя кто-то, возможно, расценил это выступление не как иронию, а как стеб и глумление. Над окружающей действительностью. Над культурой. Над аудиторией... В легкое замешательство некоторых вводило уже само название заявленного выступления – «Есть ли жизнь на Марсе?», а уж сама лекция повергла отдельные личности в полную прострацию. Хотя только такое «замороченное» и можно было ожидать от известного московского поэта, художника-концептуалиста и песенника-скомороха Псоя Короленко, приехавшего в Новосибирск со своим концертом во второй раз и выступившего с докладом на последней в сезоне «Умной среде».

Справка: Псой Галактионович Короленко (он же Павел Эдуардович Лион) – кандидат филологических наук, московский поэт, художник-концептуалист, современный скоморох, молодежный филолог, экспериментирующий с жанром песни и различными песенными традициями. Читает лекции в университетах России, Европы и США.

Псой Короленко больше известен как исполнитель песен, жанр которых описать в двух словах просто невозможно. На одном из интернет-порталов, посвященных Псою, про его песенное творчество написано следующее: «В качестве непосредственной художественной традиции можно указать на куплеты братьев Маркс и Спайка Джонса, Визбора и Тайни Тима, интеллектуальную комедию Тома Лерера, французский шансон, российскую «бардовскую» песню и городской романс, а также стиль еврейских уличных музыкантов «клезмер» и русский рок».

В очередной раз певец-скоморох приехал в наш город не только с песнями, но и привез доклад. Точнее – эссе. Еще точнее – не одно, а целых три.

Свое выступление Псой Короленко начал собственно с заявленной темы: «Для того чтобы понять, есть ли жизнь на Марсе, я думаю, надо начинать не с фронта, а с тыла». А потом объявил, что прочитает свой самый любимый текст собственного сочинения под названием «1984. 20 лет спустя», который представляет собой попытку философского анализа любовной линии в романе Оруэлла «1984» и который был выложен несколько лет назад на сайте Polit.ru. Текст начинался с пересказа романа Оруэлла и являлся рассуждением на тему любви между главным героем и Джулией. Чтение эссе продолжалось почти полчаса. Оно было изрядно насыщено как философскими определениями, так и терминами из точных наук: «Изначальным субъективным импульсом этой любви является трансгрессия, переживаемая субъективно, как прорыв из здешнего мира во внешний космос или скорее хаос».

Пересказать первое выступление в рамках одной статьи невозможно. (Желающие смогут найти этот текст в Интернете). Сам же Псой Короленко после завершения чтения «1984. 20 лет спустя» перешел ко второму эссе – письму к известному специалисту по борьбе с тоталитарными сектами отцу Александру Дворкину. («Я знаю, что он не священник, это шутка», – заметил докладчик). В «письме» Псой Короленко просит Александра Дворкина спасти его от самой главной секты, под которой довольно прозрачно подразумевает христианство.

«Я не понимаю, где ирония, а где серьезно», – прозвучал первый вопрос из зала после завершения второго доклада. «Это иронический прием. Один из очевидных смыслов этого текста – призыв не бояться встречи с богом. Ирония во всех моих текстах не является для меня каким-то важным моментом, скорее мягкий юмор. Если под иронией понимать какой-то негативный фактор, я надеюсь, у меня нет такой иронии», – объяснил Псой Короленко.

В ответ на иронию докладчика из зала прозвучал не менее ироничный очередной вопрос: «Как вообще проканала эта лекция? Меня смутил язык (большое количество терминов – прим. автора), интонация, бумажка (тексты читались с листа – прим. автора) и вообще вся тематика… Про Марс так и не поговорили». «Еще поговорим про Марс, – успокоил Псой Короленко. – А про термины… Это тот уровень языковой активности, который мне был доступен в рамках написания данной статьи. Кстати, это ответ на ваш вопрос о бумажке. Я читал текст, который претендует на некую художественную ценность. Я его наизусть не помню... Я понимаю, что вы стебетесь, когда говорите, что слова вам непонятны. Вы на самом деле хотите, чтобы я говорил живым языком? Но ведь страшно… Я боюсь говорить, я защищаюсь терминами! А другая причина – я не боюсь говорить такими словами, не стесняюсь их употреблять. Я отвечаю за «базар»: если я сказал «трансгрессия», значит «трансгрессия». Я отвечу за этот «базар»! Пацан сказал – пацан ответил!»

После этой небольшой веселой перебранки с залом Псой почти «под занавес» прочитал еще один текст – впечатление от поездки в Европу, написанный совместно с писателем Кириллом Боголюбовым. Действительно ироничный, смешной текст (легкое глумление над европейским «раем») окончательно развеял некие гнетущие ощущения от первых двух эссе. Завершил Короленко свое выступление песней Шиша Брянского (постмодернистский панк) и окончательно сорвал этим бурные аплодисменты… А на вопрос про Марс Псой предложил сидящим в зале ответить самостоятельно.

P.S.: «Песни у него лучше, чем доклады», – сказала сидящая рядом со мной девушка. А кто-то ей иронично (можно сказать, в духе всего вечера) заметил: «Так поет он – за деньги, а лекция – бесплатная»…


Илья Калинин
Фото Ирины Гавва

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА