Отдых с гарантией

Рост конкуренции между туроператорами не приведет к снижению цен

Отдых с гарантией

С 1 июня этого года вступает в силу новый закон «Об основах туристской деятельности в России». По новым правилам, в случае непредвиденных ситуаций туроператоры должны будут предоставлять потребителям финансовые гарантии – только при таких условиях фирма будет зарегистрирована. Сегодня документы в Ростуризм на включение в Единый федеральный реестр туроператоров подали около 20 новосибирских туристических компаний. О том, как новый закон отразится на местном рынке туристических услуг, рассказывает Галина Машухова, исполнительный директор Новосибирской ассоциации туристских организаций.

Что изменится в российском турбизнесе после 1 июня?

С 1 июня для потребителя ничего особо не изменится – путевки все так же можно будет приобрести в турфирмах, все тот же закон будет защищать права потребителя. Однако у потребителя теперь появилось больше гарантий в том случае, если фирма исчезает - тогда остается гарант, который может погасить задолженность в размере 5 миллионов рублей для зарубежного туризма и 500 000 рублей для внутреннего, а со следующего года – 10 миллионов рублей для зарубежного и миллион для внутреннего туризма.

Можно ли говорить о том, что российский турист теперь более защищен от недобросовестных туроператоров?

Да, операторский рынок стал более защищенным от каких-то катаклизмов, связанных с экономической нестабильностью фирмы или другими обстоятельствами.

То есть сегодня можно быть уверенным, что ситуация, произошедшая в прошлом году с нашими туристами на Филиппинах, уже не повторится?

Да, сегодня бы тот, кто выступал гарантом фирмы «Серп и К», заплатил бы потребителям. Хотя там ведь никто не пострадал. Туристы были отправлены вовремя, и говорить, что та ситуация является типичной, нельзя. Дело в том, что в той ситуации некоторые туристы очень безответственно относились к своим правам, отдавая деньги без всяких договоров. Этого делать нельзя! С туристической фирмой, которая продает путевку, обязательно нужно подписывать договор.

Сегодня Ростуризм обнадеживает россиян тем, что вскоре путевки станут дешевле из-за роста конкуренции среди туроператоров. Так ли это?

Я не разделяю этого оптимизма. Туристический продукт формируется из двух основных составляющих – это перелет и проживание. Цену на перелет формирует авиаперевозчик или любой другой производитель этого продукта, а цену за проживание формирует партнер то стороны, который также не зависит от существования или отсутствия гарантий на территории России. Эти составляющие вряд ли будут меняться, поэтому говорить о каком-то резком удешевлении туров не приходится.

Недавно компания «Евросеть» начала продажу туристических путевок в своих салонах, кроме того, в стране создается новая турагентская сеть на базе действующих почтовых отделений, где также можно будет купить турпутевки. Как вы относитесь к таким нововведениям?

Члены нашей Ассоциации отнеслись к этим сообщениям без оптимизма, потому что нам хочется, чтобы на рынке работали профессионалы и отвечали за услуги, которые они предоставляют. Туристический рынок очень непростой, и подготовить для этой сферы хорошего менеджера достаточно сложно. Это не то же самое, что набрать энергичных мальчиков и девочек для продажи сотовых телефов. Поэтому опасения вызывает то, что кадры, работающие в этих сетях, не будут достаточно квалифицированные.

Как может обезопасить себя потребитель туристического продукта?

Во-первых, проверить законодательную базу – включен ли оператор в реестр, который формирует федеральное агентство с 1 июня. Во-вторых, если это турагентство, то в договоре обязательно должен быть указан оператор, который формирует тур, и его номер в реестре. Обязательно нужно посмотреть государственную регистрацию фирмы и постановку на учет, то есть три документа, которые можно спрашивать у агентства. Гарантией надежности фирмы является и членство в нашей организации – в нашу ассоциацию мы не принимаем всех подряд. Я бы не советовала обращаться в фирму, которая работает на рынке менее года. Также хотелось бы предупредить, что не стоит соблазняться очень низкими ценами на путевки – ситуации, когда происходит неожиданный «выброс» путевок по демпинговым ценам, должны настораживать, потому что резкого удешевления быть не может. Это либо чистое мошенничество, либо некачественный продукт.

Значит ли это, что горящие путевки – обман?

На самом деле понятия «горящие путевки» на рынке давно не существует. Ситуации, когда у людей внезапно что-то случается и человек отказывается от путевки в последний момент, – это редкость. Например, все путевки до конца июня были проданы еще месяц назад, практически закончились продажи на август. Сейчас люди стали планировать свой отдых заранее, поэтому на сегодняшний момент понятия «горящие туры» нет. Вообще, сегодня зачастую спрос превышает предложение, и нередко путевок даже не хватает – так происходит во время высокого сезона. Поэтому рекомендую планировать свой отдых заранее.


Марьяна Берязева

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА