FUNK-туризм за Садовым кольцом

О новых направлениях местного туризма рассказывает директор агентства событий «УРА!» Алексей Казаринов

FUNK-туризм за Садовым кольцомВсе фотографии

Классифицировать летне-отпускной отдых можно по-разному - например, разделить на местный и не-местный. А дальше идет большое количество вариантов и тарифов: «Семья-тур», «Алко-тур», «Один-дома-тур», Extreme-party и так далее. В последнее время в Сибири стал отчетливо проявляться новый вид туризма – культурный, или событийный туризм. В этом случае турист выбирает не только отдых, но и программу своих действий – какое-то событие, ради которого он и посещает то или иное место отдыха. Один из родоначальников такого событийного туризма в Сибири Алексей Казаринов, директор агентства событий «УРА!», имеет свою классификацию этого вида отдыха.

Алексей, событийный туризм – это ноу-хау или известная традиция?

Для Сибири, конечно же, это еще ноу-хау. У нас долгое время события и туризм существовали отдельно: какие-то события и параллельно – туризм. Только в последнее время эти параллели начинают пересекаться, находить взаимный интерес. В Сибири по сравнению с Россией еще слишком силен голод по путешествиям: куда-то поехать уже становится событием. И лишь небольшой процент людей, которые имеют опыт в поездках, начинают понимать, что просто приехать куда-то – это не все, что нужно для полного счастья. А у нас туризм пока что занимается тем, что продает места проживания и транспорт.

Культурный туризм очень развит в Европе. Там существует огромная ниша событий разного калибра – от музейных ночей, рок-фестивалей до Октобер-фестов и гей-парадов. Как понимаете, нам пока до этого далеко.

Что нас ждет в ближайшее время на рынке событийного туризма?

Во-первых, совершенно точно, что эта тенденция сформируется в полноценную бизнес-нишу. Более того, уже можно определить классификацию будущего рынка. В агентстве событий «УРА!» несколько иронично и цинично выделили три таких сегмента: туризм в стиле FUNK, панк-туризм и этнофанк.

Что такое панк-туризм?

Черта таких событий – «мультикультурный трэш». В буквальном значении – смешение стилей, направлений, концепций. Чаще всего у нас такие проекты существуют для студентов, где КВН мягко переходит в русский хор. Вторая черта – вся эта мешанина не важна для туристов, она лишь фон, декорация для истинного гендерного события, в котором важны, грубо говоря, отношения между мальчиками и девочками. Яркие примеры – Дни Энергии на Алтае и гей-парады в Берлине.

Конечно, как класс события в стиле «панк» могут быть очень высокого уровня, иметь идеологическую подоплеку и пр. Главное, что это нормальный вид туризма, и это надо понимать. У нас же пока власти и организаторы, не имея классификации, не понимают и не могут управлять такими событиями. Соответственно, лучше запретить.

То есть вы считаете, что такие события безобидны?

События безобидны, если они профессионально организованы. У нас же пока получаются просто электронные Вальпургиевы ночи, которые при желании можно прекрасно «упаковать».

А как же туризм в стиле FUNK?

Этот вид туризма использует технологии фанки-бизнеса – традиционную сферу делает инновационной, добавляя в нее, с одной стороны, эмоциональность, демократичность, с другой – конкретную задачу. Такие фестивали имеют определенную маркетинговую цель, причем целью может выступать продвижение не только определенных брэндов, но и направлений, идей, сообществ.

Примеры туризма в стиле FUNK гораздо больше распространены. Это рок-фестивали («Крылья», Tuborg Green Fest), это Октобер-фест, это множество музыкальных европейских событий. События в стиле FUNK – это как бы хулиганские события, но на самом деле инициированные компаниями как способ продвижения брэнда. То, что сейчас хотят сделать с Sunvibes, это как раз пример из разряда таких «фанковых» событий в формате новых организаторов. Вот пример, когда панк переходит в фанк. С одной стороны, все достаточно свободно – музыка, люди, тусовка, с другой – четкий формат и правила, определенные торговой маркой.

Расскажите о третьем направлении событийного туризма.

Этнофанк можно считать формой «фанковых» событий, но они уже имеют определенную тематику. С одной стороны, этот сегмент поддерживает формат фанк-стиля, но по содержанию имеет четкую этно-траекторию. Такие события тоже очень развиты в Европе и имеют вид неких исторических аттракционов. Например, фестиваль в Эдинбурге, когда люди могут ощутить себя предками-шотландцами и метать разные булыжники весом по 16 кг. Или коррида – конкретный исторический ритуал, экшн, который популярен до сих пор. И ни у кого не возникает даже мысли, что история стара, умерла и пр. Этнофанк – это туризм, организованный вокруг исторических тем, но в современной интерактивной форме.

Как я понимаю, ваш фестиваль «Живая вода» как раз из разряда таких событий?

Да. Событийный этнотуризм возникает, когда человек хочет одновременно отдыхать, развиваться и обучаться, когда люди понимают, что история может быть модной, современной и красивой. На таких событиях всегда есть чередование, например, музыки, к которой мы не привыкли и ее не знаем, и «фанковых» аттракционов – игр, этно-писем и т.п.

Да, часто люди хотят что-то узнать, увидеть какие-то интересные вещи, услышать музыку. Но тут дело не только в желании аудитории, но и в организации такого события…

Это действительно так. Организация событийного туризма, в особенности этно, требует совершенно нового вида профессионалов – событийных менеджеров. Чем, собственно, и занимается агентство событий «УРА!» – обучает и выдвигает на рынок таких людей. Потому что мало быть просто хорошим менеджером – заказать автобусы, организовать билеты и пр. События требуют четко построенной концепции, хорошо подобранной программы, режиссуры. Событийный режиссер – это и концептуалист, и кризис-менеджер, а такие качества нечасто сочетаются. На примере «Живой воды» это звучит так: как представить современное этно, а не сделать представление фольклорных коллективов при имеющемся ресурсе.

Какие проблемы вы видите в событийном туризме?

Я назову четыре основные проблемы, которые тормозят развитие этого направления.
Первое – отсутствие стратегии и концепции развития культурных событий в туризме. Как следствие – отсутствие менеджмента и культуры событий.

Второе – географическая эргономика и энергетика места. С древних времен в земледелии существует практика борьбы с истощением земли. Вспаханное поле отдыхает несколько лет, восстанавливая силу. Что происходит с Кузлинской поляной на Алтае? За столько лет непрерывный поток фестивалей истощил энергетику места. Элементарная эргономика. Представьте себе диван, он рассчитан на определенное количество человеко-часов. Если на него усядется больше нормы, он сломается. То же самое происходит и с местами проведения фестивалей. Причины – в непрофессионализме событийных менеджеров.

Третье – бедность рынка событийного туризма. Мы имеем огромный потенциал этой ниши и мизерное количество людей, ресурсов, которые могли бы работать с ней. Пока событийный туризм – это 2-3 мероприятия в Горном Алтае, в отдельно взятом районе. В этом году агентство событий «УРА!» проводит с партнерами мониторинг тем и площадок для событийного туризма в Новосибирской области, потенциал которой не меньше, чем у Алтая.

Четвертое – пресса. Проблема в том, что в Западной Сибири нет качественной культурной аналитики. Если организаторы фестиваля в теплых отношениях с журналистами, то материал выходит позитивный, эмоциональный, например, «было много людей, была музыка» и т.д. А в чем смысл фестиваля? Что хотел сказать автор? На фоне этой тенденции должна появляться и профессиональная событийная пресса, которая будет участвовать в формировании культурного туризма.

Чего нам ждать?

Тепла! Сегодня мы выступаем в качестве инициаторов создания Ассоциации событийных менеджеров. Думаю, это позволит разнообразить внутренний туризм за Садовым кольцом, сделать много хороших профессиональных проектов. Впереди событийное лето!


Яна Голубева

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА