Зоркий глаз УФАС

Руководитель антимонопольного ведомства отмечает рост претензий частных лиц к новосибирскому бизнесу

Зоркий глаз УФАС

Какие изменения произошли в антимонопольном законодательстве? Почему в Новосибирское УФАС России все чаще стали обращаться физические лица - не бизнесмены, а обычные жители нашего города? Можно ли зафиксировать договоренность между игроками рынка по установлению монопольной цены? На эти и другие вопросы ответил в интервью корреспонденту НГС.НОВОСТИ Сергей Гаврилов, руководитель Новосибирского УФАС России.

Расскажите об изменениях в антимонопольном законодательстве?

С 26 октября 2006 года действует Федеральный закон «О защите конкуренции», который внес существенные изменения в антимонопольное законодательство. Например, данным законом уточнен понятийный аппарат. Введено понятие согласованных действий, для отдельных рынков вводится понятие коллективного доминирования.

В новой редакции упорядочены понятия государственной и муниципальной помощи хозяйствующим субъектам. Это позволяет лучше контролировать предоставление льгот и преимуществ отдельным предприятиям.

Сейчас в законе четко определено, что является государственной и муниципальной помощью и для каких нужд она требуется, чтобы не было моментов, когда той или иной организации необоснованно выделяется финансовая помощь, ставящая организацию в неравные, преимущественные условия по отношению к другим участникам рынка.

Также в закон «О защите конкуренции» внесена статья, которая устанавливает четкие требования к торгам и особенностям отбора финансовых организаций.

Если факт недобросовестной конкуренции доказан, то какие наказания ждут нарушителей антимонопольного закона?

Безусловно, законодательство не может функционировать, если не будет меры ответственности. В новом законе процедуры прописаны достаточно детально, чтобы реагировать на нарушения законодательства.

Кроме того, 13 мая вступает в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий ужесточение санкций за нарушение антимонопольного законодательства. Законодатель устанавливает меру ответственности в виде штрафа для должностных, физических и юридических лиц.

Так, за нарушение антимонопольного законодательства недобросовестным компаниям придется заплатить от 1 % до 15 % выручки от реализации товара на рынке.

Хотелось бы отметить, что сам факт доминирования на рынке не является нарушением антимонопольного законодательства. А вот злоупотребление своим доминирующим положением, установление своих правил игры на рынке является уже нарушением. В этих случаях и предусмотрена ответственность.

Почему не только юридические, а физические лица, простые граждане, стали чаще обращаться в УФАС?

Дело в том, что изменилось содержание редакции закона «О защите конкуренции». В нем проявилась такая норма, что жалобу на действия хозяйствующего субъекта или органа власти может подать не только юридическое, но и физическое лицо.

А если люди войдут во вкус, начнут бесконечно сутяжничать?

Вы правы, такое возможно. Количество обращений велико. Только по поводу злоупотреблений предприятиями и организациями доминирующим положением в 2006 году поступило 91 заявление и обращение, а дел по ним возбуждено всего 6. То есть люди часто пишут заявления по вопросам, решение которых лежит вне сферы действия антимонопольного законодательства. Такие обращения мы перенаправляем в Роспотребнадзор, прокуратуру, другие органы власти для рассмотрения их по существу в рамках полномочий этих органов.

Мне кажется, что люди все чаще подают заявления, касающиеся нарушения закона «О рекламе»? Почему это происходит?

Рынок рекламы динамично развивается. Мы все являемся вольно или невольно потребителями рекламных услуг. Поэтому очень много претензий идет от физических лиц, к которым, собственно, эта реклама и обращена через газеты, журналы, электронные СМИ и т.д. В июле прошлого года вступила в силу новая редакция закона «О рекламе», которая внесла ряд изменений в действовавшие ранее нормы.

Так, новая редакция закона не содержит полного запрета на распространение рекламы алкоголя в СМИ. Согласно закону такая реклама не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов. Таким образом, размещенная реклама на других страницах будет в рамках закона.

Мы отмечаем очень много нарушений при рекламировании лекарственных средств и медицинских препаратов, пива, табачных изделий.

Какие хозяйствующие субъекты наиболее часто нарушают антимонопольное законодательство?

Они по-прежнему традиционны - это компании, представляющие отрасли теплоэнергетики, железнодорожный транспорт, связь, строительный комплекс. На их действия жалоб поступает больше всего.

На фоне бума потребительских кредитов в УФАС все чаще рассматривают дела о ненадлежащей рекламе со стороны банков. Как они реагируют на такие процессы в УФАС? Давления не ощущаете?

Безусловно, банки возмущаются. Но ни о каком давлении я бы говорить не стал. Право банков оспорить наши решения в суде, что юристы банков и делают. Это нормальная демократическая процедура.

Есть ли методики, позволяющие фиксировать факты договоренности между игроками рынка, например, на том же рынке нефтепродуктов?

Новосибирское УФАС России вот уже несколько лет ведет мониторинг цен на розничном и оптовом рынках нефтепродуктов. Анализируем причины роста цен. Если рост цен происходит по причине доминирования на рынке какого-то предприятия, то можно говорить о нарушении антимонопольного законодательства.

Самый крупный игрок на этом рынке в Новосибирске – «Новосибирскнефтепродукт». Он занимает порядка 21–22 % рынка, но такая доля на рынке не позволяет нам квалифицировать его действия как нарушения. Но, как я уже отмечал, новый закон «О защите конкуренции» вводит понятие согласованных действий, что позволяет доказывать в суде факт осуществления согласованных действий хозяйствующими субъектами при осуществлении ценового параллелизма. Мы следим за поведением участников этого рынка.

Последнее время наблюдается тенденция сокращения обращений в УФАС для согласования сделок?

Новый закон «О защите конкуренции» снижает административное бремя на бизнес. В частности, по новому закону отменяется согласование каждой сделки по приобретению акций. Получение предварительного разрешения антимонопольных органов обязательно только для приобретений блокирующего пакета (25 %), контрольного (50 %) и пакета, исключающего возможность блокирования решений акционера третьими лицами (75 %). Исчезает предварительное согласование создания финансовых организаций и увеличения их уставного капитала, а также увеличиваются пороговые значения для предварительного согласования сделок – до 3 млрд рублей, для уведомлений о совершении сделок – до 200 млн рублей. Это сокращает количество сделок, подлежащих согласованию.

Эти изменения, по наши прогнозам, должны повлечь уменьшение таких обращений в 6 – 8 раз. Подводя итоги за первый квартал, могу сказать, что уменьшение количества уведомлений ходатайств составило примерно 2,5 раза. Этот факт свидетельствует о масштабах экономических процессов в области. Крупный бизнес сформировался, и сделки происходят между крупными игроками рынка.


Михаил Фокин

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА