«Я хочу сделать существ, похожих на людей»

Новосибирск посетил гуру цифровых технологий и идейный отец «жидкого» терминатора из одноименного фильма

Гуру цифровых технологий и один из пионеров их использования в современном искусстве профессор Токийского университета Юичиро Кавагути приехал в наш город в рамках 4-го Международного фестиваля aniGma. Новосибирск уже знаком с удивительными картинами г-на Кавагути, но теперь мастер цифрового искусства показал в кинотеатре «Победа» пластическую видеоинсталляцию. Сюрреалистический пейзаж на экране кинозала жил своей жизнью и реагировал на движения танцоров группы «Система единиц» («Вампитер»). Перед корреспондентом НГС.НОВОСТИ г-н Кавагути предстал в образе веселого и жизнерадостного японца, правда, с каждой минутой он все больше начинал напоминать экстравагантного профессора из фантастического голливудского фильма.
С чего и когда началось ваше увлечение цифровыми технологиями в искусстве?

В 1975 году. Тогда я впервые сделал нечто относящееся к искусству именно на компьютере. Меня заставило сделать это то, что я был очарован красотой раковин, которые существуют на Земле несколько миллиардов лет. Это подвигло меня математически рассчитать то, как они строились, и создать эту модель на компьютере. Форма раковины очень красива для человеческого глаза и с точки зрения математического расчета. Она очень похожа и на спирали нашей Вселенной, и на то, как выглядит Млечный путь. Мне очень хотелось полететь в космос, а эти завороты раковины напомнили мне его. Я был просто очарован этой красотой. Это первое, что я сделал в 70-х годах. И я решил соединить математику с искусством.

Вас называют гуру цифровых технологий, а кто для вас является гуру?

Не столько в компьютерной графике, но человек, о котором я думал, когда создавал свои произведения, это Леонардо да Винчи. Он тоже соединял в чем-то искусство и математический расчет. Я на него пытался равняться, когда творил свои произведения.

Где еще находят применение ваши работы, кроме как в художественных выставках и театральных видеоинсталляциях?

Один из проектов – создание роботов, которые воспроизводили бы движения живых существ, например, таких как медузы или кальмары, а потом запуск этих существ в космос: как минимум – на Луну или Марс, как максимум – за пределы Солнечной системы. Вылет в космос таких произведений – необходимый элемент проекта. Используя человеческие гены, хотелось бы сделать существ, похожих на людей. Не механизмы. Тем самым можно запустить в космос опыт и знания, накопленные человечеством.

То есть вы рассчитываете создать не просто роботов, а некие биологические существа?

Новые биологические виды. Не обычные машины из металла, как все роботы, а именно некие биологические создания. Так как полет в космос занимает много лет, надо создать такие существа, которые бы сумели прожить все это время и еще что-то донести до нас. Существа должны быть нового типа: не трехмерные, а четырех-, пятимерные и т.д. Они должны быть созданы из какого-то особого материала, который бы делился и собирался, делился и собирался… Надо, чтобы они смогли устоять перед световой скоростью. А человеческое тело не выдержит такого полета. Чтобы облететь всю Вселенную, нужен более прочный материал, чем человеческое тело. Но должен быть сделан акцент на генетические технологии.

А цель этой миссии какова?

Выжить. И продлить жизнь. Не столько продлить жизнь самим этим существам, сколько человечеству в целом. Если сравнивать с динозаврами, то человечество через какое-то относительно короткое время закончит свое существование. Поэтому нужно искать пути отступления, например – в космос. А так как свет, по сути, движется очень медленно, то и нужно думать, как воплотить все это в четырех-, пятимерном пространстве и т.д. Эти существа будут продолжением человечества: они смогут нести в себе наш прошлый опыт, летать в космос, быть четырехмерными, продолжать развиваться, самовоспроизводиться и др. В общем, впереди пойдет искусство, а за ним – наука. Но самое главное - для того чтобы эти новые существа не разрушили и не поработили нашу культуру, надо отправить их куда-нибудь подальше.

Для такой глобальной идеи может стоит найти спонсора, например…

(Смеется) Это будет государственный проект!

…Билла Гейтса?

О-о! (Смеется) Было бы неплохо! Это даже лучше, чем государственный проект! У меня есть друзья в Голливуде, которые занимаются компьютерной графикой. Может, они чем-то помогут.

Насколько я знаю, среди ваших друзей в Голливуде есть и те, кто создал «жидкого» терминатора в фильме «Терминатор-2»?

Да. Произведения, которые я сделал 20 с лишним лет назад, и послужили в качестве идеи для создания этого терминатора. Я говорил об этом в интервью для японского телевидения. Это были мои медузы, такие все переливающиеся, жидкие. Они и стали основой для модели Т-1000 (модель «жидкого» терминатора в фильме «Терминатор-2» – прим. автора).

А что это за проект «Новая эстетика жизни», над которым вы работаете в Токийском университете?

Вот, например, история кино. Она насчитывает более 130 лет, а новая эстетика – то, что возникнет не как просто плоское двухмерное изображение, а трехмерное, которое будет еще реагировать на прикосновения. Смотришь фильм, где появилась какая-то трехмерная вещь. Хоп! И экран выдвинулся по направлению к вам. А так как есть люди, которые не очень хорошо уворачиваются от всяких выступающих из экрана предметов, то будут разные уровни: уровень для начинающих, для бабушек и дедушек, например, средний уровень и т.д. Один и тот же фильм можно будет смотреть на разных уровнях. Вот такого плана вещи – на стыке культуры и спорта.

А если не успеешь увернуться от выступающего из экрана предмета?

Ну, прилетит экраном. (Смеется) Сейчас это все уже есть, но пока предметы ненамного высовываются из экрана, а в будущем – до 5–6 метров можно будет увеличить это расстояние.

А что еще в нашем мире может перейти в ближайшее время в разряд цифры? Кино, фото, телевидение, даже театр уже становятся цифровыми.

Мозг, сердце, сосуды… Видимо, с помощью цифровых технологий можно будет как-то контролировать изнутри анатомические особенности человека, его внутренности.

А это не опасно? Вспомним распространенные фантастические сюжеты о порабощении человека искусственным разумом.

Может быть, опасно, может – не опасно… (Смеется) Поэтому надо их куда-то подальше отправить – на Марс или еще куда. Но человечеству необходимо преодолеть эту опасность и развиваться дальше.

Какую мудрую мысль для себя вы усвоили в жизни?

Самым мудрым я считаю не столько какую-то фразу, сколько принцип, которому я следую до сих пор: искусство и спорт должны развиваться и совершенствоваться вместе, в одном ключе. И самым важным я считаю, что надо испытать все на себе. Живой опыт бесценен! Художник, творец должен путешествовать как можно дольше, забираться в самые труднопроходимые места: джунгли, морское дно, космос и т.д. Искусство должно находиться на грани с выживанием. Если испытывать все на себе, ориентироваться на природу, на личный опыт, то технологии развиваться будут только сильнее.

Так вот почему вы приехали в Новосибирск? Это для вас такой способ находиться на грани выживания?

(Смеется) Новосибирск меня поразил тем, что сто с небольшим лет назад здесь еще толком ничего не было. Это очень новый город, который как раз был построен на принципах выживания. Даже больше чем новый, здесь подходят такие слова – «развивающийся», «бросающий вызов». Может быть, 200 лет назад здесь вообще не было никого – одни медведи и лисы. Поэтому для меня такие места, где сохранился, так сказать, дух дикой природы, несут некое очарование.


Илья Калинин
Фото Евгении Брыковой


НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Новости звёзд

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено