Этому дала, а этому не дала

Культура чаевых в Новосибирске отличается от американской, японской и томской

Чаевые во всем мире – это знак проявления вежливости. Тебя качественно обслужили, ты – отблагодарил этого человека денежным вознаграждением, добавленным к счету. Культура чаевых в России, в том числе и в Новосибирске, появилась относительно недавно, можно сказать, она пока только складывается, но складывается довольно активно, поэтому вопрос «А давать ли и сколько?» у многих людей, пришедших в кафе или ресторан, возникает регулярно.
За рубежом чаевые оставляют официантам, барменам, носильщикам, гидам, швейцарам и даже таксистам. Всем тем, кто обслужил вас не только качественно, но и, как говорится, с душой. Чаевые существуют, по большому счету, в сфере развлечений. Иначе, можно рассуждать о чаевых для продавцов супермаркетов, быстро и без ошибок вас рассчитавших, о чаевых для консультантов салонов бытовой и электронной техники, которые действительно разбираются в предлагаемом товаре… Хотя и у нас иногда чаевые присутствуют в иных сферах. Вряд ли в ближайшее время мы начнем массово платить дополнительные деньги таксистам (хотя и у них понятие «чаевые» существует), но вот на бензозаправках какие-то деньги многие водители регулярно отдают тем сотрудникам, кто расторопно помог им заправить топливом бак.

Культура чаевых во всем мире складывается по-разному. От кого мы кардинально отличаемся, так это от Японии (здесь деньги за обслуживание давать не принято – можно даже оскорбить человека) и от США, где практически везде 15 – 20 % на чай подразумеваются сразу же, и неважно, как тебя обслужили в заведении. Комментирует новосибирский ресторатор Денис Иванов: «Однажды, когда сервис в Америке был неудовлетворительным, за мной директор ресторана с администратором бежали с «факами» и т.д. Я не оставил чаевые. Чаевые, на мой взгляд, это – определение самим человеком качества сервиса. А в Америке это – негласный платеж. Вот ты видишь в ресторане, что у тебя счет на 100 долларов, на самом деле, он на 120».

Похожая ситуация и в заведениях Италии, где чаевые (стоимость обслуживания) включены в счет отдельной строкой – от 10 до 15 %. Рассказывает работник турбизнеса Денис Астахов: «В Москве в некоторых заведениях я такое видел – сумма такая-то, за обслуживание – столько-то. Я чаевые оставляю почти постоянно. Чтобы я их не оставил, меня нужно вывести из себя. Это, когда я жду меню минут 15, блюдо мне несут минут 30, хамят и т.д.».

Среди городов-соседей Новосибирска особая ситуация в Томске. Здесь во многих заведениях люди порой даже удивляются, когда им оставляют на чай. Некоторые наблюдатели считают, что это связано с тем, что в городе преобладают студенты, которые экономят каждый рубль.

В Новосибирске люди платят дополнительные деньги, как правило, в том случае, когда обслуживание им действительно понравилось. Чаще всего на чай оставляют незначительную сумму (30 – 50 рублей), округляют сумму счета и не берут сдачу или «благодарят» в пределах 10 % от заказа. Больше 1/10 от счета платят лишь единицы.

В большинстве наших заведений вознаграждение официанту приветствуется, но всегда остается, как порой даже пишут на чеках, «на усмотрение гостя». Один из первых и немногих ресторанов, где чаевые включались сразу в счет, был ресторан «Классика». Денис Иванов, ранее имевший отношение к этому месту, рассказывает: «Поскольку люди у нас совершенно не приучены оставлять чаевые, мы просто вписывали в каждый счет 5 % за сервис. Потому что мы знали, что в «Классике» плохого сервиса не бывает. Бывает, что приходят гости, у которых не все в порядке с головой. И они начинают, знаешь, как в «Алисе в Зазеркалье»: едала я такую фуа-гра, по сравнению с которой эта фуа-гра просто не фуа-гра! Я видел таких людей, которые не хотели платить и просто друг перед другом выделывались».

Если за рубежом чаевые – серьезная часть заработной платы обслуживающего персонала, то у нас, как правило, хорошие чаевые можно заработать только в дорогих заведениях. Некоторые официанты в таких местах могут зарабатывать на «чай» до 1500 рублей в день.

Наше население еще в основной своей массе не привыкло к такой культуре, и заработки большинства еще не такие, чтобы постоянно оставлять хотя бы 10 % за обслуживание, да и обслуживание иногда оставляет желать лучшего.

В системе распределения чаевых есть тоже разные нюансы: чаевые могут складываться в «общий котел», а потом распределяться среди всех работников смены (только официантов или еще поваров), а могут выделяться только тому, кто их заработал.

Генеральный директор Управляющей компании «Ресторатор» Олег Ионко считает, что минимальные чаевые должны предполагаться сразу, а сверх этого – на усмотрение клиента. Если же говорить о распределении, то в сети своих заведений, уточняет г-н Ионко, они отходят от принципа «общего котла»: «Последнее время в Новосибирске и у нас в частности, люди больше, чем полгода в среднем не работают, а работа рассматривается, как непостоянная. В этом случае эффективнее – индивидуальные чаевые. Потому что бывают официанты старые, которые пару лет уже работают и являются профессионалами. И не логично делиться с молодыми, которые очень часто ротируются».

У иных участников ресторанного бизнеса на этот счет есть другое мнение: индивидуальные чаевые поощряют наплевательское отношение к другим столам и гостям, так как официант уделяет все внимание тому столику, где ему чаевые предполагаются.

Культура чаевых в Новосибирске еще до конца не сложилась, а уже, как замечают некоторые, началась борьба против нее. Директор клуба «Рок-Сити» Максим Коротких рассказывает: «Я часто слышу, что есть много противников, которые возмущаются: «С какой стати? Официанты работают за зарплату!» Мне кажется, что это просто жмоты. Я считаю, за любую услугу, если она тебе понравилась, можно оставить на чай. Ну, кроме услуги инспектора ГИБДД».


Илья Калинин

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено