Этому дала, а этому не дала

Культура чаевых в Новосибирске отличается от американской, японской и томской

Этому дала, а этому не дала

Чаевые во всем мире – это знак проявления вежливости. Тебя качественно обслужили, ты – отблагодарил этого человека денежным вознаграждением, добавленным к счету. Культура чаевых в России, в том числе и в Новосибирске, появилась относительно недавно, можно сказать, она пока только складывается, но складывается довольно активно, поэтому вопрос «А давать ли и сколько?» у многих людей, пришедших в кафе или ресторан, возникает регулярно.

За рубежом чаевые оставляют официантам, барменам, носильщикам, гидам, швейцарам и даже таксистам. Всем тем, кто обслужил вас не только качественно, но и, как говорится, с душой. Чаевые существуют, по большому счету, в сфере развлечений. Иначе, можно рассуждать о чаевых для продавцов супермаркетов, быстро и без ошибок вас рассчитавших, о чаевых для консультантов салонов бытовой и электронной техники, которые действительно разбираются в предлагаемом товаре… Хотя и у нас иногда чаевые присутствуют в иных сферах. Вряд ли в ближайшее время мы начнем массово платить дополнительные деньги таксистам (хотя и у них понятие «чаевые» существует), но вот на бензозаправках какие-то деньги многие водители регулярно отдают тем сотрудникам, кто расторопно помог им заправить топливом бак.

Культура чаевых во всем мире складывается по-разному. От кого мы кардинально отличаемся, так это от Японии (здесь деньги за обслуживание давать не принято – можно даже оскорбить человека) и от США, где практически везде 15 – 20 % на чай подразумеваются сразу же, и неважно, как тебя обслужили в заведении. Комментирует новосибирский ресторатор Денис Иванов: «Однажды, когда сервис в Америке был неудовлетворительным, за мной директор ресторана с администратором бежали с «факами» и т.д. Я не оставил чаевые. Чаевые, на мой взгляд, это – определение самим человеком качества сервиса. А в Америке это – негласный платеж. Вот ты видишь в ресторане, что у тебя счет на 100 долларов, на самом деле, он на 120».

Похожая ситуация и в заведениях Италии, где чаевые (стоимость обслуживания) включены в счет отдельной строкой – от 10 до 15 %. Рассказывает работник турбизнеса Денис Астахов: «В Москве в некоторых заведениях я такое видел – сумма такая-то, за обслуживание – столько-то. Я чаевые оставляю почти постоянно. Чтобы я их не оставил, меня нужно вывести из себя. Это, когда я жду меню минут 15, блюдо мне несут минут 30, хамят и т.д.».

Среди городов-соседей Новосибирска особая ситуация в Томске. Здесь во многих заведениях люди порой даже удивляются, когда им оставляют на чай. Некоторые наблюдатели считают, что это связано с тем, что в городе преобладают студенты, которые экономят каждый рубль.

В Новосибирске люди платят дополнительные деньги, как правило, в том случае, когда обслуживание им действительно понравилось. Чаще всего на чай оставляют незначительную сумму (30 – 50 рублей), округляют сумму счета и не берут сдачу или «благодарят» в пределах 10 % от заказа. Больше 1/10 от счета платят лишь единицы.

В большинстве наших заведений вознаграждение официанту приветствуется, но всегда остается, как порой даже пишут на чеках, «на усмотрение гостя». Один из первых и немногих ресторанов, где чаевые включались сразу в счет, был ресторан «Классика». Денис Иванов, ранее имевший отношение к этому месту, рассказывает: «Поскольку люди у нас совершенно не приучены оставлять чаевые, мы просто вписывали в каждый счет 5 % за сервис. Потому что мы знали, что в «Классике» плохого сервиса не бывает. Бывает, что приходят гости, у которых не все в порядке с головой. И они начинают, знаешь, как в «Алисе в Зазеркалье»: едала я такую фуа-гра, по сравнению с которой эта фуа-гра просто не фуа-гра! Я видел таких людей, которые не хотели платить и просто друг перед другом выделывались».

Если за рубежом чаевые – серьезная часть заработной платы обслуживающего персонала, то у нас, как правило, хорошие чаевые можно заработать только в дорогих заведениях. Некоторые официанты в таких местах могут зарабатывать на «чай» до 1500 рублей в день.

Наше население еще в основной своей массе не привыкло к такой культуре, и заработки большинства еще не такие, чтобы постоянно оставлять хотя бы 10 % за обслуживание, да и обслуживание иногда оставляет желать лучшего.

В системе распределения чаевых есть тоже разные нюансы: чаевые могут складываться в «общий котел», а потом распределяться среди всех работников смены (только официантов или еще поваров), а могут выделяться только тому, кто их заработал.

Генеральный директор Управляющей компании «Ресторатор» Олег Ионко считает, что минимальные чаевые должны предполагаться сразу, а сверх этого – на усмотрение клиента. Если же говорить о распределении, то в сети своих заведений, уточняет г-н Ионко, они отходят от принципа «общего котла»: «Последнее время в Новосибирске и у нас в частности, люди больше, чем полгода в среднем не работают, а работа рассматривается, как непостоянная. В этом случае эффективнее – индивидуальные чаевые. Потому что бывают официанты старые, которые пару лет уже работают и являются профессионалами. И не логично делиться с молодыми, которые очень часто ротируются».

У иных участников ресторанного бизнеса на этот счет есть другое мнение: индивидуальные чаевые поощряют наплевательское отношение к другим столам и гостям, так как официант уделяет все внимание тому столику, где ему чаевые предполагаются.

Культура чаевых в Новосибирске еще до конца не сложилась, а уже, как замечают некоторые, началась борьба против нее. Директор клуба «Рок-Сити» Максим Коротких рассказывает: «Я часто слышу, что есть много противников, которые возмущаются: «С какой стати? Официанты работают за зарплату!» Мне кажется, что это просто жмоты. Я считаю, за любую услугу, если она тебе понравилась, можно оставить на чай. Ну, кроме услуги инспектора ГИБДД».


Илья Калинин

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА