«Город мало приспособлен для удобной жизни»

Владимир Калужский попробовал отыскать уникальный стиль Новосибирска

Открытая дискуссия в джаз-клубе «Труба» на тему «В поисках новосибирского стиля» прошла довольно оживленно. Немаловажную роль сыграло и то, что докладчиком выступал интеллектуал и уважаемый многими человек - руководитель государственной филармонии Владимир Калужский, который, к тому же, перемежал свое выступление разными историческими рассказами о городе. Более серьезную беседу г-н Калужский составил с корреспондентом НГС.НОВОСТИ после своего публичного выступления.
Когда Вы говорите о новосибирском стиле, что подразумеваете в первую очередь?

Я рассматриваю городской облик, связанный с архитектурой, которая многослойна, потому что в каждый период, по крайней мере, три или четыре историко-политических периода, делали четыре разных города. Сейчас, наверное, четвертый создается – красно-кирпичный. Здесь единого стиля нет. Вот, скажем, в Петербурге, Ярославле – единый стиль. Даже Екатеринбург, пожалуй, какой-то свой стиль имеет, хотя он индустриальный город. Потому что есть некая доминанта – или производственная, или культурная.

А у нас символом города является Оперный театр – совершенно нетипичное здание, молодое - в два раза моложе по возрасту, чем город. А старого города нет.

Есть вещи, которые люди тоже не оценивают: названия некоторых улиц, которые мы сейчас произносим, не задумываясь, даны были еще до революции. Например, все писательские улицы – Тургенева, Белинского, Гоголя, Чехова… Их придумали не советские градоначальники, эти названия придумали в Новониколаевске. А у нас при советской власти в центре промышленного района называют улицы именами Станиславского и Немировича-Данченко. Или есть еще улица Моцарта, которая находится около Мясокомбината. Совершенно затертая, деревянная улица. Кому это пришло в голову? Для чего это делается?

Существует ли тогда вообще новосибирский стиль?

Он существует не как устойчивая художественная данность, а как постоянная изменчивость, связанная с интенсивным изменением облика города, с появлением новых культурных институтов, с постоянным притоком и сменой кадров - творческих людей в архитектуре, музыке, кино и т.д. Самое главное – отсутствуют традиции, которые только сейчас закладываются. Это – нормально. Для города, который насчитывает 700 лет, это – плохо. Для традиций нужна поколенческая дистанция: три-четыре поколения. Традиции закладываются в Научном центре, в Оперном театре… Но 50-60 лет, это – мало. Даже такая вещь, как традиция всякого рода народных уличных акций, карнавалов… Для этого нужно ментальность двигать: если в Венеции это делается 700 лет, то у нас – лет 10. Тут – чистая арифметика. Надо, в общем, набраться терпения.

Есть такое мнение, коль у нас все так хаотично создается в городе (в архитектурном плане), при отсутствии единого стиля, то может, и считать эту хаотичность, эклектику неким стилем? Эдакий Манхэттен получается…

Это – нормально. Когда-то же Новосибирск называли Сиб-Чикаго. Это – неизбежно, потому что сегодня при индивидуальном строительстве, при индивидуальных заказах, вкусах инвесторов, что еще может быть? Но мы все являемся заложниками того, что происходит в городе. Это – отсутствие, как принято сейчас говорить, национальной идеи в самом городе. Это демонстрирует слабость власти. Во-первых, потому что она на это поддается, покупается, на эти предложения, а во-вторых, у нее нет концепции, как город строить. Но даже если бы был четкий план, то кто-нибудь придет с хорошими деньгами или, скажем, с неким предложением, от которого, как известно, трудно будет отказаться. (Улыбается).

С другой стороны, у меня такое ощущение, что люди, которые «делают» город, понимают, что он еще не устоялся, и лет сто еще можно его жулькать, переставляя эти кубики.

Но все эти «манхэттены» будут оправданы, если при этом будет учитываться наш с вами комфорт. Я помню, писал в «Вечернем Новосибирске» где-то в начале 90-х годов о том, что у нас построили метро, и нет пандусов. И тогда, по-моему, Индинок мэром был, начали строить пандусы. А сегодня? Нет заботы, чтобы мамочки молодые с колясками могли нормально себя чувствовать, проблема и для инвалидов-колясочников. Вот когда мы реконструировали наш камерный зал (Дом Ленина – прим. автора), мы предусмотрели пандус. А вот на входе – не смогли, т.к. здание – памятник исторический, и архитектор не разрешает. Значит - инвалид лишен комфорта. А так ведь по всему городу. Город мало приспособлен для удобной жизни. Нет хозяина, напряженный бюджет и т.д.

Вот в Москве тоже ругают Лужкова, но там есть хотя бы названия улиц, которые как-то апеллируют к нашему сознанию, например – Арбат. И вернули все старые названия, правда, не при Лужкове. У нас не пошли дальше того, что на мэрии написано: Красный проспект, а в скобках – бывший Николаевский. Это хорошо, но этого мало. Получается, у людей нет памяти…

Но ее, Вы сами говорите, и не может быть, т.к. город – очень молодой…

Совершенно верно. Вот и начинается сакрализация объектов, которые не очень-то выглядят сакральными, с моей точки зрения. Можно сколько угодно поклоняться подвигу Покрышкина, но зачем создавать из него культ? А он создается, т.к. другого, в общем-то, и нет. Когда стоял бюст Покрышкину в центре города на переходе от Архитектурного института к бывшему Дому книги, это было чудесное место! Весь город назначал там свидания – «у Покрышкина» называлось. Сейчас он стоит где-то возле Обладминистрации и не заметен совсем. Вот совершили такой механический акт и – все. Правда, перенесли его из-за метро. Такие вещи говорят о том, что в городе нет креативных хозяев.

Так стоит сохранять такие «маячки», которые остались от прошлого?

Они должны быть. Должно быть у города и движение вперед, и какие-то возвратные, боковые движения. Надо создавать какие-то культурно-исторические приоритеты. А в городе этого нет. Он живет, задыхаясь. Задыхаясь в новостройках, новоделе… Об этом писал еще Илья Эренбург в 20-30-е годы в романе «Не переводя дыхания» о первой пятилетке. Это – про Новосибирск. Одно время Новосибирск перевел дыхание, где-то в 80-е годы, когда строилось метро, но сейчас строится все - везде и беспорядочно. Город становится все менее и менее городом для человека. Для меня это – самая главная проблема, все остальные решаемы.

Мы должны оставаться лишь наблюдателями этого процесса?

Мы должны быть участниками этого процесса. Если бы в Новосибирске, как и в других частях нашей страны, существовали бы понятия «гражданское общество» и «гражданское самосознание», все было бы по-другому. А так мы являемся зрителями в этом амфитеатре: здесь дом построили, там завод построили… Мы к этому не имеем никакого отношения, нас никто не спрашивает. Попробуйте в каком-нибудь Дюссельдорфе, да хотя бы в Варшаве, что-нибудь построить - такое начнется! У нас же дальше детской площадки во дворе, затрагивающей интересы даже не детей, а каких-нибудь бабушек, которым она удобна, не идет.

Т.е. задача наша перейти из разряда зрителей, если выражаться языком театра, в разряд участников...

Действующих лиц, реальных персонажей. Но пока нас ставят перед фактом, а дальше мы можем возмущаться… Но это все – коту под хвост. Васькин слушает и ест. Раньше власть боялась партийных, карательных органов. А сейчас она смотрит: ну, хорошо, подергались эти 50 или 1000 человек. Ну и что? Все совершенно спокойно делают свое сиюминутное дело.


Илья Калинин

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Новости звёзд

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено