«Первый экземпляр лег на стол Путину»

Новосибирские издатели собираются потеснить столичных книжных магнатов

«Первый экземпляр лег на стол Путину»

В прошлом году Новосибирская область заняла десятое место в России по тиражу изданных в регионе книг. Более 75 % новосибирских книг вышли под маркой «Сибирского университетского издательства». В этом году компания планирует войти в десятку ведущих российских книгоиздателей, потеснив столичных конкурентов. Корреспондент НГС.НОВОСТИ встретился с руководителем издательства Андреем Тыщенко и поговорил с ним об издательском бизнесе, снайперских патронах и ручном мангусте писателя Антона Чехова.

Как появилось издательство?

В 90-х годах костяк нашего коллектива работал в Издательстве НГУ. Однако в какой-то момент в рамках университетского издательства стало тесно. В итоге мы зарегистрировали фирму «Сибирское университетское издательство» и ушли в свободное плавание.

На чем начало зарабатывать новое издательство?

На книгах. Но после кризиса 1998 года доходило до того, что мы делали этикетки и коробки под патроны. В течение двух лет мы были крупнейшими в России производителями таких коробок – для снайперских, охотничьих патронов, всего более трехсот наименований. До сих пор в любом оружейном магазине вы можете увидеть упаковки, разработанные нашим издательством.

Почему не получалось зарабатывать на книжках?

На книжках тоже зарабатывали. Но на коробках зарабатывали больше. Конечно, сейчас мы выросли – и занимаемся только книгами. Причем нам даже не выгодно печатать их на заказ, мы занимаемся только собственными проектами.

Что же изменилось, почему печатать книги стало выгодно?

Главные изменения всегда происходят внутри себя. Сложнее всего было понять простую вещь: каждая книжка печатается для кого-то. Человек, покупающий книгу, делает это для того, чтобы удовлетворить какую-то свою потребность.

Между прочим, в Новосибирске порядка трехсот издательств, они выпускают огромное количество книг. А в сети «ТОП-книга» их, за редким исключением, фактически нет, и в этом не она виновата. Книгу просто не покупают. Часто заказчик платит издательству, оно выпускает его книгу тиражом в 100 – 500 экземпляров, и все... Книги хранятся у автора дома. Для чего нужна такая книжка?

Важно понять, что книги мы делаем не для себя, а для рынка. Эту мысль нам приходится напоминать друг другу до сих пор.

И какую нишу вы заняли, когда поняли это?

Помимо нормативной литературы, справочников, учебных пособий, сейчас мы работаем, на первый взгляд, в случайных сегментах. Например, мы много лет делаем уникальные книги в секторе дорогих книг для специалистов пищевой промышленности, поскольку работаем в тесном сотрудничестве с крупнейшими российскими специалистами и учеными. Например, нами издана книга «Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни», авторами которой являются ведущие российские специалисты, предисловие написано Г.А.Селезневым (в бытность его Председателем Госдумы), а первый экземпляр лег на стол Путину.

Другой пример. В России все должны изучать русский язык. А в Новосибирске живет автор широко известного пособия «Русский язык в таблицах» Александр Штоль. Наше издательство издает его много лет. В какой-то момент мы сообразили, что нужна не одна книга, а несколько. Для школьников, абитуриентов, студентов, одним нужно изучить русский язык, другим – быстро подготовиться к экзамену. Мы получили матрицу и начали заполнять каждую клетку. Сейчас на рынке порядка шести разных версий «Русский язык в таблицах». Реализация значительно выросла.

Наши сотрудники постоянно вычисляют сегменты на книжном рынке, в которые не пойдут крупнейшие издательства, а мы можем предложить что-то свежее и новое.

Как вычисляют такие сегменты?

Чудом, а также интуицией, опытом и ошибками, ошибками, ошибками. Из десяти изданных книг две продаются плохо, пять посредственно, зато три оставшиеся позволяют зарабатывать.

Изданием художественной литературы вы занимаетесь?

Мы занимаемся, но осторожно. Например, на днях выйдет роман-энциклопедия Александра Етоева «КНИГОЕДСТВО. Выбранные места из книжной истории всех времен, народов и планет» – очень интересная книжка. Она уже вошла в лонг-лист «Национального бестселлера», в список пятидесяти лучших российских книг, это достаточно большая удача. Кстати, если мы найдем сибирского автора, произведения которого нам понравятся, то...

Другой проект – издание классиков для школьников. Если мы просто начнем издавать, то окажемся в ряду двадцати таких же издательств. Тем не менее, мы за этот проект взялись – потому что придумали собственную изюминку.

Расскажите про изюминку.

На Западе есть формат издания книг классических авторов, в котором сами тексты занимают половину объема, поскольку снабжены огромным количеством примечаний, дополнений, иллюстраций.

Причем именно интересными дополнениями, которые всеми средствами пытаются заинтересовать школьника такой скучной вещью, как русская литература. У нас будет реконструкция обычного дня русского писателя. Будет карта, по которой двигаются его персонажи – наподобие тех, что имеются в книжках жанра фэнтези. Будут рецензии, в которых мы увидим, что Пушкина его современники порой ругали, на чем свет стоит. Или, к примеру, узнаем, что у Чехова был ручной мангуст по имени «Сволочь».

Кстати, на вашем томике сочинений Чехова для школьников я заметил слово «жопа»... Протестов родительских комитетов вы не боитесь?

На обложке напечатан исторический документ, описывающий имущество усадьбы Чеховых. А это слово употреблено в названии одной из его рукописей.

Теперь, когда от университетского издательства мало что осталось, вы не собираетесь менять название?

В какой-то момент это название действительно стало мешать. Народ удивлялся несоответствию, и мы даже начали подбирать новое название. Но пока мы его подбирали, «Сибирское университетское издательство» стало достаточно известной маркой. Пусть уж теперь так и называется.

Кроме того, вузовские учебники мы тоже выпускаем и даже хотим выйти с ними на международный рынок – хотелось бы только, что бы осознание того, что такая книга не может быть дешевой, пришло к российскому читателю побыстрее.

Осталось рассказать о планах. Новосибирское издательство пробьется в десятку крупнейших в России?

Надеемся, что да. И что это будем мы. И в 2007 году. В прошлом годы мы издали более двух миллионов экземпляров и вошли в число 50-ти крупнейших издательств. В этом году перед нами стоит задача войти 10-ку.

Сейчас нам уже понятно, что и сколько мы будем издавать в этом году, чтобы выполнить эту задачу. Наш план – тысяча названий. Пять книг в день. Общий тираж – около 7 – 8 миллионов. Впрочем, напечатать легко, труднее продать.

При этом мы вроде не собираемся печатать книжки про то, как Рублевка разлагается или Бешеный всех победил. Печатать книжки, которые я не смогу показать своим внукам, мне стыдно. Разве что за очень большие деньги (шутка).

За счет чего издательство, расположенное в Сибири, может потягаться со столичными монстрами?

В Новосибирске много отличных специалистов – мне кажется, им нужно только подсказать, что делать, они будут выпускать очень хорошие книжки.

Часто говорят, Сибирь далеко, большие транспортные расходы, отсутствие развитой полиграфической базы... Но в итоге транспортные расходы составляют 3 – 5 процента от себестоимости – на гораздо большие суммы издательства списывают нереализованную продукцию. При этом офисные и складские площади у нас намного дешевле, а расходы на зарплату ниже. А в Москве издательство и так есть – у нас там филиал. Так почему бы и не потягаться?

В нашем разговоре не хватает одной важной детали. Вы ни разу не пожаловались на государство.

А оно нам не мешает! Все положенные налоги мы платим аккуратно. Ругаемся, но платим.
А реально помогают наши друзья и многолетние партнеры – «ТОП-книга», типография «Советская Сибирь», Сбербанк и многие, многие другие. Спасибо им всем.


Петр Малков

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА