«Учебника с нормально изложенной историей СССР нет»

Интервью с лауреатом конкурса «Учитель года-2007», учителем истории гимназии № 1 Мариной Эдуардовной Вейгандт

20 марта в Новосибирске подвели итоги очередного конкурса «Учитель года». Победителем стала учительница химии школы № 59 Дзержинского района Инна Баранова. Помимо победителей, в рамках конкурса были определены и лауреаты, которым не хватило нескольких баллов до звания «Учитель года» и ежемесячной прибавки к зарплате в размере 10 тыс. рублей. Корреспондент НГС.НОВОСТИ встретился с лауреатом конкурса «Учитель года-2007» преподавателем истории из муниципальной гимназии № 1 Мариной Вейгандт и выяснил, что Марине Эдуардовне трудно преподавать историю СССР, ее выпускники все чаще становятся юристами, а сама она выступает против неосознанного выбора вуза сразу после школы.
Марина Эдуардовна, в финальном туре конкурса педагоги читали «Проблемную лекцию». О чем была ваша?

Тему я искала такую, чтобы было интересно мне. В образовании же все – «проблема», от начала до конца. Я выбрала такое направление: «Информационное общество: чему нужно учить?» Это очень интересно, но я, честно говоря, так и не нашла решение. Вероятнее всего, это способность ориентироваться в информации и разные способы работы с этой информацией.

В каком году вы закончили пединститут?

В 1994.

То есть вы начали преподавать в такое время…

Я училась в это время. Историю тогда преподавали исключительно по публицистике, по последним газетным и журнальным статьям. Естественно, оценки всего, что связано с Советским Союзом, были полярными. Сейчас они более взвешены. И сейчас, наверное, в учебном процессе гораздо больше вещей, которые подвергаются контролю. К преподаванию подходят с более четкими параметрами: что хочется услышать и увидеть от ученика в результате. В частности, ЕГЭ (Единый государственный экзамен) – такая система. Происходит некоторое упорядочение, и учитель лучше понимает, что будут требовать от его ученика на выпускных экзаменах и в вузе.

На качестве образования это как-то сказывается?

Я же могу смотреть только относительно своей школы, и мне кажется, что никак. Даже в условиях сокращения часов на непрофильные дисциплины и жесткой нацеленности на результат можно провести смысл – это не проблема. Мне бы конечно хотелось, чтобы мои ученики не столько учили даты, сколько задумывались о своей собственной жизни. Но насколько это желание действительно реально, я сказать не берусь. Такие вещи проверке не поддаются. Даже возникший интерес к предмету или к той или иной теме может быть ситуативным и даже может быть не связан непосредственно с каким-то материалом или уроком – ну просто погода сегодня такая, что я могу и хочу слушать.

Преподавание истории тесно связано с воспитанием чувства патриотизма. Вы согласны с таким утверждением?

Если смотреть с этой точки зрения, то сегодняшний учебник вполне способен это сделать. Другое дело, что опять же – на дореволюционной истории. Что такое патриотизм? Это эмоционально положительное отношение к той стране, в которой ты живешь. И чтобы оно появилось, должно быть чувство уважения. Я могу любить только то, что я уважаю. А если заглянуть в учебники, то получается, что уважать можно только нашу историю до революции 1917 года. А все, что потом, описывается со знаком «минус», хотя это отношение и преодолевается.

Для меня, например, очень большой проблемой является изложение советского периода. Ведь даже если взять в руки школьный учебник и попытаться найти ответ на вопрос «Что было хорошего в брежневское время?» – это будет трудно сделать. На самом деле учебника с нормально изложенной историей СССР нет, и в ближайшие лет 50, наверное, быть не может. Между прочим, здесь не столько преподавание истории, сколько СМИ играют свою роль. Школа не может сопротивляться и задать свое собственное существенно иное отношение к этому периоду истории. Тем не менее, патриотические настроения в последнее время усиливаются, но я не думаю, что это связано только с преподаванием истории.

Какие специальности в вузе выбирают ваши ученики?

Профильный гуманитарный класс универсальный и ориентирован одновременно на литературу и историю. Но в последние 4 года массовых «заходов» на историю и филологию, естественно, нет. В большинстве случаев это юридическое направление и востоковедение – приходится ориентироваться на этих детей.

Что касается высшего образования, я вообще за то, чтобы ограничить свободный доступ в вузы сразу после школы. Потому что выбор делается несознательным образом. Зачастую высшее образование становится звеном, в котором молодой человек проводит определенную долю своего времени – около 5 лет. Это не выбор профессии – это все еще детство. Многих отправляют родители, и это получается бессмысленная трата средств.

К вам приходят выпускники, которые жалуются на то, что неправильно выбрали специальность и вуз?

Нет – они жалуются на то, что трудно устроиться на работу. История у нас в городе представлена в двух ипостасях – это преподавание и наука. Если идти в науку – то это особенный человек, он удивительный и сильно отличается от остальных. А так, само по себе историческое образование очень даже неплохое, ведь историческая наука основана на причинах, следствиях и последствиях, и видеть окружающую действительность с такой точки зрения – совсем неплохой подход.

Как вы оцениваете нынешнюю действительность?

Я не думаю, что у меня абсолютное историческое видение. Еще раз говорю: история как преподавание и как наука – это вещи немного разные. Не знаю, как оценить это время. Хотя китайцы и говорят, что во время перемен жить плохо, но я помню свои ощущения от Перестройки. У меня было чувство: «Я узнаю, чем это все закончится». Если вернуться в ту эпоху, я бы не захотела, чтобы все осталось таким, каким оно было раньше. Когда все меняется, действительно появляются какие-то новые перспективы. В нашем современном государстве есть существенные расхождения между обещаниями, особенно социальной направленности, тем, что есть и тем, что будет – это точно.

Взаимоотношения между обществом и властью…

Они всегда существовали параллельно. И сейчас точно так же. Если возникает какая-то проблема, то народ либо вопиет, либо молчит. Либо «дайте нам то-то», либо «отодвиньтесь от нас подальше». По-моему, только две стратегии отношения к власти у нас и есть. Убеждать в том, что человек должен принимать в этом участие, – я не вижу в этом необходимости. Кстати, сама демократическая система, между прочим, не нацелена на то, чтобы действительно вовлекать людей в управление государством.

Преподаватель истории с дипломом «Вклад ВЛКСМ в строительство читинского участка БАМа» в 70-е годы. Какое карьерное будущее вы бы ему прочили?

Вероятнее всего, светлое. Это же было абсолютно традиционное направление. Это работа, которая явно была бы защищена, и все было бы нормально.

Это диплом нынешнего вице-мэра Новосибирска Павла Попова…

Естественно. Исторический факультет и был востребован из-за того, что это была «прямая дорога» в том числе и по партийной линии.

Как вы относитесь к таким изменениям, как введение курса основ православия?

Отрицательно. Я неоднократно сталкивалась с тем, когда в одном и том же классе присутствуют люди, которые абсолютно четко себя позиционируют как католики, православные или мусульмане. «Спускать» изучение православия на тех же католиков и мусульман неправильно. Не надо привносить в школу какую бы то ни было религиозную конфессию. Если с точки зрения культуры, то надо рассказывать обо всех крупных религиях, которые у нас есть.

Уважаемые читатели, прежний заголовок статьи был изменен, поскольку вводил в заблуждение часть аудитории НГС.НОВОСТИ. Приносим свои извинения.


Константин Пономарев
Фото автора


НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Новости звёзд

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено