Неуправляемая компания

Первым итогом выхода управляющих компаний на рынок стало ухудшение положения в сфере ЖКХ

В понедельник крупнейшие управляющие компании Новосибирска совместно с департаментом энергетики, жилищного и коммунального хозяйства публично подвели первые итоги реформы ЖКХ. Главные проблемы коммунальной отрасли – неизбежные инциденты переходного периода, кадровый голод, различные трактовки прав и обязанностей коммунальщиков, а также инертность населения. Все перечисленное привело к ухудшению ситуации в сфере ЖКХ в Новосибирске.
Заместитель начальника департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии Николай Малай сообщил, что из 24 миллионов квадратных метров жилья в Новосибирске 17 миллионов уже находятся в частном управлении. Однако переход к частному управлению оказался весьма болезненной процедурой.

Справка: По информации департамента ЭЖиКХ города, собрания по выбору управления проведены в 95 % домов. 99 % собственников выбрали управляющие компании, жители 13 домов выбрали непосредственное самоуправление. Сейчас на территории Новосибирска работают 29 управляющих организаций различных форм собственности, 13 из них включены в реестр добровольной регистрации при муниципалитете и 3 имеют государственный сертификат на услугу управления многоквартирными домами.

«Если говорить в целом – налицо некоторое ухудшение положения. Это отмечал мэр, это было отмечено неоднократными проверками.

Хотя есть управляющие компании, которые, невзирая на трудности переходного периода, обеспечивали собственников надлежащими услугами», – описал первые итоги частного управления домами Николай Малай.

Сами управляющие компании, по словам их руководителей, столкнулись с целым рядом проблем во взаимоотношениях с городскими властями, энергетиками и жильцами.

Так, отметил генеральный директор УК «Октябрьская» Игорь Мудрицкий, мэрия требует от коммунальщиков заниматься расчисткой внутриквартальных проездов, хотя жильцы управляющим компаниям за это не платят. «От нас даже требуют чистить дороги между гаражами», – подхватил генеральный директор УК «Спас Дом» Владимир Булычев. Впрочем, этот спор чиновники и коммунальные бизнесмены ведут давно. «За каждым домом закреплена территория, которая определяется кадастровым планом, и если что-то туда входит, значит должно обслуживаться», – сходу оппонировал коммунальщикам Николай Малай.

Кроме того, жалуются управляющие компании, сейчас их помногу месяцев не могут подключить к системе «Город». В результате заплатить за их услуги можно только в переполненных ЖЭУ, отчего страдают как жильцы, так и бизнесмены. Передавать сами дома в частное управление тоже сложно – технические документы на многие дома у муниципальных властей отсутствуют. Управляющие компании и власти спорят, кто должен платить за их восстановление.

Особые сложности создает нежелание самих жильцов участвовать в голосованиях относительно управления их домом – и это проблема не только для управляющих компаний, но и для владельцев жилья. Фактически, если жильцы не реагируют на призывы активно управлять домом – управляющая компания может законно собирать деньги на капитальный и текущий ремонт, ничего не делая взамен.

«Мы собираем людей. Верхние этажи говорят, что нужна новая кровля. А нижние говорят, что им это не нужно», – описывает ситуацию генеральный директор «Октябрьской».

Управляющие компании, в свою очередь, опасаются, что им придется платить за тепло и энергию вместо жильцов.

«Я хотел бы обратить внимание на проблему с договорами теплоснабжения, – объяснил директор «Спас Дом». – Очень серьезная ситуация. Мэрия приняла нормативы для жильцов, но когда мы идем заключать договоры с «Новосибирскэнергосбытом» – нам говорят платить по фактическому потреблению. Это самая большая проблема управляющих компаний на сегодня».

Традиционная головная боль управляющих компаний – кадровый вопрос. Найти трудолюбивых сантехников, дворников и кровельщиков в Новосибирске по-прежнему непросто. Проблему усугубило ужесточение иммиграционных законов. При этом кое-где работникам старых ЖЭУ зарплату не повысили, а понизили, поскольку коммунальной платы с обслуживаемого участка на нее попросту не хватало.

В самих УК, впрочем, указывают на обратные примеры. В компании «Новосибирскэнергосбыт» сотрудникам обещают скидки на тепло и электричество. В компании «Петер Дуссман» работу дворников механизируют – в результате самих дворников нужно меньше, а зарплаты у них выше. «А у нас дворники в Ленинском районе получают по восемнадцать тысяч. Не знаю, как они работают, наверное, на семейном подряде», – сообщил генеральный директор «Спас Дом».

Переходный период, за который новая управляющая компания обязана успеть принять дом и наладить работу, не должен длиться дольше одного года. Если спустя год ситуация с дворниками, сантехниками и ремонтом в доме не выправилась – жильцам нужно собраться, проголосовать и поменять управляющую компанию, полагают в мэрии.


Петр Малков, специально для НГС.НОВОСТИ
Фото автора

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено