Рычаг распределения

Интервью с ректором СГУПС Владимиром Верескуном о трудоустройстве выпускников и их контрактах с будущими работодателями

Рычаг распределенияВсе фотографии

Известно, что в советской системе образования существовало принудительное распределение – страшный сон выпускника вуза, не желающего проводить свои лучшие годы где-нибудь в глубинке. Способов избежать «долгой командировки» было несколько, и сравнить их можно, пожалуй, с современными методами по уклонению от армейской службы. Очевидным плюсом системы распределения можно было считать хотя бы то, что каждый молодой специалист тогда мог рассчитывать на трудоустройство по специальности, чего нельзя сказать о дне сегодняшнем. Столкнувшись с нехваткой квалифицированных кадров, в настоящее время работодатели начали сотрудничать с крупными вузами напрямую. О плюсах контрактной системы образования в интервью НГС.НОВОСТИ рассказал ректор Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) Владимир Верескун.

Справка: На днях приказом президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина начальником службы пути Западно-Сибирской железной дороги назначен Евгений Шевцов, выпускник СГУПСа. Таких результатов ему удалось достичь уже через девять лет после завершения учебы. Сегодня в СГУПСе существует система целевого обучения. Заключив с предприятием контракт и получив определенные льготы при поступлении и обучении, после получения диплома молодой человек обязуется работать именно в этой компании.

Можно ли говорить о том, что сегодня мы возвращаемся к той системе, которая когда-то существовала в Советском Союзе?

Не совсем так. В нашем случае мы имеем свободную форму договорных отношений между будущим молодым специалистом и работодателем. Если хотите – форму делового соглашения, партнерства. Кроме того, у нас создана компетентная комиссия по распределению. Представители предприятий, уполномоченные подбирать нужных специалистов, могут легко познакомиться с успехами выпускников, не зависимо от того подписывался контракт или нет. Например, наш главный заказчик – Западно-Сибирская магистраль – самостоятельно подбирает абитуриентов, с которыми она готова заключить контракт. Подход очень серьезный и скрупулезный: подбор кандидатов начинается уже со школьной скамьи, а внимание обращается не только на успехи в учебе, но и на интерес к железной дороге, на место жительства, профессию родителей и некоторые другие важные моменты. После отбора потенциальных кандидатов начинается период довузовской подготовки.

А университет участвует в этой кампании?

Безусловно. Наши преподаватели также выезжают на линию, знакомятся с кандидатами и высказывают свое мнение, которое помогает очертить круг тех абитуриентов, которые достойны получить целевое направление для поступления в университет. Затем заключается трехсторонний контракт, в котором подробно оговорены все обязательства предприятия, университета и студента. Так, предприятие предоставляет студенту финансовую поддержку, место для прохождения практики и, понятно, – гарантирует трудоустройство. Контрактная система, на мой взгляд, идеальная на сегодняшний день модель взаимоотношений и, прежде всего, для предприятий. Если требуются классные специалисты, то именно они, а не государство должны заранее побеспокоиться об этом.

А ведь у многих работодателей сегодня сохраняется желание взвалить на государство часть своих проблем, в частности, и кадровую…

Коль скоро экономика в нашей стране вот уже полтора десятка лет развивается по рыночным законам, то и подход к проблемам должен быть адекватный. У предприятия есть несколько вариантов усиления своего кадрового потенциала. Можно сделать заявку на специалиста в учебном заведении и, соответственно, оплатить услугу по его подготовке и выполнить взятые перед молодым человеком обязательства. А можно сделать и по-другому – «позаимствовать» ценного специалиста у другого предприятия, переманив на свою сторону лучшими финансовыми и бытовыми условиями. Этот механизм достаточно действенный, ведь, как известно, рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. В данном случае не помогает даже подписанный контракт, поскольку нет реальных рычагов влияния на специалиста, решившего разорвать его в одностороннем порядке. Конечно, не дело, когда человек уходит с предприятия, не отработав вложенные в него средства.

Итак, сотрудничество университета с железной дорогой развивается в благоприятных условиях. А что можете сказать о других партнерах?

Уже несколько лет в СГУПС, а также и другие вузы города поступают серьезные заявки от администрации Новосибирской области на ряд специалистов. На лицо очевидный прогресс: в последние годы система целевых заказов с оплатой услуг вуза и дальнейшей поддержкой молодых специалистов получает все большее развитие. Понятно, что крупные заказчики работают только с солидными учебными заведениями. К тому же они имеют возможность влиять на содержание учебного процесса, корректируя получаемые студентами знания под свой общий знаменатель. Сложнее приходится представителям малого и среднего бизнеса, возможностей у которых, конечно же, меньше.


Марьяна Берязева, специально для НГС.НОВОСТИ
Фото www.photosight.ru

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА