«Наши чиновники не слышат людей»

Новый вице-мэр сократил 374,5 должности и уволил ряд служащих по подозрению в коррупции

«Наши чиновники не слышат людей»

Год назад в мэрии Новосибирска состоялось необычное кадровое назначение. На пост заместителя мэра, курирующего вопросы организационно-контрольной работы и информационной политики был назначен Павел Попов, до этого несколько лет проработавший в Чите и закончивший в свое время высшие курсы КГБ СССР. Во время общения выяснилось, что господин Попов – едва ли не самый прагматичный и либеральный из высших чиновников муниципалитета. В результате журналистов интересовало мнение «варяга» буквально по всем вопросам деятельности мэрии, вплоть до оценки мэра на своем посту. Корреспондент НГС.НОВОСТИ тоже задал пару вопросов, которые берег «на черный день».

Какие итоги работы в мэрии за этот год Вы можете подвести?

При том количестве проблем, которыми приходится заниматься, с чем-то удалось разобраться, войти в проблему, попытаться решить ее, с чем-то, скажу откровенно, еще нет – просто не дошли руки. Необходимо время и определенный инструментарий, чтобы разобраться. По ряду тем года не хватит. Я оцениваю этот период для себя положительно, потому что самое главное и самое трудное – это знакомство с огромным количеством людей. Но мне в повседневной работе помогала команда, которую создал Владимир Городецкий. Я говорю совершенно искренне – у нас команда.

Справка: Павел Борисович Попов родился в 1963 году в Чите. Закончил Читинский государственный педогогический институт, высшие курсы КГБ СССР, академию Госслужбы при президенте РФ. С 1992 по 2000 годы — заместитель главы администрации Читы. С 2000 года – начальник отдела обладминистрации по связям с органами местного самоуправления. В 2001–2006 годах — главный федеральный инспектор по Читинской области и Агинскому Бурятскому АО. («Континент-Сибирь»)

Круг проблематики, с которой мне приходится работать, связан с организационно-контрольной и информационной работой мэрии. Если вкратце, я бы выделил несколько направлений. Общественная приемная мэра – раньше это был отдел, а в течение этого года (с марта 2006 года) мы преобразовали его в комитет. Потому что это направление – связь с населением – является одним из важнейших. Только в течение 2006 года к нам в мэрию обратилось 43 800 заявителей, из них порядка 5000 – это письменные обращения. По каждому была проведена серьезная кропотливая работа.

В составе нашего комитета есть «группа быстрого реагирования». Когда люди обращаются с жалобами, работники общественной приемной выезжают для проверки поступившей информации. Таких выездов в прошлом году у нас было 487.

В сравнении с 2005 годом немного изменилось количество обращений: процентов на 5 поменьше. Я это связываю с тем, что в целом ситуация в экономике города была более благополучной. Необходимо сказать, что не все жалобы и обращения в муниципалитет несут проблемный характер. Мы провели специальный анализ: до 35 % – это обращения за информацией. Мы объясняли, как необходимо толковать ту или иную норму закона, как применяются различные положения. Наибольшее количество обращений связано с функционированием сферы ЖКХ, социальной защитой, обеспечением жильем.

Произошло существенное сокращение штата мэрии…

Мы провели сокращение аппарата, связано это было, прежде всего, с введением 131 и других законов, которые разграничивают полномочия между уровнями власти. Ряд функций ушел от муниципалитета на федеральный уровень, на уровень субъекта федерации, а часть функций была передана нам вышестоящими федеральными органами. Поэтому произошло перераспределение. Безусловно, были и другие цели и задачи. Мы проанализировали ситуацию и поняли, что количество муниципальных служащих у нас было несколько выше, нежели заложено по нормативам.

Муниципальный служащий – это человек, который принимает решения и несет за них ответственность. Не хотел бы обижать людей, но когда на каких-то технических должностях, не связанных с принятием решений, у нас были муниципальные работники – это неправильно. Статус муниципального служащего предусматривает повышенное денежное содержание, определенные социальные гарантии и в настоящее время, и в будущем. Немаловажная проблема – несколько лет в Новосибирске не повышалась заработная плата муниципальных служащих и работников муниципальных органов власти и управления.

В связи с тем, что в 2007 году бюджет Новосибирска впервые работает без дотаций, мы имеем право в соответствии с законом сами устанавливать порядок и условия оплаты труда муниципальных служащих. Мы оставили базовый фонд оплаты труда, и за счет сокращения решили повысить оплату другим служащим. Всего было сокращено 374,5 должности (11,12 %). В 40 % случаев сокращались вакансии, а в 60 % - конкретные служащие.

Сегодня есть еще резерв для сокращения. С переходом на работу с управляющими компаниями мы усилили отделы ЖКХ в районах, добавили численность (40 человек) – это те люди, которые непосредственно будут работать с УК. У нас ушли службы заказчика, а те, что еще есть – заканчивают свою работу, нет домоуправлений.

Такому городу необходимо иметь мобильную структуру управления, которая должна постоянно изменяться в процессе решения тех задач, которые перед нами стоят.

Могу привести пример. Год назад был введен в действие закон об учете избирателей. Мы вынуждены были вести по специалисту в каждом районе, который постоянно ведет реестр избирателей района и контактирует с городской и областной избирательными комиссиями. В 2008 году от нас уйдут полномочия по органам внутренних дел на федеральный уровень. У нас есть отдел по взаимодействию с органами внутренних дел – мы посмотрим, целесообразно ли его содержать. Но мэр отвечает за всю ситуацию, за всю оперативную обстановку, которая складывается в городе, как и губернатор – в регионе.

Как вы оцениваете нынешний кадровый состав мэрии, его качество?

Я считаю, что в мэрии работают достаточно квалифицированные работники. Случайных людей, если говорить о системе – нет, разве что единичные случаи. Раз в неделю мне приходится подписывать какой-то кадровый приказ - это либо назначение, либо увольнение. В целом я высоко оцениваю профессиональную подготовку. Это не значит, что все у нас идеально, и мы не случайно приняли программу повышения квалификации.

Базовые образования у наших сотрудников бывают разные. По моему убеждению, в органах власти должны работать только две категории - юристы и экономисты. Вопрос в другом, когда они придут к этому образованию, в 20 лет, в 30 или позже.

Ваш опыт помогает вам решать вопросы кадровой безопасности в мэрии? Спрошу прямо: есть ли в мэрии внутренние меры по противодействию коррупции?

Оперативной работой мы не занимаемся, - есть специальные службы и правоохранительные органы. Но, конечно, каждый сигнал, если он есть, мы стараемся проверить и разобрать. И если он имеет под собой основания – принимаем соответствующие меры. Я скажу, что в течение прошлого года мы не в мэрии, а в ряде муниципальных учреждений мы просто пошли на то, что предложили людям уволиться. По ряду проблем. Но мы не подглядываем и не подслушиваем. Если потупившая информация заслуживает внимания, и мы видим, что наступили негативные последствия, а действия носят противоправный характер – мы, конечно же, реагируем и ничего не скрываем.

Вы, как человек, проработавший год, и у которого глаз еще не «замылился», как вы оцениваете работу мэрии? Насколько хорошо вы слышите людей?

Мы настраиваем наши коллективы на то, что «чиновники для людей». Скажу откровенно, приходится иногда очень сурово спрашивать, когда к обращению человека относятся не то чтобы недобросовестно, а походя. Я работал заместителем мэра Читы в самые тяжелые годы. Поражало, что ты выслушал человека, он встает и говорит «спасибо». Я у него спрашиваю: «За что? Я ведь не решил вашу проблему». «Спасибо за то, что поговорили, спасибо за то, что выслушали», - это самая главная проблема, которая существует у наших чиновников – они не слышат людей. И мы достаточно жестко спрашиваем с подчиненных, чтобы они слышали и разговаривали с людьми. Как правило, процентов 70 прохождения жалоб зависит от того, как поговорили с человеком в первый раз.

А как мэр? Владимир Филиппович слышит людей?

Если вы обратили внимание, одно из любимых слов Владимира Филипповича – «выверенный». И общение с людьми у него выверенное. Зачастую он прислушивается, слушает, требует, выводит на откровенный разговор, чтобы понять проблему и принять выверенное решение. Он слушает и умеет слушать. Я считаю, что это очень хорошее качество для чиновника, и у нашего мэра оно есть.


Константин Пономарев, специально для НГС.НОВОСТИ
Фото Евгении Брыковой

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА