Мечты интеллигенции

Может ли культура стать самым выгодным направлением развития Новосибирска?

На очередной «Умной среде» в клубе «Труба», пожалуй, впервые за последнее время спор между залом и «человеком на трибуне» шел о разном. «Возможен ли сценарий развития Новосибирска как культурной столицы или это мечты местной интеллигенции?» На этот вопрос пытался ответить в своем выступлении директор Международной бизнес-школы НГУЭиУ, доктор философских наук Сергей Смирнов. Многие из зала выступающего до конца так и не поняли.
Какой смысл Вы вкладываете в понятие культура?

Совокупность знаков и символов. Вот диктофон – символ современного технического достижения, это составляющая нашего культурного обмена. Раньше такого символа не было. Или мобильник, например. Развитие города должно происходить не через культуру, в привычном понимании этого слова: набор учреждений – театры, музеи и т.д. Всем известно, что далеко не в каждом театре есть реальность театра. Вот в театре Афанасьева есть реальность театра, в «Старом Доме», извините, нет. У Афанасьева происходит символический обмен. Происходит событие. Люди там встретились, что-то увидели, и искра пошла. А в другом месте искра не шла, хотя спектакль тоже был. То же самое и в живописи. Пошли в картинную галерею и что увидели? Либо «мертвечину», и события нет, искры нет, либо она произошла. Событийность символического обмена и есть критерий культуры.

То есть профессионализм здесь играет главную роль?

Да, но профессионализм особого типа. Профессионалы – разные. Один профессионал – богемный, типа Виктюка, другой – площадный. Новый тип профессионализма требуется. И нужны арт-менеджеры. Заметьте, Афанасьев не просто режиссер, он еще и менеджер. Одновременно и предприниматель, и командообразователь, и люди вокруг него тусуются. С одной стороны, начинка вроде сугубо театральная, но с другой – вокруг него целая символическая обертка: и бизнес подтягивается, и архитектура подтягивается, и люди подтягиваются, и здания строятся… Вся инфраструктура тянется. Но внутри, разумеется, должна быть мощная креативная точка.

Если мы говорим о развитии города через таких профессионалов, кто в таком случае должен определять, профессионал этот человек или нет?

Да никто. Событие, которое определяется само собой. Люди голосуют ногами, они туда идут или нет, вот этим и решают. Вот и критерий. Но на это надо угробить ближайшие лет десять, чтобы имя заработать. Нужны люди «длинной воли». Они так заряжаются на весь остаток жизни и начинают обустраивать все. В этом смысле у нас дефицит таких амбиций. Либо человек просто уезжает, думая, что здесь ничего не сваришь, либо его «покупают», и он уезжает за бугор, либо спивается. Вопрос не просто в личностях, а в критической массе таких амбициозных личностей в нашем городе.

Предположим, что деньги на такой культурный путь развития города есть, но тут же требуется еще понимание и осознание всего этого теми, кто находится у власти. С этим-то как?

У них может и есть желание, но они – не сити-менеджеры. Они – обычные советские чиновники. Некоторые депутаты горсовета, которые пришли туда из бизнеса, кое-что понимают, но они не влияют на принятие решений. Нужно новое поколение, оно должно прийти и взять власть в свои руки. Ментальность другая должна быть. У городской администрации ментальность не такая. Вот вроде в областной администрации начинают шевелиться в эту сторону. Вице-губернатор Юрченко толковый, на мой взгляд, сам губернатор... Вроде бы они двигаются в эту сторону, есть у них реальное желание сформировать команду нового типа городских управленцев. Но это не делается в одночасье. Я думаю, в ближайшие десять лет это произойдет, может раньше. Жизнь заставит.

Но что-то не заметно, чтобы наша власть делала ставку на развитие города только через культуру. Промышленность, новые технологии…

А одно другому не мешает. Вопрос как раз в том, чтобы сюда и подсунуть такие вещи. Даже если они организуют еще один завод, но в «культурной упаковке» – это совсем другая вещь. Если это не будут просто стены, где что-то там производится. Вопрос не просто в инвестпроекте, а в том, какого он типа. Я – не пророк, который что-то гарантирует. Есть живая ситуация, где есть шансы и на это тоже. Хочешь – включайся. А если сидеть и раздумывать: а получится ли, а вот этот не пойдет, а власть – дурная, не созрела, а бизнес, сволочь, денег не дает… Такие рассуждения – тупик. А есть другое: если человек хочет, он начинает просто делать. Вот я делаю философский журнал мирового уровня, и мне начхать на то, что там власть хочет.

А сколько денег Вы вкладываете в этот журнал и сколько получаете?

Да ничего я не получаю. Но этот журнал читают в Америке, Германии и московских философских кругах. Я просто нашел с кем сотрудничать. Университет платит – нет проблем! Я убедил ректора, который мне все это оплачивает. Но в Москве знают, что в Новосибирске выходит классный альманах и делает его Смирнов.

Вы считаете, что надо убедить бизнес, чтобы вкладывать деньги в развитие культуры?

Убедить в том, что им это интересно либо с точки зрения имиджа, либо того, что послезавтра там им что-то вернется, либо еще чего-то… Вопрос в нормальной проектной работе. Это же проект.

Но бизнесу немаловажна и финансовая отдача. Возможна ли она, если говорить о таком пути развития?

Вот театральный фестиваль «Рождественские встречи». Он окупается. А эти примеры с западными городами, со всеми этими Олимпиадами? Ну, угрохали деньги, но это, заметьте, на всю оставшуюся жизнь. Культура – это долгоиграющий проект, она кормит город и через сто лет. Оперный театр построили, и он нам до сих пор дает деньги. Но опять же, культура – лишь как точки символического обмена, а не как отдельная сфера с набором учреждений.

Предположим строительство бизнес-центра. Его ж надо с умом делать. Если бизнес-центр с набором комнат-офисов, которые арендуются, и все, то это не бизнес-центр. Надо же и другие услуги там предоставлять. Там может быть какой-то пресс-центр, какой-то клуб общения, какие-то тусовки… Тогда он становится культурным местом. А наши бизнес-центры пока еще не бизнес-центры. Но придем, наверное, через пару лет и к этому – бизнесмены будут сами нуждаться в том, чтобы это здание было богаче по функциям. Пока же функция одна: я арендую метры, плачу бабки и отстаньте от меня! Или вот гостиницы эти грохают…

Мне Луговой, девелопер, говорил, мол, построят гостиницы, а управленцев, которые управляют недвижимостью, у нас нет. Их надо готовить, выращивать. Сама жизнь заставит людей все больше и больше обогащать свою деятельность новыми функциями, а не просто бабки колотить.

Со стороны власти по отношению к тем бизнесменам, которые готовы строить бизнес по такому сценарию, должны быть какие-то льготы?

Не льготы должны быть, а нормальные правила игры. Чтобы не в темную. А те из бизнесменов, кто не готов... Значит, это не тот человек, к которому надо идти. Арт-менеджер, который замышляет какую-нибудь фишку, не пойдет к такому бизнесмену. Он сначала изучит кандидатов.

Получается, что развитие города через культуру, должно проходить по эволюционному пути, а не внедряться каким-то насильственным методом?

Революция что ли? Конечно, эволюционный путь. Весь мир так и развивается. Мировые города давно показали это, когда включили культуру в живую ткань развития города. Должны быть нормальные правила игры, прозрачные для всех. А у нас их нет, ни по строительству, ни по среднему бизнесу, ни по малому… Нигде. Власть закрыта. Всем это известно. Надо менять тип отношений. Заметьте, даже при таких темных правилах народ где-то находит деньги. И туда, и сюда находит. Есть деньги. Надо их перевести в цивилизованные схемы. Но тогда надо меняться и самой власти, и бизнесу, и жителям, которые должны забыть про то, что им принесут и дадут. Не принесут и не дадут.


Илья Калинин, специально для НГС.НОВОСТИ

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено