Зависимость, как национальная идея

Проректор театрального института выступила в клубе «Труба» с лекцией «Театр, как зависимость»

На очередной «Умной среде» в клубе «Труба» проректор театрального института Яна Глембоцкая рассказывала, разумеется, о театре. НГС.НОВОСТИ, как обычно, выбрали самые актуальные вопросы «Умной среды». Чем новосибирские театры отличаются от столичных? Что будет с новосибирской театральной жизнью? «Я совершенно убеждена, что русский театр является национальным достоянием России, – говорит госпожа Глембоцкая. – Человек, имеющий театральную зависимость, тоже является национальным достоянием России, и таких людей нужно пестовать и развивать …»
Когда я говорю о национальной идее, связанной с театром, я говорю о культурной политике. Антрепризы, шоу не нуждаются ни в какой политике, они существуют на рынке сами собой, как и любой другой продукт. А я говорю об ответственной позиции человека, который сидит в департаменте культуры. Он должен выбрать некую идею и ради нее что-то делать. И такой идеей не могут быть двадцать пять домов культуры, которые раз в год проводят день славянской письменности, а в остальное время – утренники. На это уходят деньги налогоплательщиков. Я убеждена, что поддерживать самодеятельность не надо, она должна быть самоокупаемой. Если я хочу по вечерам играть на гитаре, я пойду и заплачу. Другое дело, что детское дополнительное образование, конечно, надо поддерживать. Но государственной поддержкой должно пользоваться профессиональное искусство. У государства должна быть государственная культурная политика. Я ее сейчас не наблюдаю.

Чем же отличается русский театр от европейского?

Я напомню, что европейский театр – это театр представления, а русский театр – это театр переживания. И за этими определениями стоит колоссальная разница в способе актерского существования на сцене. Если европейские артисты техничны, виртуозно обучены использовать свое тело, мимику и голос именно как инструменты, имитирующие переживание, то русский актер, – если мы говорим о хорошем актере и живом театре, – он делает это каждый раз по-новому – как будто впервые.

Европейский театр держится на конструкции, построенной по принципу шоу. Актер, выходя в десятый раз на сцену, воспроизводит свою роль с точностью до поворота головы. В русском психологическом театре актер является незаменимой единицей, потому что режиссер эксплуатирует его уникальную личность, его уникальную психофизику. Как только этот актер заменяется другим, спектакль меняется в принципе.

Приходя даже на очень хороший спектакль, зритель рискует, потому что артисты могут оказаться не в форме, может произойти замена. И это риск, который объединяет зрителей и актеров и создает ощущение общности, близкое к ритуальному действу, литургическим храмовым переживаниям. Это и есть театральная зависимость в уникальном смысле слова. Вы ходите на один и тот же спектакль 20 раз подряд и получаете каждый раз уникальное впечатление.

А чем новосибирские театры отличаются от столичных?

Процент хороших спектаклей в Новосибирске, в сравнении с процентом хороших спектаклей в столице, абсолютно одинаков. Если представить себе сколько среди спектаклей, выпускаемых в Москве, действительно имеют отношение к театру, то ситуация будет такой же, как и в Новосибирске. И здесь, и там театр находится в ситуации директорской модели, что мне кажется неправильным и даже преступным. Все жалобы людей, делающих культурную политику, на то, что к нам не едут главные режиссеры, готовые жить в Новосибирске, являются лукавством. Приглашать серьезного художника в статус подчиненного директору – вещь, изначально обреченная на провал. В больнице, например, главным человеком является главный врач, а не завхоз. В театре же сейчас все перевернуто, и менеджер, который должен обслуживать интересы художника, является главным. Бесконечно долго эта тупиковая ситуация развиваться не может, я надеюсь, будет поворот…

После окончания «Умной среды» корреспондент НГС.НОВОСТИ задала Яне Глембоцкой несколько дополнительных вопросов.

Если финансовое благосостояние общества останется прежним, что будет дальше с новосибирской театральной жизнью?

Если жизнь будет нормальной, то обязательно будет появляться и исчезать огромное количество новых театров. Потому что театр, как и семья, как и все, что рождается в любви, начинает испытывать кризис на пятый-седьмой год жизни. Столько театров, сколько есть сейчас на такой огромный город, – это очень мало. Их должно быть в десять раз больше. Но для этого нужно столько же режиссеров. А их в Сибири не готовят, из Москвы они не едут, а нам пока не дают открыть эту специальность.

Когда вы говорите, что театров мало, вы имеете в виду – количественно? Или не заняты какие-то ниши?

У нас не заняты ниши, связанные с пластическим театром, у нас нет contemporary dance, у нас нет театра кукол, адресованного не детям, а взрослым, элитарного, сложного, нагруженного смыслом. У нас нет театра, который делал бы классные мюзиклы – не переделанные оперетты, а настоящие мюзиклы. Мог бы «Глобус», по-моему, «НЭП» они сделали неплохо, но им пока не хватает технической оснащенности… Конечно, можно было бы добавить жанрового разнообразия. Но театров не хватает и чисто количественно, потому что не хватает режиссеров.

С чем это связано? Это проблема чисто новосибирская или это характерно для любого российского города, если он не называется «Москва»?

Эта проблема связана с общекультурной и чисто политической диспропорцией – существованием одной столицы на всю страну. Понятно, что креативные люди стремятся в культурный центр, но ненормально, что он всего один на такую огромную страну. Режиссеры здесь не живут не потому, что им мало платят, а потому, что им здесь неинтересно, им не хватает среды, подпитки, профессионального общения. А для этого можно создавать условия грамотной политикой. Но, к сожалению, у нас с этим полная катастрофа, потому что власти занимаются только дорогами, трубами, не понимая, что главный ресурс – люди – утекает между пальцев. Молодым талантливым людям здесь скучно. Их, конечно, волнует качество дорог, но только в третью очередь. А в первую очередь они хотят, чтобы им было ин-те-рес-но.


Елена Полякова, специально для НГС.НОВОСТИ
Фото автора

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено