Рождество, звери, птицы и тролли

Первый приз Сибирского фестиваля снежной скульптуры достался новосибирской «Сове»

Рождество, звери, птицы и троллиВсе фотографии

Незадолго до Нового года пользователи ICQ, ухмыляясь, пересылали друг другу призыв: «Люди, помогите весне победить зиму! Ешьте снег! Только объединившись, мы сожрем его весь!» Сугробов с тех пор меньше не стало, и организаторы Сибирского фестиваля снежной скульптуры предложили альтернативный способ утилизации снега. Увидеть своими глазами и оценить двенадцать ослепительно-снежных скульптур можно в самом центре города – в Первомайском сквере. Как оценило скульптуры жюри, и какой смысл вкладывали в них авторы, выяснила корреспондент НГС.НОВОСТИ.

История Сибирского фестиваля снежной скульптуры, который проходит при поддержке мэрии и администрации Центрального района, началась 8 лет назад. Тогда новосибирская команда побывала на подобном фестивале в городе Саппоро (Япония). Главный архитектор Центрального района Александр Булавин и руководитель общественной организации «Артель» Александр Бортник, которые и представляли Новосибирск на фестивале в Саппоро, на этот раз вошли в состав жюри.

12 января жюри подвело итоги седьмого Сибирского фестиваля снежной скульптуры. В этом году в конкурсе приняли участие команды из Москвы, Перми, Бийска, Омска, Томска, Белокурихи, Байкальска и Новосибирска, а также зарубежные команды – из Финляндии и Белоруссии.

Пока подводились итоги и произносились речи, замерзающие журналисты, стуча зубами, вспоминали, что в прошлом году было гораздо холоднее. Тогда скульпторы работали на тридцатиградусном морозе. В этом году с погодой повезло, – но повезло, скорее, зрителям, чем скульпторам.

«Снег не очень качественный. Подтаивает, покрывается корочкой, поэтому резать неудобно, – говорит Александр Коногорский из Байкальска. – Идеальная температура – это градусов двадцать пять. Чтобы было не слишком тепло и не слишком холодно».

За четыре дня, которые были выделены на работу, команды, состоящие из двух-трех человек (были и мастера-одиночки), должны были превратить огромные кубы прессованного снега в скульптуры. Снежная скульптура – это вам не снежная баба. Ее не лепят, а высекают из блока утрамбованного снега. В дело идут лопата (для самой грубой работы), пилы, скребки, похожие на терки, которыми шлифуют грани скульптуры… Пригодиться может все, что угодно, – не только профессиональные скульпторские «примочки», но и простые «детсадовские» совочки.

Третье место заняла белорусская команда за работу «В ожидании чуда» (огромный камин с креслом-качалкой). Второе место досталось команде из Байкальска за «Рождение рождественского снега» (замысловатая барочная композиция с ангелами, розами и голубями). И, наконец, первое место жюри присудило новосибирцам. Новосибирская работа «Сова» впечатляет тщательной отделкой мелких деталей – буквально каждого перышка... Приз мэра достался санкт-петербургской команде со скульптурой «Лев».

Зима, сказка, Рождество – главные темы. Даже если библейские мотивы и не заявлены как главная тема, они могут быть запрятаны в композиции или концепции так, что сразу не заметишь. Вот, например, скульптура «Открытое небо», представляющая Бийск. Шар, встроенный внутрь сферы, если обойти скульптуру, оказывается нашей планетой, а в ее недрах, – точнее, в объятиях, – находится младенец Иисус, над которым склонились Иосиф и Мария. Впрочем, чтобы увидеть святое семейство, нужно попасть за заграждения, делая вид, что не слышите протесты охранников.

Другая скульптура, которая по замыслу гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд, – это санкт-петербургский «Лев», на вид – простой и эффектный, с тяжелой лапой и обаянием мультипликационного персонажа.

«Лев – это символ евангелиста Марка, который обычно изображается со львом, - очень серьезно объясняет скульптор Игорь Васюков. – К тому же лев означает царственное могущество, покровительство и защиту. Такую же защиту и покровительство людям дал Иисус Христос, родившись в этом мире...»

Впрочем, некоторые работы далеки от рождественских мотивов. Например, тролль от финской команды. «Финны перестарались с согревающими напитками, – рассказал один из конкурентов, – поэтому и тролль получился такой… небрежный».

Не менее «нерождественскими» выглядят устремленные ввысь фигуры юноши и девушки, выдержанные в советской «тоталитарной» стилистике. И все-таки это – поздравление с Рождеством, адресованное новосибирским авиастроителям, как объясняет автор, пермский скульптор Иван Сторожев.

Среди авторов были и те, для кого снежная скульптура является хобби, и профессиональные скульпторы. Последние дружно хвалили снег, как приятный и пластичный материал. Недолговечный? «Поскольку материал такой податливый, из него можно быстро что-то сделать – и так же быстро оно исчезнет, - говорит бийский художник Николай Порубов. – В этом и есть их (скульптур - прим. ред.) ценность: они не успевают надоесть».


Елена Полякова, специально для НГС.НОВОСТИ
Фото Евгении Брыковой

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА