«Наша сеть работает устойчиво…»

Интервью с генеральным директором «МегаФон-Сибирь» Александром Горшковым

«Наша сеть работает устойчиво…»

В конце декабря сибирские сотовые операторы традиционно начинают подводить итоги уходящего года. Воспользовавшись этим, корреспондент НГС.НОВОСТИ встретился с генеральным директором компании «МегаФон-Сибирь» Александром Горшковым и узнал у него, сколько абонентов оператору удалось отобрать у конкурентов в этом году и сколько он отберет в следующем, что не давало дозвониться до новосибирских клиентов «Мегафона» этой осенью, будут ли в следующем году падать тарифы, и почему подорожал мобильный Интернет.

Очевидно, стоит начать с самых значимых достижений «МегаФон-Сибирь» в уходящем году.

Самое значимое событие – мы перешагнули отметку в один миллион абонентов. Фактически, компания переходит на новый уровень работы – она начинает получать дополнительное преимущество на рынке за счет так называемой «экономии на масштабе». Больше абонентов – значит, больше трафика внутри сети, больше входящей нагрузки и так далее. Поэтому миллион – это очень важно.

Кроме того, в этом году мы запустили четыре новых региона – Норильск, Хакасию, Омскую область и Алтайский край. Это тоже знаковое событие. Четыре региона за год – очень хороший показатель.

По заявлению «МегаФон-Сибирь», доля компании в регионе в целом составляет 9 %. При этом в Новосибирской области за год доля компании возросла с 8 % до 13,8 %. Вы ожидали такой прирост?

Нет, в начале года мы не думали, что будет такой серьезный прирост. Начиная примерно со второго полугодия, рынок серьезно качнулся в нашу сторону. Мы планировали перейти отметку в миллион абонентов, однако на конец кода мы ожидаем уже миллион с четвертью.

Причина этого – эффект от выполнения целого ряда условий. В первую очередь – раз абонент к нам пришел, значит нас, как оператора, приняли. Второй момент – нам удалось добиться значительного улучшения покрытия, параметров по емкости и других моментов технологического плана. Это позволило оказывать на рынок большее давление.

Ваша доля росла в большей степени за счет новых абонентов или отбора клиентов у других операторов?

И то, и другое. По подсчетам наших маркетологов, некоторое количество новых абонентов на рынке еще остается. Однако в целом, когда мы выходили на новые рынки – в Омске, Барнауле, Абакане – большинство тех, кто приходил подключаться, уже были пользователями сотовой связи.

Мы планируем, что в следующем году наша база увеличится, как минимум, на полмиллиона абонентов. Что касается рыночной доли – мы ожидаем, что она вырастет до 10 % в целом по Сибири. Естественно, в некоторых регионах, таких как Новосибирск, наша доля будет выше – здесь мы повели себя достаточно агрессивно.

Таким образом, в целом по Сибири ваша доля вырастет всего на один процент?

Если мы будем забирать у рынка один процент в год – это очень неплохо. В каждом городе сибирского региона у нас своя микростратегия. К примеру, в Кузбассе мы больше работаем на удержание абонентов. В Омске и Хакасии мы, напротив, будем очень агрессивны и спокойно спать конкурентам не дадим. Если смотреть рыночную долю по доходности, то «МегаФон» второй на рынке. Абонентская база «МегаФона» составляет 19,4 %, однако по выручке компания имеет около 29 %. Да, абонентов у нас меньше, но нужно помнить о разных методиках подсчета – мы не учитываем абонентов, которые в течение трех месяцев не проявляют активности. У МТС и «ВымпелКома» методики подсчета другие. Во втором квартале текущего года общероссийский «МегаФон» вышел на второе место по доходам. Сегодня мы ставим уже более амбициозные задачи: поскольку МТС и «Билайн» практически сравнялись по выручке в России и таким образом делят первое место, мы – вторые, теперь нам необходимо стремиться к первому месту, с тем, чтобы через год-полтора все три оператора стали равными, лидерами. Такова наша цель на будущее.

Сотовые операторы все громче говорят том, что на первый план выходит не привлечение новых абонентов, а повышение лояльности старых. Недавно «МегаФон-Сибирь» сделал шаг в этой области – ввел тарифы-конструкторы. Можно ли ожидать новых шагов подобного рода?

Что касается тарифов, то здесь каких-то серьезных изменений, скорее всего, не будет. Сейчас цена минуты на рынке у всех операторов близка к себестоимости. Поэтому вряд ли можно ожидать каких-то ценовых обвалов. Рынок вошел в зрелую стадию.

Сотовые операторы стремятся все больше зарабатывать на неголосовых услугах – Интернете, MMS и так далее. Каким вы видите развитие этого рынка?

Возможно, меня назовут консерватором, но я полагаю, что в ближайшем будущем пальму первенства будут удерживать SMS-сервисы. Возможно, будет увеличиваться потребление Интернет-трафика. Однако в целом революции в следующем году я не ожидаю. Телефон в первую очередь остается телефоном, и уж только потом – пейджером, модемным устройством и так далее. Наиболее востребованными будут развлекательные сервисы. Это направление приобрело большую популярность за последние два года. И мы будем поддерживать эту динамику. Доля в доходах от допуслуг в сети «МегаФон-Сибирь» составляет около 21 %. Один из лучших показателей в группе компаний «МегаФона».

В продолжение темы Интернета. Так, на новосибирском рынке сложилась странная ситуация – стоимость интернет-доступа в этом году снижали все, кроме сотовых операторов, а «МегаФон-Сибирь» однажды даже повысил тарифы. Почему так получилось?

Это вопрос экономики. Себестоимость доставки интернет-трафика до мобильного абонента гораздо выше, чем по фиксированным линиям. И чем выше требования к скорости – тем дороже эта доставка.

Есть еще одна проблема – проблема ресурсов. В технологии GSM канал GPRS занимает под себя голосовой трафик – эта технология изначально не предусматривала передачу данных. Фактически, интернет-доступ – это позднейшее добавление к GSM, поэтому высокие скорости трудно реализовать. С другой стороны, если говорить о стоимости, то «МегаФон-Сибирь» помогает своим абонентам оптимизировать затраты на услуги на базе GPRS, предлагая пользователям пакеты GPRS-трафика.

Осенью этого года новосибирским абонентам «МегаФон-Сибирь» пришлось столкнуться с неустойчивой работой сети. До абонентов нельзя было дозвониться, а SMS-сообщения шли к адресатам часами. С чем были связаны технические проблемы, и удалось ли их устранить?

Сейчас мы установили в Новосибирске второй коммутатор, вся абонентская база фактически переведена на него, и наша сеть работает устойчиво.

Что касается SMS-центра, то мы уже смонтировали новую платформу, сейчас она активно тестируется. До конца этого года все эти процессы мы закончим.

Предновогодние дни повышают нагрузку на сеть любого из операторов. Поэтому «МегаФон» провел заранее работы по модернизации сети, а также подготовке к новогодним праздникам.

В таком случае можно перейти к прогнозам на следующий год. Окончательно ли насыщен сибирский рынок сотовой связи? Планируется ли улучшать покрытие?

Да, если взять 15 с лишним миллионов жителей Сибири и не считать примерно 15 % тех, кто не пользуется мобильным телефоном, то получится что проникновение сотовой связи уже на уровне 100 %. Мы планируем, что на конец 2007 года в зоне нашего покрытия будет 70 % населения Сибири. У конкурентов пока немного больше, однако, основные территории у нас покрыты. Остались дороги, места отдыха, поселки и так далее.

Таким образом, в следующем году между операторами будет паритет по покрытию, не будет ценовых войн и так далее. Год будет спокойным?

Спокойных сезонов я не помню. Бизнес в 2007 году не остановится. По объему выручки мы в следующем году вырастем практически вдвое.

Менять бренд «МегаФон» не планирует? Время от времени слухи об этом появляются в Интернете.

Именно «МегаФон» начал первым системно заниматься продвижением своего бренда и его ценности. Бренд остается тем же самым, но мы его развиваем. Появились дополнительные краски, новые элементы, новые требования к помещениям, к мебели, к цветовым гаммам, форменной одежде. Бренд живет, развивается, и менять его никто не собирается.


Петр Малков, специально для НГС.НОВОСТИ

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА