«Я стыдился. И сегодня стыжусь»

Мэр уверен, что ему по-прежнему есть за что краснеть, но и есть чем гордиться

«Я стыдился. И сегодня стыжусь»

21 декабря мэр Новосибирска Владимир Городецкий в неформальной обстановке пресс-клуба Новосибирского союза журналистов подвел итоги уходящего 2006 года. Несмотря на праздничное настроение, градоначальнику пришлось не только хвастаться хорошими результатами, но и отвечать на весьма непростые вопросы. Например, на вопрос об аресте его томского коллеги и партнера по Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) Александра Макарова. «Каждый отвечает сам за себя», - сказал Владимир Филиппович.

Как вы оцениваете итоги 2006 года?

Это был год наиболее успешных результатов и динамики развития. Мы впервые за 15 лет в рыночной экономике выполнили и даже перевыполнили бюджет по доходной части. Мы имели возможность в течение года три раза выносить на сессию горсовета вопросы об увеличении расходов для решения тех или иных задач в связи с возросшими доходами. В 2006 году мы создали такую основу, что бюджет 2007 года впервые выйдет за 20 млрд рублей. Прирост чуть более 23 % – это хороший темп. Поверьте, в соседних городах такого нет.

Впервые за всю историю города мы достигли таких больших объемов по вводу жилья. Сейчас не могу назвать конкретную цифру, она будет известна только 29 декабря, когда утвердим все акты комиссий. Но это более 815 тыс. кв. м. Важно, что это рост почти на 60 % к уровню прошлого года.

Уже можно сказать, что в 2007 году мы введем не менее 840 – 870 тыс. кв. м жилья. Так что всплеск этого года не случайный – есть задел на то, чтобы удержать эти темпы на два-три года и выйти на 1 млн кв. м. Не ради цифры, а для того, чтобы создать потенциал, когда рынок жилья будет формироваться большими темпами много лет.

Пока предложение не будет намного опережать возможности покупателей, не надо задавать вопрос о том, когда будет понижаться цена квадратного метра – на него невозможно ответить. Когда мы создадим большое предложение, в конкурентной борьбе создастся ситуация по понижению цены на рынке жилья.

Отрадно, что мы сумели продолжить то, что начинали 4 – 5 лет назад, когда вы мне говорили: «Владимир Филиппович, сходи, посмотри вот там обшарпанный подъезд. Не стыдно?». Я стыдился. И сегодня стыжусь. И сегодня в Новосибирске еще очень много неприличных подъездов. Но то, что ситуация за 4 года изменилась – это факт.

Пятый год мы реализуем программу капитального благоустройства дворовых территорий. И сегодня еще в очередь стоят дворы, куда трудно заехать – не то, что снег неубран, а в летнее время. Нам надо еще 3 – 4 года удержать такие темпы, и мы все дворы Новосибирска приведем в нормальное состояние.

Я рад, что мы подтвердили 2006 годом, что наш город по-настоящему инвестиционно привлекателен. Это не пафос – это так: инвесторы идут в наш город. Идут развивать свой бизнес и не боятся делать капитальные вложения, потому что город перспективен. Их бизнес востребован жителями, их устраивает устойчивая нормативная и правовая база в городе, позиция власти.

Есть еще некоторые сбои, но задача одна: сегодня как никогда хвататься за инвестиционную привлекательность, делать все, чтобы бизнес быстрее реализовывал свои проекты.

В цифрах не выразишь, что меняется отношение людей к городу. От иждивенчества: «все плохо, а кто будет делать – нас не волнует», все-таки к тому, что мы определяем «а что я должен сделать?». Чтобы в нашем городе жилось лучше, а неприятностей было меньше. Система территориально-общественного самоуправления есть в каждом городе, но такой комплексной и последовательной, как у нас – и близко нет. Это подтвердил и комитет по местному самоуправлению Госдумы. Это внутренняя гордость.

Но я не идеализирую: решаем одни задачи – я вижу в очереди другие проблемы, и главное – они более сложные.

Нет ли у вас ощущения, что в решении транспортных проблем мы постоянно догоняем, не изменяя ситуацию кардинально?

Я думаю, что такое ощущение не обманчивое. Мы не опережаем ситуацию, а стараемся ее «придержать». Динамика решений отстает от нарастания проблемы. Во-первых, надо усилить содержание действующей транспортной сети, чтобы дороги были в лучшем состоянии, а скоростной режим на них эффективнее. Это капитальный ремонт в больших объемах. В 2007 году на него предусмотрено 418 млн рублей.

Среди стратегически прорывных, прежде всего, это ул. Ипподромская – первая скоростная магистраль в городе, которая даст возможность разгрузить центральные улицы города. Есть средства: 1 млрд мы получили субсидий с софинансированием 15 % местного бюджета, в том числе 300 с лишним млн рублей пойдут на Ипподромскую – в следующем году мы сдадим ее в полном объеме.

Второй проект – это расширение ул. Большевистская от карьера Борок до Ини. На будущий год продолжим работы на 200 млн рублей. Это будет дальнейшее расширение и ликвидация 6 пешеходных светофоров, замена их надземными переходами. Нужно сделать разворотные кольца и начать подготовительный этап к строительству кольца для «верхового» въезда на Красный проспект.

Третье направление создаст мощные предпосылки для развития. Заложено 200 с лишним млн рублей на снос 76 частных домов, расширение ул. Кирова с выходом на Ключ-Камышенское плато, где через год-два начнется строительство жилмассива – 3 млн кв. м. Четвертый объект – новый мостовой переход через Шлюзы. Его построят за год, чтобы поставить дамбу на капитальный ремонт. За два года закончится Северный объезд, начали проектирование восточного обхода в 30 км от Бердского шоссе. Наконец, в 2007 году начнется проектирование моста через Обь в створе карьера Борок и оловозавода.

У меня также есть надежда, что мы попадем в пилотный российский проект по установке автоматических светофорных объектов. Приборы улавливают скорость транспорта и выдают команды светофорам, в каком режиме работать.

Какое событие вы считаете наиболее важным в 2006 году?

Одного такого события нет. Отрадно, что в этом году родилось более 11 тыс. детей против 10,4 тыс. в прошлом году, в 11 семьях родились «тройняшки» против двух-трех семей в прошлом году.

Вы много времени проводите в Москве. Это не мешает вашей работе мэра? И дает ли это какие-то плюсы городу?

Действительно, если подсчитать летные часы, то пора уже получать категорию летчика. Все эти поездки связаны с более эффективным позиционированием нашего города. Это действительно отвлекает от жизни и управления. Но я благодарен, что это мое отвлечение не стало сдерживающим фактором здесь. Мы сформировали такую систему управления, когда пять замов, но на каждого даны и полномочия, и персональная ответственность, и возможности.

С другой стороны, хорошая примета времени, когда федеральная власть хочет услышать мнение с мест. Чего же слезы лить, что нас никто не слышит, если ты не едешь и не говоришь? Это добавляет авторитета городу, позволяет достигать соглашений: на расчистку малых рек, которые мы сами, своими руками превратили в мусорки, мы в этом году получили 27 млн, которые эффективно использовали на расчистке русла Нижней Ельцовки, и в следующем получим уже 104 млн.

В Томске арестован мэр Александр Макаров. Как вы считаете, является ли это проявлением политической борьбы и застрахован ли от этого Новосибирск?

Я, как мэр города, застрахован от такой нелепости своей жизнью и поступками. Мое мнение, что это никакой не политический заказ. Нет предмета для политической борьбы. Я никогда не поддерживал, когда Александр Сергеевич порой резкими словами, даже непристойными для мэра давал оценку каких-то вещей. Но это его стиль работы. Я не знаю обстоятельств. Надеюсь, что будет проведено добросовестное расследование. По поводу подобного у нас – каждый отвечает сам за себя и за свои поступки. Это я могу точно сказать.


Константин Пономарев, специально для НГС.НОВОСТИ

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА