Источники будущих доходов

Новосибирск, Барнаул, Иркутск и Омск сталкиваются со схожими проблемами при застройке

Источники будущих доходов

30 ноября в Новосибирске под эгидой Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) состоялся I Открытый градостроительный форум «Пространство города: проблемы развития», собравший представителей архитектурной элиты, которая в настоящий момент занята разработкой генеральных планов застройки городов, городков и городишек Сибири. Этого требует закон. Корреспондент НГС.НОВОСТИ, став частью архитектурной «тусовки», задался вопросом: чем отличаются города Сибири и для кого они разрабатывают свои планы?

Не оставляло впечатление, что представители других сибирских городов начинали непроизвольно ерзать и шелестеть бумагами, когда главный архитектор Новосибирска Валерий Арбатский или его коллеги говорили о столичности применительно к нашему городу. Именно разрабатываемый генеральный план Новосибирска подвергся на форуме серьезной критике, причем «изнутри».

Эксперты-экономисты были привлечены к разработке концепции новосибирского Генплана на первоначальном этапе, но потом «потерялись» вместе со своими доводами, когда речь зашла о рисовании схем и планов. Об этом корреспонденту НГС.НОВОСТИ рассказал Сергей Смирнов, директор Международной бизнес-школы НГУЭиУ: «Если бы при разработке Генплана было заложено, что Новосибирск, например, – это город для предпринимателей, можно было бы смотреть, как при этом учитываются интересы тех, кто здесь просто живет. Но этого нет».

Представитель группы экспертов – вице-президент Новосибирской торгово-промышленной палаты, кандидат экономических наук Юрий Воронов, предложил свое понимание, для чего развивается Новосибирск:

«Городская территория – источник будущих доходов, и неважно кому они достанутся. Перспективы получения доходов делают город конкурентоспособным и привлекательным».

Еще одним важным доводом этой экспертной группы является стремление к повышению стоимости земли в городе, но с оглядкой на города-конкуренты.

Если цена земли в Новосибирске будет значительно выше, чем в Томске, Омске, Барнауле, Кемерово и Красноярске – он потеряет свою инвестиционную привлекательность.

Чем больше «разброс» между минимальной и максимальной ценой участков в городе – тем выше вероятность привлечения инвесторов.

Генпланы других сибирских городов в большей степени рассчитаны на решение существующих проблем. Так, Иркутск не знает, что делать со своим злополучным аэропортом: 200 тысяч человек проживают в зоне недопустимого шумового воздействия. Единственный доступный способ решения – разворот полосы на 30º - перекрывает зону перспективной застройки.

Кроме того, по словам Екатерины Протасовой, сотрудника ПИ «Иркутскгражданпроект», их город не является привлекательным уже даже для мигрантов. Инвесторов же отпугивает невозможность использовать участки в центре Иркутска: там более 1200 исторических памятников, большинство из которых находится в плачевном состоянии.

Впрочем, проектировщики не разучились мечтать. Иркутяне, несмотря на складывающийся пессимистичный демографический сценарий, лелеют надежду на создание «Байкальского луча» - объединение городов от Ангарска до Листвянки.

Общие проблемы всех крупных сибирских городов: неэффективное использование территории, большой процент площади, занятый малоэтажной ветхой застройкой, изношенность протяженных коммуникаций. Архитекторы знают, как решать эти проблемы в условиях плановой экономики. В рыночной – нет.

Барнаульцы сохраняют население, радуясь каждой новой стройке, но хотели бы расширить свою городскую черту и построить набережную на Оби. Омичи при согласовании своего Генплана хотели бы вопреки закону проводить «общественные слушания» со специалистами, а не с «сапожниками и учителями, которые в нашем деле ничего не понимают».

Из всех сибирских городов, лишь Кольцово заложил в свой Генплан определение того, зачем этот документ вообще создается: «Кольцово должно быть местом, где ученым хочется жить, а выпускникам оставаться после учебы. Это должен быть город, где много зелени и солнечного света», - сказал молодой главный архитектор проекта Антон Гонтарев.


Константин Пономарев, специально для НГС.НОВОСТИ
Фото Евгении Брыковой

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА