Страховка на отпуск

Депутат облсовета заступился за местные турфирмы перед лицом обязательных страховых выплат

Страховка на отпуск

Обычное течение законодательного процесса в областном Совете депутатов было оживлено обращением депутата Александра Илющенко, который сообщил коллегам, что поправки в федеральный закон, направленный на введение финансовых гарантий туристам, ущемляют права региональных турфирм по сравнению со столичными. С 1 января 2007 года лицензирование турагентской и туроператорской деятельности будет отменено, и на этом фоне Государственная Дума намерена обязать турфирмы иметь «на всякий случай» 10 млн рублей финансовых гарантий для отправки туристов за рубеж и 1 млн рублей – для поездок внутри России.

По мнению заместителя председателя комитета по культуре, спорту и молодежной политике облсовета Александра Илющенко, финансовый рынок готов предоставлять гарантии турфирмам, но между отменой лицензирования и началом работы нового механизма может пройти несколько месяцев, и, скорее всего, это отразится на стоимости путевок.

Какие изменения грядут в сфере туризма в ближайшее время?

Готовятся ко второму чтению изменения в Федеральный Закон об основах туристской деятельности в РФ. Практически можно говорить о новом проекте закона – он многое меняет. Основная речь в нем идет о финансовых гарантиях, которые непосредственно туроператорам должны дать банки или страховые компании. На выездной туризм (международный) гарантия должна составлять 10 млн рублей. Если мы говорим о внутреннем туризме, то гарантия составляет 1 млн рублей.

Что представляют собой эти гарантии?

Туроператор, который занимается туристической деятельностью, должен получить, например, от банка финансовую гарантию на 10 млн рублей. Такого финансового продукта на рынке нет, но по предварительным разговорам турфирм с банками и страховыми компаниями, выяснилось, что такая гарантия примерно может стоить 4–5 %. То есть 400–500 тыс. рублей туристическая компания должна за это заплатить.

Что это даст непосредственно туристу? Клиенту небольшой компании, наверное, это даст возможность гарантированного получения страховой выплаты в случае неполучения каких-либо услуг.

Подобная финансовая гарантия для региональных туристических агентств очень обременительна, и она, соответственно, ляжет на плечи клиентов, потому что численность туристов в региональных компаниях несопоставима с численностью туристов московских туроператоров.

Новосибирская туристическая компания может вывозить за границу от 30 до 100 человек в месяц. В Москве и Санкт-Петербурге туроператоры ежедневно вывозят самолетами сопоставимое количество клиентов. Поэтому эта финансовая гарантия совершенно неадекватна по отношению к столичным туроператорам и региональным.

Вы предлагаете изменить законопроект. Как?

После консультаций с региональной исполнительной властью, с туристическими ассоциациями области, мы пришли к тому, что необходим персонифицированный подход к страховому продукту.

Если клиент покупает путевку, с ним заключается договор обязательного страхования, и в данном случае человек защищен. Это ни коим образом не будет ущемлять интересы среднего и малого бизнеса. Плюс, это путь к решению проблемы «серых схем» - при персонифицированном учете мы будем точно знать количество путевок, которые продаются в нашем регионе.

В проекте федерального закона речь идет о создании государственного реестра туристических фирм. Мы хотим, чтобы часть полномочий была передана на местный уровень, чтобы региональные власти могли на местах вносить в реестр турагентов и туроператоров.

Гарантиями должно обладать любое юридическое лицо, задействованное в этом бизнесе?

В федеральном законе ответственность разделена – финансовые гарантии относятся к туроператору. Мы предлагаем связать туроператора и турагента, потому что туриста не должно волновать, к кому он приходит – к турагенту или туроператору. Отдавать всю ответственность на откуп туроператору, который может находиться в Москве, а путевка была приобретена здесь – по нашему мнению это не очень разумно. Отвечать должна та организация, которая представляет потребителю продукт, она же должна и страховать. Схема, по нашему мнению, очень прозрачная и всем понятная.

В чем разница между турагентом и туроператором?

Давайте говорить языком закона. Туроператорская деятельность – это деятельность по формированию и продвижению туристского продукта, а турагентсткая деятельность – по его продвижению и реализации. Туроператор формирует продукт, а дальше либо он сам его продвигает и реализует, либо продвигает его через турагента. Мы решили, что ответственность не должна замыкаться на туроператоре.

Этот закон позволит избежать случаев, подобных тому, что произошел в начале этого года с нашими туристами на Филиппинах?

Да. В рамках 10 млн рублей эта защита сработала бы. Но на уровне какой-то большой группы, отправляемой, например, из Москвы – около 300 человек – это бы не прошло. По нашему мнению, этот закон – ни что иное, как лоббирование интересов крупного бизнеса.

Насколько обременительными будут эти финансовые гарантии для фирм, занимающихся внутрироссийским туризмом?

Даже если этот продукт будет стоить 4–5 %, то мы ведем речь о 45–50 тыс. рублей. Внутренний туризм в нашей стране только развивается. Можно сказать, что на нем пока еще не зарабатывают. Любые затраты, которые лягут на плечи компаний, будут сильно по ним бить. Поэтому и здесь персонифицированное страхование будет более эффективным.


Константин Пономарев, специально для НГС.НОВОСТИ

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА