Вице-губернатор Юрченко: «Меня многие считают агрессивным»

Новосибирск переманивает инвесторов из Красноярска и Кемерово

Вице-губернатор Юрченко: «Меня многие считают агрессивным»

Заместитель губернатора Василий Юрченко вечером 1 ноября провел пресс-конференцию в Новосибирском союзе журналистов. Несмотря на формат встречи «без галстука», вице-губернатор снял только пиджак – тем же вечером у него была запланирована встреча с замминистра Минпромэнерго. В свободной форме высокопоставленный областной чиновник рассказал о новых промышленных предприятиях, состоянии старых и даже раскрыл несколько секретов. Еще одну «инвестиционную тайну» господин Юрченко обозначил, но выдавать не стал.

Вы азартный человек?

Нет.

А что касается конкуренции с другими регионами? Вам не обидно, когда мы проигрываем в чем-то соседям?

В этом отношении я не азартный, а в меру амбициозный. Я считаю, что этой работой нужно заниматься. Недавно состоялся серьезный разговор на форуме в Санкт-Петербурге у стенда нашего аэропорта «Толмачево» с министром транспорта Левитиным и его замом Мешалиным в присутствии губернатора Красноярского края Александра Хлопонина.

Пока ждали президента, мы затронули тему о транспортно-логистических возможностях того и другого региона, о потенциальных возможностях двух авиакомпаний и аэропортов. Достаточно жестко я там все обозначил. Левитин, правда, дольше трех минут не выдержал – убежал. Мешалин минут двадцать пытался отбиваться. Хлопонин сжал зубы, сказал, что наполовину согласен, и мы пожали друг другу руки.

Что касается озвучивания агрессивной позиции – это нормально и нужно. Тот, кто это делать не будет – будет терять время, а вместе с ним и возможности. Время терять нельзя. Меня многие считают агрессивным, и я настраиваю других на такую работу – корректно агрессивную.

Это конкуренция за государственные вложения. А что касается бизнеса – неужели у нас с Красноярском одни и те же потенциальные инвесторы, и мы конкурируем?

Безусловно, есть инвесторы, которые в принципе никогда не могут появиться в Новосибирской области, если у них бизнес и все ресурсы для него в Красноярске. Но есть инвесторы, которые принимают решение: «там или там». Это зависит от условий, экономической эффективности, технологических особенностей, отношения уже сложившегося бизнес-сообщества к этому инвестору, отношения власти. Мы этим занимаемся с конца 2004 года. Должен сказать, что ряд проектов был переведен в Новосибирск за счет того, что мы стали индивидуально работать с инвесторами – доказывать, показывать и объяснять.

Какие это проекты?

В частности, это строительство пивного завода «Балтика». Выбор стоял между Красноярском, Иркутском и Новосибирском. Решение принято – завод строится в Новосибирске. Объемы производства будут серьезными.

Точно так же вопрос стоял по Heineken: до того, как было принято решение о покупке Sobol-beer, мы встречались, причем приезжал вице-президент головной компании, а не по России и СНГ.

На сегодня есть еще один проект, но я связан обязательствами не говорить о нем. На 90 % он был решен – Тулеев четырежды встречался с собственниками, но мы, когда узнали о проекте – поработали, и решение склонилось в нашу пользу. Я думаю, что точка будет поставлена, и проект начнет реализовываться в течение полутора месяцев.

Мы наладили отношения с фирмой Toshiba. Она только в этом году открыла представительство в Москве. Мне не удалось в октябре слетать в Японию, хотя приглашение было, и была запланирована встреча с руководством Toshiba, но летали наши специалисты во главе с академиком Кузнецовым. Договоренность есть: в ближайшее время Новосибирск будет рассматриваться как опорная точка, с ними мы будем прорабатывать возможность выпуска силовых элементов для электротехнической промышленности, в том числе для РАО «ЕЭС». Но у японцев есть критерий – они входят на рынок, когда минимальный объем поставок составляет не менее 100 млн долларов. Некоторые наработки их заинтересовали.

Как вы оцениваете состояние новосибирских предприятий?

Уровень технологической оснащенности наших машиностроительных предприятий, к сожалению, расстраивает. Собственникам нужно выстроить стратегию развития, диверсифицировать и ужаться, чтобы сократить себестоимость и затраты. Все средства нужно в максимальном количестве пустить на техническое перевооружение. Если этого не будет сделано, то многие предприятия скатятся вниз. За девять месяцев темпы роста промышленного производства составили 9,7 %, до конца года они не спадут, а может даже до 10 % и подрастем. Причем, здесь лепту внесли не только уже существующие бизнес-структуры, но и новые.

Предприятие «Века-рус» (оконный профиль VEKA – прим. ред.), запустившее производство в 2004 году, сейчас выходит на объем производства 1,5 млрд рублей. Это надо еще поискать предприятие с таким объемом. При этом у них численность – 87 человек. На сегодня они приняли решение – забегаю вперед, но, думаю, они меня простят – расширять производство в Новосибирске, а не в Москве, где у них первый завод.

Такой крупный налогоплательщик, как НЗХК, ушел из региона. Для нас проблема перерегистрации предприятий актуальна?

Пока не актуальна – идет нормальный диалог с собственниками. Уважаемые журналисты, я не знаю, кто раздувает этот вопрос вокруг НЗХК – я являюсь членом совета директоров и ответственно заявляю: в течение 2004-2006 годов, налоговые поступления от НЗХК увеличились. Объемы производства в этом году, к сожалению, упали – по объективным причинам.

НЗХК нужно ориентироваться не только на основное производство – это не рыночный продукт. Топливная составляющая зависит от количества станций – от государственной политики. А вот новые производства должны компенсировать колебания – этим и занимаемся.

Можете ли вы прояснить ситуацию с перспективами НАПО им. Чкалова?

Я там тоже член совета директоров. Объемы подтверждены – не те, которые были в лучшие годы завода, – но они и не будут такими. Есть вопросы по кадровому обеспечению. Техперевооружение идет, но не теми темпами и не в тех масштабах, которые необходимы. Речи о передаче изделия (Су-34 – прим. ред.) на другие заводы вообще нет.

По пассажирскому самолету RRJ есть определенная схема прохождения изделия, закреплена специализация. На сегодня, как бы нам не хотелось, чтобы мы выпускали самолет, и он у нас летал, холдинг «Сухой» принял правильное решение, что сборочный завод будет один. Мы будем выпускать носовую часть – до пассажирских кресел, предхвостовую часть, хвостовое оперение, и еще ряд элементов.


Константин Пономарев, специально для НГС.НОВОСТИ

Фото Евгении Брыковой

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА