Я цыган и ты цыган, оба мы цыгане

Европейский художник посвятил выставку искитимским цыганам

25 октября в галерее «No Soap» открылась выставка Мартина Кремера — такое имя подразумевает уточнение национальности, но в случае с Мартином дело это довольно затруднительное: родился в Германии, живет в Польше, а выставляемые картины написал во время путешествия в Китай через Сибирь. Сам Мартин называет себя «привилегированным цыганом» — обладателем шенгенского паспорта, а выставку посвящает искитимским цыганам.
Пространство галереи-лестницы, в отличие от просторных музейных залов, задает зрителю строгий линейный маршрут ознакомления с прекрасным. Этим преимуществом «No Soap» до сих пор не пользовался никто из выставляемых авторов. Мартин Кремер построил свою выставку по принципу письма с иллюстрациями: входящих в галерею приветствует он сам — с холста автопортрета; под картиной, вместо названия:

(1) Привет, Мартин!

И следом, под соседней, продолжение:

(2) Мартин, вот что я хочу рассказать тебе по поводу пострадавших цыган.

И так — до конца крыши, 36 холстов — зарисовки кисточкой и маслом, это только одна из разных форм писания дневников, по словам Мартина. Картины созданы за последние три месяца на его «Пути к лучшему», через Сибирь в Китай. Они не писались «под текст», и текст не писался «под картины», но складывается вполне убедительное ощущение целостности.

(3) Я помню себя достаточно давно, с раннего возраста, и цыгане присутствуют в этих воспоминаниях всегда.

Все картины — с видами Новосибирска, алтайскими горами, китайскими двориками — этюды для подготовки фресок и мозаик. Со времени окончания Художественной академии Касселя в 1999 году, Мартин успел поработать над 76 проектами монументальной живописи по всему миру: от Италии до Эстонии и от Кубы до Алтая.

(8) Они всегда были свободными и жили по своим законам.

Помимо всего прочего, он является координатором одного из проектов Европейского Союза по возрождению и поддержанию умирающего искусства фресковой живописи. Настоящей фресковой живописи — той самой, что по сырой известковой штукатурке, минеральными красителями, как у Микеланджело, Андрея Рублева и прочих великих. На века, а иногда и на тысячелетия. Сегодня почти забытое искусство.

(13) Они ТАК ХОТЕЛИ жить. Могли по-другому, но хотели ТАК. Они жгли костер, кипятили воду в закопченном чайнике.

(14) Я никогда так остро не чувствовал — что именно так должна выглядеть свобода.

В самом конце лета Мартин делал фреску в Барнауле, во Дворце Молодежи: будущее счастье — с алтайскими горами и цветущим папоротником. Местные обитатели привыкали к ней быстро, но только после определенной разъяснительной работы. Поначалу даже заделать ее хотели, зашить гипсокартоном. А сейчас гордятся и уже пытались продать хозяину казино за 10 000 евро. Дескать, есть картина в революционном стиле художника-иностранца, в европах 100 тысяч стоит.

(17) Только в перестройку цыгане резко стали оседать в городах и поселках, точнее приобретать и строить дома.

(18) В нашем городе образовался целый цыганский поселок под названием «Яма».

Только хозяин подумал-подумал и сказал, что дорого, не потянет. Возможно, не в деньгах дело — испугать его могла технология перемещения объекта — местные умельцы пообещали распилить фреску на квадраты, 10х10 сантиметров, а потом собрать на новом месте. Вот и Мартин говорит, что коллекционеры и собиратели не заказывают фрески, потому как продать их нельзя. Они же неперемещаемые — некоммерческие.

(24) «Ямы» больше нет.

(25) По всей России периодически их жгут.

Услышав про поджоги цыганских домов в Искитиме, Мартин попытался найти людей, которые смогли бы рассказать подробности. Газеты, которые нашел художник, освещали события только с «официальной», почти националистической точки зрения — они тоже стали частью экспозиции.

Мартин Кремер:
«Зато они пишут, что поддерживают культуру: проводят немецкие дни. Вот фото с парочкой, танцующей в «национальных» костюмах — это же и смешно и страшно, это как если бы немцы нарядились в медведей и пытались бы отплясывать под балалайку, утверждая при этом, что проводят русские дни. Такую, даже не чужую, а вообще несуществующую в природе культуру местные власти поддерживают, а культуру своих сограждан — ромалов — не хотят. Мало того, просто уничтожают ее. Поселок, 400 человек было — все разъехались, потому что иначе погибли бы».


(30) Восемь лет назад ночью подожгли мою квартиру.

(31) Я очень хорошо помню, как кричали мои дочери.

Позволительно ли художнику иметь политическую позицию? Позволительно ли художнику не иметь политической позиции?

(36) … Ты же был у меня дома, Мартин?


Артем Лоскутов, специально для НГС.НОВОСТИ



НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Новости звёзд

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено