Уличный шоу-бизнес

Новосибирцы подают музыкантам из жалости, а не платят за профессионализм

Уличные музыканты – одна из составляющих самой атмосферы, общего настроения большого города. Старушки, распевающие романсы, слепые баянисты, рокеры с гитарами – каждый день они выходят на улицу, как на работу, и не любят, когда их принимают за попрошаек. Далеко не южный климат заставляет музыкантов уходить в «подполье» - их чаще можно найти в подземных переходах, чем под открытым небом. Со временем они становятся местной достопримечательностью, без которой облюбованный ими угол опустеет. Корреспондент НГС.НОВОСТИ попыталась разобраться – кто эти люди, на выступления которых мы вольно или невольно попадаем чаще, чем на концерты любимых звезд.
«Я смотрю с затаенной любовью на город родной», - поет Галина в подземном переходе возле выхода к галерее «Фестиваль». Галина и ее муж Александр окончили музыкальное училище для незрячих в Курске. «У меня и так был страх сцены, - рассказывает Александр, - но на улице – еще хуже. В первый раз сел, руки трясутся, люди идут мимо, а кто-то выкрикивает что-то недоброжелательное. А потом привык – все-таки в основном люди хорошие». Для хороших людей Галина и Александр уже несколько лет – три раза в неделю по четыре часа – играют в переходе на станции метро «Площадь Маркса».

Они – одни из немногих новосибирских музыкантов с официальным документом, разрешающим играть на территории метро. Выручка от выступлений составляет половину семейного бюджета, вторая половина – пенсия по инвалидности.

Музыканты, для которых уличная игра – способ выживания, о конкретных суммах говорят неохотно. Доходов не скрывают только те, для кого уличное музицирование – авантюра, приключение, хобби… Например, уличные джазмены Олег и Алексей – саксофон и гитара – хорошей выручкой называют полторы тысячи за вечер. Если вечер окажется неудачным – будет рублей двести.

Но джаз для новосибирских улиц – редкость. Что чаще всего просят сыграть? «Мурку»! Что-нибудь из русского рока. Иногда что-нибудь из классики. И, конечно, шансон.

Шансон, например, играет Серега, - вероятно, самый знаменитый из уличных музыкантов Новосибирска. Баянист Серега – в черных очках и с сигаретой в зубах – играет на Речном вокзале в любое время года и в любую погоду. Вот что Серега рассказывает о себе. Родился в Байкальске на корабле. Воспитывался в детском доме. Служил в Афганистане. В армии потерял зрение. Потом поступил в «Гнесинку», гастролировал как пианист «по заграницам». Восемь лет назад приехал в Новосибирск – жена получила по наследству квартиру – и понял, что работу не найдет. «То, что для инвалидов готовят, мне не подходит. Я – музыкант и я делаю то, что умею делать. Я много потерял в этой жизни, но я и выиграл немало. У меня нет глаз, зато есть руки. Так что все не так уж плохо».

«Здесь мой офис! – объясняет Серега, широким жестом обводя Речной вокзал, - мой Брайтон-Бич! Дом родной!»

Но самая распространенная разновидность уличных музыкантов – «неформальные» подростки или те, кто в подростковом возрасте несколько задержался. «Фенечки», футболки с Егором Летовым или Куртом Кобейном, репертуар, состоящий в основном из русского рока. Они далеко не всегда попадают в ноты, но их явление народу организовано сложнее, чем выступление одиночки с чехлом от гитары у ног.

Кроме самих музыкантов в команде присутствует «шляпник», преграждающий дорогу прохожим, настойчиво потряхивая шапкой, в которой звякают монетки. Это уже шоу-бизнес в миниатюре – одни занимаются творчеством, другие – финансовой стороной. Милиция «шляпников» не одобряет, усматривая в их действиях вымогательство. «Играть можно, а стоять со шляпой – нельзя», - объясняют корреспонденту НГС.НОВОСТИ подростки из перехода возле вокзала. И рассказывают, что иногда в их шляпу попадает десять рублей за вечер, а иногда тысяча за час.

«Когда я начал играть на улице, была середина девяностых, люди были растеряны и разобщены. Уличный концерт был средством объединить людей, чтобы мы вместе могли противостоять этой растерянности», - рассказывает Алексей Диканский. В Академгородке он известен, кажется, всем – и это неудивительно после пары сотен концертов на Морском проспекте. Он успел поиграть и на улицах Дублина и теперь может сравнивать:

«На Западе люди охотно платят деньги за профессионализм и талант. У нас денег, скорее, дадут из жалости. На Западе этим можно зарабатывать на жизнь, а у нас – вряд ли».

Тут к разговору корреспондента НГС.НОВОСТИ с Алексеем Диканским присоединяется Петр Белякин, помощник главного дирижера НГАТО, тоже имеющий опыт уличных выступлений в Европе. И подводит итог: «Говорить об уличных музыкантах как о целом явлении у нас трудно. У нас ведь нет традиции карнавала. Даже день города выливается в пьянку. Такой темперамент, менталитет, климат…»


Елена Полякова, специально для НГС.НОВОСТИ


НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Новости звёзд

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено