«Сибирь» и силовики настаивают на разных причинах катастрофы

Фото Reuters
Фото Reuters

Уже в первые часы после катастрофы стала очевидна разница между «Сибирью» и представителями силовых структур в оценке катастрофы. Это и неудивительно – «Сибири» невыгодно, чтобы причиной катастрофы была признана неисправность самолета или ошибки пилотов. У спецслужб обратная ситуация – за неделю до выборов президента Чечни крамольна сама мысль о возможности теракта.

Уже в первые часы после катастрофы стала очевидна разница между «Сибирью» и представителями силовых структур в оценке катастрофы. Это и неудивительно – «Сибири» невыгодно, чтобы причиной катастрофы была признана неисправность самолета или ошибки пилотов. У спецслужб обратная ситуация – за неделю до выборов президента Чечни крамольна сама мысль о возможности теракта.

Любопытно, что самым первым официальным, неанонимным источником, сообщившим, что самолет «Сибири» Ту-154 перед своим исчезновением с радаров передал сигнал о захвате судна, стал новосибирский МЧС. В своей утренней рассылке от 9:31 по новосибирскому времени (6:31 мск) Управление ГО и ЧС пишет: «В 23:04 (мск) над территорией Ростовской области н.п. Милиерово сработала сигнализация о захвате, после чего исчез экранов радара».

Новосибирские журналисты в тот момент на это сообщение внимания не обратили. Поэтому информация об этом появилась на федеральной ленте Интерфакса только через час и со ссылкой на анонимные «источники во властных структурах». Из этого можно сделать простой вывод – силовики, МЧС и другие, прекрасно были осведомлены об этом сигнале, но обнародована эта информация была случайно, новосибирским МЧС, который по географическим причинам непосредственно расследованием катастрофы не занимается, а получает информацию из московских источников. Федеральные же структуры хранили глубокомысленное молчание. И, по сути, хранят до сих пор.

В среду днем генеральная прокуратура возбудила по факту катастрофы Ту-154 и второго – Ту-134 в Тульской области – уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта», что, в общем-то, не подразумевает теракта. В таком же духе были и официальные комментарии. Например, заместитель начальника Центра общественных связей ФСБ Николай Захаров сообщил, что следствие пока не находит признаков совершения терактов на потерпевших катастрофу самолетах Ту-134 и Ту-154 и основной версией считает нарушение правил эксплуатации воздушных судов гражданской авиации. Например, проверяются версии отказа авиационной техники, использования некачественного авиационного топлива и возможного нарушения правил заправки, а также правил пилотирования воздушных судов.

Авиакомпания «Сибирь», в свою очередь, продолжала настаивать на теракте. Авиаторы распространили телеграмму, полученную Центром управления полетами «Сибири» от начальника смены военного сектора Главного центра Единой системы организации воздушного движения РФ сразу же после исчезновения самолетов с экранов радаров. «24.08.04Г В МОСКОВСКОМ ЗЦ И РОСТОВСКОМ ЗЦ ОДНОВРЕМЕННО ПРОПАЛИ ОТМЕТКИ ОТ ТУ154 И ТУ134. НА ОДНОМ СРАБОТОЛА СИГНАЛИЗАЦИЯ О ЗАХВАТЕ. ПРОШУ УСИЛИТЬ БДИТЕЛЬНОСТЬ В АЭРОПОРТАХ ВО ВРЕМЯ ДОСМОТРА ПАССАЖИРОВ И ПОСАДКИ ИХ В САМОЛЕТ», - гласила телеграмма. После этого «Сибирь» прямо заявила, что «не исключает версию теракта в качестве причин катастрофы самолета Ту-154». Кроме того, одновременное исчезновение самолетов было названо «Сибирь» дополнительным признаком спланированной акции.

Вечером «Сибирь» со ссылкой на очевидцев, работающих в Ростовской области на месте падения Ту-154 (по информации НГС, там сейчас находится все руководство авиакомпании), сообщила, что «разлёт крупных фрагментов самолета составляет около 1,5 километров». По мнению авиакомпании, «большой разлёт крупных фрагментов подтверждает версию о разрушении самолета в воздухе вследствие взрыва». Кроме того, в авиакомпании отмечают, что даже если бы у самолета отказали сразу оба двигателя, экипажу хватило бы времени сообщить об этом авиадиспетчерам. Кроме того, в авиакомпании тоже считают, что разница в оценках есть и она неслучайна. «Мы даем ту информацию, которая у нас есть, в том числе о взрыве и сигнале о захвате. Бросается в глаза, что силовики очень нервно реагируют на такие утечки с нашей стороны, и ругают нас за это, - рассказал один из сотрудников «Сибири», попросивший не называть его имени. Те версии, которые выдвигают спецслужбы, тоже имеют под собой основания, однако характерно, что они озвучивают не все версии. Окончательный вывод, мы надеемся, сделает комиссия».

Разнобой в комментариях «Сибири» и спецслужб прокомментировал известный новосибирский адвокат Сергей Арасланов, известный своим участием в процессе по иску родственников пассажиров Ту-154 авиакомпании «Сибирь», сбитым украинской ракетой. «Если окажется, что причиной катастрофы был теракт, то родственники смогут выдвинуть иски к сообщникам террористов, а то и к государству. Если причиной окажется неполадки самолета или ошибки пилотов – то к авиакомпании».

Между тем, как стало известно, гражданская ответственность авиакомпании застрахована в «Ингосстрахе». Кстати, в Новосибирске эти компания уже известна как участник катастрофы – зимой 2001 после пожара магазина ЦУМ компания выплатила 19 млн. рублей. В своем пресс-релизе «Ингосстрах» говорит, что застраховал гражданскую ответственность авиаперевозчика воздушных судов - авиакомпанию «Сибирь» - при эксплуатации воздушного судна за вред, причиненный имуществу, жизни и здоровью третьих лиц; имуществу, жизни и здоровью пассажиров; грузу, багажу, личным вещам пассажиров. Единый комбинированный лимит по этим всем рискам составляет 41,22 млн. рублей по каждому случаю. То есть это максимальная сумма, которую может выплатить «Ингосстрах», причем если окажется, что авиакомпания действительно несет какую-либо ответственность. Как пояснил НГС адвокат Арасланов, например, в случае теракта авиакомпания (и аэропорт) понесут ответственность за некачественный досмотр пассажиров, среди которых оказался злоумышленник.

Сам самолет, а также жизни экипажа и пассажиров в рамках указа президента об обязательном страховании пассажиров застрахованы в страховой компании «АФЕС». Сумма выплат по обязательному страхованию пассажиров примерно 12 тыс. рублей, членов экипажа – 100 тыс. рублей. При этом компенсации полагаются семьям погибших только после вступления в права наследования, то есть через 6 месяцев. «Такие суммы считались приличными, пока в Москве зимой не случилось несчастье с Трансвааль-парком. После этого фирма-строитель аквапарка выплатила девочке, потерявшей обоих родителей, 1 млн. рублей – по 500.000 за человека. Так что я думаю, что родственников пассажиров Ту-154 не устроят такие суммы, и они будут добиваться их увеличения от виновников произошедшего – террористов или авиаторов», - считает Сергей Арасланов.

Страховые компании, как организации, не участвующие в расследовании инцидента, никаких версий не выдвигают и не поддерживают. Однако отмечают, что если в качестве причины катастрофы будет определен теракт, то страховая ответственность может и не наступить. Основная нагрузка по компенсации ляжет на государство.

Роза Ветрова,
специально для НГС

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА