«Государственная машина под колпаком общества»

Областная власть хочет стать ближе к народу, используя интернет

В Новосибирской области, как и в других регионах России, разрабатывается своя система «электронного государства». Принимая во внимание опыт Германии, которая разрабатывала «электронные ратуши» городов еще в конце 90-х, такие системы могут значительно сократить время, проводимое гражданами в очередях в коридорах власти. И, возможно, уже в обозримом будущем и в нашем регионе воплотится фраза бывшего немецкого канцлера Г. Шредера: «Бегать должны данные, а не граждане».
О разработке единой территориально-информационной системы и о перспективах «электронного государства» корреспондент НГС.НОВОСТИ беседовал с зам. руководителя департамента науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области, кандидатом технических наук Владимиром Деревяшкиным.

Владимир Михайлович, в чем особенность той работы, которую вы делаете сейчас?

Мы работаем над созданием территориально-информационной системы и системы государственных информационных ресурсов Новосибирской области. Это еще не электронное государство и не электронное правительство – это технологическая основа для создания такой системы взаимодействия между органами власти и обществом. Создание системы электронного государства предполагает решение двух задач. Первая – это создание технологической платформы, вторая – проведение административной реформы. Информатизация существующей системы – приобретение компьютеров, оргтехники – ничего не даст. Электронное государство предполагает создание новых институтов. Например, института электронного визирования подписи, которое является основой внедрения электронного документооборота, института, обеспечивающего информационное взаимодействие с бизнесом и населением и так далее.

Какова конечная цель этой работы?

Обеспечение свободного взаимодействия власти с гражданами и бизнесом. Не помню, кто сказал: «Электронное государство – это государственная машина под стеклянным колпаком у общества». То есть главная цель – большая прозрачность. Обеспечение возможности проследить путь бумаги, которая была подана в тот или иной орган, ликвидация очередей и т.д. В таком государстве «электронные граждане» взаимодействуют с различными инстанциями посредством электронных коммуникаций, будь это электронная карта льготника или паспорт с электронной начинкой.

Какие задачи вы выполняете сейчас?

Что касается технологической платформы и технических средств, то под этим мы подразумеваем создание территориально-информационной системы – совокупности информационных ресурсов, которые объединены общей телекоммуникационной средой. Они взаимодействуют между собой по определенным стандартам, и наполнение их информацией происходит в соответствии с определенными регламентами. Региональные информационные системы также взаимодействуют с федеральными базами данных и системами других регионов. Собственно, так и реализуется открытость власти – ведь информацию где-то нужно брать.

Первоочередными задачами на данном этапе являются: создание единой системы классификации и кодирования информации, разработка нормативных и методических документов, регламентирующих ведение и изменение протоколов информационного взаимодействия, реализация отдельных составляющих информационной системы персонального учета населения и т.д.

Сможет ли новосибирец в обозримом будущем облегчить решение той или иной задачи, получив информацию или даже заполнив какие-то документы в электронном виде?

К сожалению, в полной мере пока этого сделать нельзя. Действительно, гражданин должен получать информацию с помощью, например, ресурсов сети Интернет. Это не такая уж и сложная процедура – предоставление информации. А вообще должен быть реализован принцип «одного окна». Если человеку надо, например, получить паспорт, - чтобы ему не приходилось бегать по инстанциям и ставить одну, другую, третью визу. Сервисы, которые позволяют гражданину просто получать информацию о том, какие документы надо собрать для той или иной операции, - они технически не очень сложны. Вот их создание, организационное и техническое, и является нашей первой задачей.

А сами институты готовы к этому процессу? Не секрет, что когда в больницах в регистратуры поставили компьютеры, то очереди удлинились, потому что далеко не все сотрудники умеют на них работать.

Человеческий фактор – это серьезная проблема, хотя серьезных навыков зачастую не требуется. Что касается органов власти, то здесь люди работают с компьютерами. В сельской местности будет сложнее.

Система не заменит полностью общение граждан с властью «оффлайн»?

Конечно, нет. Ни в одной стране мира, ни в одном регионе нет такого всеобъемлющего «электронного государства» - где-то больше, где-то меньше. Его создание – это процесс очень длительный. Даже те регионы, которые могут позволить себе крупные вложения в разработку таких систем, не могут похвастаться полной автоматизацией всех процессов. Сейчас практически все регионы России занимаются такими проектами.

При создании систем, внедрение которых весьма затратно, мы планируем максимально использовать типовые решения, разработка которых оплачена из федерального бюджета. Но реальных продуктов, которые можно было бы внедрять уже сейчас, пока нет. В этом смысле Федеральная программа «Электронная Россия» наших надежд не оправдала.

Как планируется защищать информацию?

Вопрос серьезный – про него очень долго можно говорить. Здесь тоже два аспекта – технический и человеческий. Когда на рынке продают базы данных об автомобилях или о доходах физических лиц – в этом не виновата техника. Всегда есть человек, который как-то этой информацией завладел, имея к ней доступ. Я считаю, что здесь не совсем совершенно наше законодательство – ответственность по этим преступлениям должна быть жестче. Это является одним из серьезных препятствий по внедрению персонифицированной системы учета населения. Необходимо поменять и отношение людей к информации. Не буду называть компанию, но однажды я столкнулся с тем, что в уважаемой фирме пароли доступа к компьютерам были для удобства написаны прямо на мониторах.

Каков срок, когда взаимодействие власти и общества начнет перемещаться в электронную область?

Этот процесс идет уже сейчас. Мы готовим новое портальное решение для администрации Новосибирской области, на новой платформе, которая будет обладать значительно большими возможностями. Уже сейчас граждане могут подать в электронном виде декларацию в налоговые органы или в таможню.

Один из аспектов «электронного государства» – это электронные торги, которые проводятся уже практически повсеместно. Торги позволяют проводить электронные аукционы и исключить промежуточное звено – человека, который может действовать в чьих-то интересах. Новосибирская область одна из первых в России начала применять систему электронных торгов по организации закупок продукции для региональных государственных нужд, позволившую в среднем снизить цены на материальные ресурсы (уголь, транспортные и лекарственные средства и др.) до 15%.

Константин Пономарев, специально для НГС.НОВОСТИ

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено