Выпьем за СССР

В супермаркеты вернулись стеклянные бутылки с молоком — теперь новосибирцы требуют советской колбасы и мороженого, но эксперты называют это ошибкой

Посмотреть все фото
Новосибирский завод «Экран» начал выпуск стеклянной полулитровой бутылки с узнаваемым советским дизайном по заказу агрофирмы «Лебедевская». По мнению специалистов «Экрана», в пищевой промышленности необходимо использовать как можно больше стеклянной тары — как самой экологичной. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил подробности грандиозных планов производителя «советских» бутылок и узнал, как он планирует бороться с опасностью замусоривания города битым стеклом.
Новосибирский завод «Экран» начал выпуск полулитровой стеклянной бутылки под молоко для ЗАО «Агрофирма "Лебедевская"». Предназначена бутылка для молока и других продуктов с небольшим сроком хранения, а дизайном напоминает бутылки советского периода.

«У них (у «Лебедевской». — И.К.) большие планы на стекло — чуть ли не заменить [весь] тетрапак… Это не совсем классический вариант советской бутылки, а стилизованный. Вот тех мягких пробок не будет, это уже — пережитое прошлое.

В данной бутылке — завинчивающаяся пробка. Возможно, из пластика будет», — пояснил коммерческий директор завода «Экран» Антон Мор, затруднившийся назвать себестоимость стеклянной бутылки, но пояснивший, что себестоимость 1 т стекломассы — 15 тыс. руб., а из такого объема стекломассы выходит примерно 2–2,5 тыс. бутылок, уточнил г-н Мор. Что касается «советского имиджа», то специально эту тему ни заказчик, ни производитель обыгрывать не собирались: стеклянная бутылка для них, как заверяют на «Экране», прежде всего — экологичная тара.

Еще до запуска производства на «Экране» агрофирма «Лебедевская» запустила линейку молочных продуктов в стекле — молоко, кефир, ряженку и т.д. — по специальному заказу томского СПК «Межениновский», с которым она входят в единый холдинг «Сибирский премьер», говорится в сообщении «Межениновского». Новосибирский завод к концу 2015 года планирует перерабатывать до 10 тонн молока в сутки.

В Новосибирске корреспондент НГС.НОВОСТИ обнаружил стеклянные бутылки «Лебедевской» в сети «Холидей». Стоили они заметно дороже, чем новосибирские конкуренты в пластике, такие как «Зеленый луг».

Необходимо параллельно с расширением производства возрождать систему возврата использованной тары на завод для дальнейшей переработки, признают на «Экране», так как кварцевый песок, который идет на изготовление стекла, приходится завозить из европейской части России, и стоимость его перевозки может превышать стоимость самого песка в 3–4 раза.

«Возвратное стекло нам очень нужно. Мы можем перерабатывать до 100 % любого тарного стекла — любых бутылок. Нам только не подходит листовое стекло (от окон. — И.К.), но его перерабатывают наши коллеги», — объяснил Антон Мор, добавивший, что завод активно разрабатывает проекты по сбору стекла. Это и специальные контейнеры для стеклянной тары, которые уже стоят в некоторых местах города, и обсуждение с торговыми сетями вопроса введения залоговой цены на стеклянную бутылку, которая будет выдаваться покупателю при возврате бутылки в магазин.

«Но у нас серьезная проблема в людях. К сожалению, наш народ бросает в такие контейнеры по раздельному сбору мусора, например, бумагу. В контейнеры, куда нужно бросать только стекло.

Но, думаю, наши люди к этому еще придут. Так же начиналось все когда-то и в Европе», — рассказал коммерческий директор «Экрана». По данным специалистов «Экрана», ежегодно в Новосибирске на свалки попадает 320–350 млн стеклянных бутылок, из которых перерабатывается только около 20 %.

Выпьем за СССР
Председатель совета «Сибэкоцентра», эколог Александр Дубынин согласился с тем, что стекло — самое безопасное с экологической точки зрения вещество. Более опасный, по мнению эколога, пластик, который тоже можно пускать во вторичную переработку, но массово этого не происходит из-за очень низкой стоимости сырья. Худшим вариантом Дубынин назвал тетрапак: «Это композитный вариант. Его очень сложно использовать как вторсырье. В тетрапаке есть и бумага, и пластик, и даже алюминий. И это все непросто разделить».

Что касается использования ностальгии по всему советскому в дизайне упаковок продуктов, тут мнения специалистов в рекламе разделились.

Руководитель новосибирского филиала РГ «Мелехов и Филюрин» Александр Филюрин говорит, что люди покупают прежде всего не ностальгию по советскому прошлому, а хорошо узнаваемый бренд, как, например, бело-синяя расцветка банок сгущенного молока. Руководитель же компании A-Studio Анна Собянина, наоборот, уверена, что советский дизайн востребован сейчас очень сильно.

«Это очень эффективно. Мы даже некоторым брендам предлагаем такой отсыл в прошлое. Например, «Карачинской» предлагали. Но они не согласились. В том числе и по финансовым причинам. Но вот "Лебедевская"… Их рекламная кампания не несет отсыл в советское. И вот здесь будет диссонанс [с бутылкой]», — считает Собянина.

Директор по корпоративному управлению группы компаний «Новые торговые системы» Александр Агеев, так же как и Филюрин, считает, что одной лишь ностальгией потребителя уже не взять. «Люди уже разбираются. Смотрят прежде всего на этикетки. Вот это, допустим, а-ля советское мороженое… Там же ничего нет от того советского. Не думаю, что на этом можно серьезно заработать. А на молоке — тем более. Оно относится к так называемым эластичным товарам, т.е. тем, на сбыт которых сильно влияет изменение цены», — заметил Агеев.

Чаще всего используют ностальгию по советским продуктам именно производители мороженого и колбасы, указывает он. Наблюдения ритейлера подтверждает опрос на НГС: советское мороженое оказалось самым популярным (21,5 %) объектом ностальгии по советским продуктам. Далее следуют колбаса (14,5 %), лимонад (8,6 %) и тушенка (6,6 %).

В общей сложности более 70 % новосибирцев скучают по той или иной советской еде, свидетельствует опрос, в котором приняли участие более 10 тыс. человек.

«Даже если сейчас сделать мороженое по старому ГОСТу и принести его попробовать, оно вам покажется слишком жирным. Люди уже отвыкли от того вкуса», — скептичен Агеев.

Восторженные воспоминания о качестве советских продуктов в определенной мере обоснованы, считает ученый секретарь кафедры технологии организации пищевых производств НГТУ Александр Сапожников. Раньше, по мнению эксперта, ГОСТы были намного серьезнее, чем сейчас, и во многих продуктах составляющие были действительно натуральные. Но вот с колбасой в позднее советское время было не совсем так, заметил Сапожников. Судя по ГОСТу, настоящей колбаса была лишь в период правления Сталина.


Илья Калинин
Фото РИА Новости, Иван Петров (1), Петра Лохова (2)

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено