Возвращение ДНД

Новосибирск будет бороться с нарушителями порядка с помощью добровольных дружин

Возвращение ДНД

В конце июня правоохранительные органы обнародовали статистику, согласно которой Новосибирск буквально захлестнула волна грабежей и разбоев. Традиционно граждане не удовлетворены работой милиции, но процент новосибирцев, готовых самостоятельно взяться за решение проблемы, не велик. Те же, кто хотел бы надеть нарукавную повязку или бляху дружинника, сталкиваются с юридической неустроенностью вопроса. В прошлом месяце был сделан очередной шаг на пути создания Закона Новосибирской области об участии граждан в охране общественного порядка – проект передали из Горсовета в Облсовет. На вопросы НГС.НОВОСТИ отвечает председатель постоянной комиссии Горсовета по местному самоуправлению Анатолий Казак.

В конце июня правоохранительные органы обнародовали статистику, согласно которой Новосибирск буквально захлестнула волна грабежей и разбоев. Традиционно граждане не удовлетворены работой милиции, но процент новосибирцев, готовых самостоятельно взяться за решение проблемы, не велик. Те же, кто хотел бы надеть нарукавную повязку или бляху дружинника, сталкиваются с юридической неустроенностью вопроса. В прошлом месяце был сделан очередной шаг на пути создания Закона Новосибирской области об участии граждан в охране общественного порядка – проект передали из Горсовета в Облсовет.

На вопросы НГС.НОВОСТИ отвечает председатель постоянной комиссии Горсовета по местному самоуправлению Анатолий Казак.


Какова предыстория законопроекта о Добровольных народных дружинах (ДНД)?

Являясь депутатом уже третьего созыва, я помню, как этот вопрос поднимался еще в конце 90-х. В городской Совет поступало много обращений от органов территориального самоуправления – они тоже начали бурно развиваться в 2001 и в последующие годы – но и до этого были отдельные советы микрорайонов, которые поднимали этот вопрос. Мы встретили с одной стороны некоторое непонимание, но с другой – была полная поддержка правоохранительных органов, которые в связи с трудной ситуацией и по кадровому составу, и по материально-техническому обеспечению, не справлялись со своими обязанностями. В конце 90-х эта идея воспринималась еще негативно, в основном со стороны прокуратуры, да и другие депутаты вместе с общественными организациями и мэрией высказывались негативно. Хотя на федеральном уровне закон о создании ДНД уже разрабатывался, но, насколько я знаю, он не был подписан президентом Ельциным. Другой юридической основы не было, кроме постановления Правительства России, где предусмотрена возможность участия граждан в охране общественного порядка.

Новый виток начался в 2004 году, после нападения на Беслан. Путин провозгласил, что в охране правопорядка необходимо опираться на население. В Думе опять начали разрабатывать закон, и ряд субъектов федерации приняли законы об охране общественного порядка, о создании ДНД. В прошлом созыве Горсовета был подготовлен проект Закона Новосибирской области, и поскольку это не наша компетенция, он был передан в Облсовет, где его планировали рассмотреть в третьем квартале 2005 года, но этого не случилось. Год проект пролежал без движения. Осенью прошлого года проект нам вернули с замечаниями прокуратуры, администрации Новосибирской области и управления по правовым и экономическим вопросам областного Совета. Была создана рабочая группа под руководством зампредседателя Горсовета Дмитрия Асанцева, которая подготовила новый текст законопроекта. Мы считаем, что на этот раз проект проработан более тщательно и подготовлен более качественно. Теперь все зависит от того, как быстро депутаты Облсовета возьмут его в работу и рассмотрят на сессии.

Принятие федерального закона может повлиять на областной?

Насколько я знаю, проект федерального закона был разработан еще в прошлом году, но сроки его рассмотрения опять же передвинули на осень 2006 года. Если депутаты Облсовета посчитают, что лучше дождаться принятия федерального закона, то его отодвинут. Если же Госдума снова отложит его рассмотрение, то возможно, что Облсовет примет закон этой осенью.

Где, согласно законопроекту, начинаются и где заканчиваются полномочия дружинника?

Планируется, что они будут работать только во взаимодействии с правоохранительными органами. А права и обязанности расписаны в проекте. Во многом они опираются на те юридические нормы, которые разрешают населению создание общественных организаций и так далее. В частности, там говорится, что коллективное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в форме членства или участия в деятельности общественных объединений, уставные цели которых предусматривают оказание содействия органам внутренних дел. Также там записано, что граждане и общественные объединения, участвующие в охране общественного порядка, не имеют права выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел. Предусмотрена поддержка таких организаций, в том числе материально-техническое обеспечение, а также материальное и моральное поощрение.

В качестве основных функций ДНД прописаны также участие в поддержании порядка во время массовых мероприятий, в профилактике правонарушений, в обеспечении безопасности дорожного движения. Права дружинников должны быть закреплены в уставе ДНД. Дружинники имеют право требовать от граждан соблюдения общественного правопорядка и прекращения правонарушений. При непосредственной угрозе правонарушения они имеют право принимать все необходимые меры для его пресечения в соответствии с действующим законодательством. На время исполнения обязанностей членам дружины предполагается выдавать социальный проездной билет для проезда в муниципальном транспорте. Дружинник обязан принимать предусмотренные законом меры к пресечению посягательств и других антиобщественных действий, носить нарукавную повязку и/или соответствующий нагрудный знак, иметь при себе удостоверение и регулярно отчитываться о своей работе.

Какие формы работы дружин предусмотрены в законопроекте?

От организации патрулирования по определенным маршрутам и выставления постов, а также совместной деятельности с органами внутренних дел до проведения индивидуальной воспитательной работы с лицами, допускающими правонарушения, информирования руководителей организаций о правонарушениях, совершенных их работниками и организации выпуска газет, плакатов, другого взаимодействия со СМИ для профилактики правонарушений.

Кто будет осуществлять контроль за деятельностью ДНД?

Законопроектом предусмотрено, что этим будут заниматься государственные органы и органы местного самоуправления в пределах их полномочий. Важно, что сейчас дружины уже существуют, но на «птичьих правах». То есть они осуществляют какую-то деятельность, но юридической основы для нее нет. Есть постановление Правительства, о котором я уже говорил, и есть отрывочные нормы в 131 федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления.

Кто, по Вашему мнению, пойдет в ДНД?

Я предполагаю, что в ТОСах (территориальных общественных советах) будут люди «за 40», может быть, даже «за 50», которые не довольны ситуацией с общественной безопасностью в своем микрорайоне. И наверняка они постараются каким-то образом участвовать в профилактике правонарушений. В свое время мэрией был проведен опрос об эффективности мер по охране общественного правопорядка. Более 30 % высказались за создание добровольных народных дружин. По опыту ТОСов можно сказать, что когда люди начинают сами следить за порядком – ситуация действительно улучшается.

Дружины – это временная необходимость или они всерьез и надолго?

Думаю, что надолго.


Константин Пономарев, специально для НГС.НОВОСТИ

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА