Педагогическое отставание

Большинство новосибирских педагогов не знают, как преподавать с помощью компьютера

Педагогическое отставание

«А Вы из какой школы? А из 10-й есть кто-нибудь? Как душно тут», - с таких диалогов в здании областной администрации 22 июня в Новосибирске стартовала программа по содействию приобретению персональных компьютеров работниками бюджетной сферы. Инициатором акции, призванной помочь врачам и учителям поставить дома компьютер, выступила корпорация Intel. Подобные инициативы под общим названием «правительственные программы содействия распространению ПК» (GAPP) корпорация совместно с властями проводит во многих странах. По данным Intel, программы позволяют сэкономить до 50 % при покупке ПК. Нужны ли новосибирским учителям компьютеры, как в школе, так и дома, выяснял корреспондент НГС.НОВОСТИ.

В Новосибирской области соучредителем программы выступила администрация региона. «Компьютер кормил меня 35 лет», - по-школьному доходчиво объяснил учителям выгоду от покупки домашнего ПК заместитель губернатора Геннадий Сапожников. Вице-губернатор напомнил учителям, что сейчас в их классах сидят будущие специалисты новосибирского Технопарка (по прогнозам властей, через пять лет он создаст в регионе 10 000 новых рабочих мест в различных областях хай-тека), и призвал их соответствовать этой перспективе. «Сегодня мы учим детей нажимать на кнопки. А мне бы хотелось, чтобы мы могли генерировать новое знание, вести педагогическую работу», - раскрыл Геннадий Сапожников далеко идущий замысел мероприятия.

После этого стороны перешли к практической части акции. Корпорация Intel, компания НЭТА и областная администрация совместно предложили учителям и врачам области сертификат на скидку при покупке домашнего компьютера. Всего с 1 июля по 1 декабря 2006 года бюджетникам раздадут 300 сертификатов. Распределять скидки будут областные власти.

По данным Intel, программа GAPP позволяет сэкономить на покупке компьютера в среднем 30-50 %. Однако в Новосибирске один сертификат соответствует тысяче рублей - то есть примерно 5-7 % скидке на хороший компьютер. Остальные деньги бюджетнику, который решится на покупку ПК, придется изыскивать самостоятельно.

Глава новосибирского представительства Intel Михаил Чайка объяснил столь скромный бонус тем, что конкретный размер скидки в первую очередь определяется «административным ресурсом», то есть финансовым участием государства. «В будущем мы, если не выйдем на упомянутые цифры, то постараемся приблизиться к ним», - осторожно пообещал Михаил Чайка.

В самих школах ситуация с использованием компьютеров тоже неоднозначная. Сейчас в Новосибирске на один компьютер приходится 28 учеников (не так много - если не учитывать, что в 1999 году это соотношение было примерно 1 к 135). В 2006 году город потратит на информатизацию школ 11 миллионов рублей. Уже сейчас в школах имеется программное обеспечение на сумму свыше 5 миллионов рублей.

По данным центра «Эгида», занятого реализацией муниципальной программы информатизации системы образования, сейчас 90 % школьных компьютеров в городе - «пентиумы» не ниже второго поколения.

При этом в Новосибирске до сих пор существует огромный разрыв между десятком передовых школ и основной массой учителей, которые не знают, что с этими «пентиумами» делать.

«На самом деле большинство педагогов и руководителей не понимают, зачем использовать информационные технологии – несмотря на то, что многие из них этому обучались. Директора не понимают, зачем школе нужен сайт. Это вопрос менталитета», - вздыхает заместитель директора «Эгиды» Сергей Федорчук.

По его данным, из 17 тысяч новосибирских учителей около 40 % «формально» обучены владению компьютером. При этом эффективно использует компьютер только каждый десятый – то есть всего около 700 человек. И даже в этой «элитной» группе только каждый десятый учитель способен создать сайт или электронный учебник. Обычно компьютеры нравятся новосибирским учителям физики – тем или иным способом «цифру» использует до двух третей педагогов. Гораздо хуже с информатизацией сочетаются деепричастные обороты и «Война и мир».

По официальной статистике, 80 % школьных терминалов используется в процессе обучения. Однако насколько эти данные соответствуют реальной эффективности – неизвестно. Исследования на эту тему в Новосибирске начались только в этом году.

«Если просто отправить в школу анкету, то любой директор напишет, что эффективность информатизации у него переваливает за сто процентов», - объясняет Сергей Федорчук.

Главная проблема школьной информатизации к компьютерам отношения не имеет – это возраст и низкая зарплата преподавателей. При этом в муниципальной программе информатизации школ нет упоминания о мотивации учителей, решившихся на переход к цифровым технологиям. Педагоги могут рассчитывать лишь на конкурсы и гранты. «При такой зарплате педагогическая деятельность, с компьютером или без него, это все равно чистой воды энтузиазм. Зато педагогический отчет с компьютером вместо двух дней можно написать за 40 минут. Это тоже стимул», - говорят в «Эгиде».


Петр Малков, специально для НГС.НОВОСТИ

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА