Мобильный кошелек

Бурное развитие удаленных платежей сдерживается дефицитом доверия потребителей

Эксперты полагают, что 2006 год должен стать переломной точкой в развитии платежных систем в Новосибирске. Одним из наиболее перспективных секторов этого рынка стали удаленные платежи - возможность заплатить за товар или услугу, нажав несколько кнопок на телефоне. Уже сейчас с помощью удаленного платежа в нашем городе можно не только положить деньги на мобильный счет, но и купить билеты в кинотеатр, оплатить счет в ресторане или прокатиться на такси. Отправив SMS-сообщение или связавшись с оператором, можно оплатить жилищно-коммунальные услуги, междугородные переговоры, охрану квартиры и так далее. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил достоинства, недостатки и перспективы удаленных платежей.
Помимо интернет-платежей, которые пока остаются экзотикой для нашего региона, наиболее популярными удаленными «платежками» в Новосибирске традиционно считаются две системы: мобильные платежи SimMP (доступны абонентам МТС), а также предоплатные карты Telepay (обслуживаются ООО «СЦИПС»), позволяющие оплатить услуги по телефону. Оба платежных сервиса позволяют проводить любые платежи по системе «Город», однако принцип их работы различается. Для подключения к SimMP, помимо наличия мобильного телефона, подключенного к МТС, необходимо завести счет в одном из банков, поддерживающем систему. В свою очередь, платеж через TelePay можно произвести, просто купив карточку с кодом и инструкцией.

Проценты, которые взимают системы, тоже различаются – TelePay берет фиксированные 3 %, а тарифы SimMP зависят от позиции конкретного банка. Кое-где процент может отсутствовать вообще (за исключением тех 6-ти центов, которые берет МТС за отправку платежного подтверждения).

По словам директора ООО «СЦИПС» Юрия Храмцова, объемы платежей через TelePay за прошлый год выросли в четыре раза.

При этом подавляющую долю платежей (около 70 %) составляют переводы денег на мобильные счета. Однако на этом рынке «платежкам» постепенно становится тесно. Как полагает представитель TelePay, скоро конкуренция приведет к тому, что системы начнут активно снижать проценты за свои услуги («сейчас снижение процентов идет лишь за счет технологии»), а также искать себе специализацию («иначе системы просто начнут биться лбами…»).

Так, одним из перспективных направлений для удаленных платежей могло бы стать погашение потребительских кредитов. Кредитный бум, поглотивший новосибирских покупателей в прошлом году, неожиданно обернулся странной проблемой – банки не позаботились о том, как возвращать деньги обратно. В итоге сложилась парадоксальная ситуация: многие потребители кредитов стоят в очередях, живо напоминающих об эпохе СССР, пытаясь отдать кредитору его деньги. Удаленные платежи могли бы послужить спасением как для тех, так и для других. «Мы развиваем это направление. Однако банки связаны по рукам и ногам различными финансовыми инструкциями», - сетует директор платежного центра.

Впрочем, как полагают некоторые независимые эксперты, пока удаленные платежи в Новосибирске сами еще не избавились от ряда недостатков.

«Первое - недостаточный перечень поставщиков услуг и партнёров, то есть просто слабая развитость. Второе - сложный процесс регистрации-подключения-использования таких систем пользователями», - полагает новосибирский аналитик издания MoneyNews Дмитрий Вершинин.

Однако сами участники рынка уверены в успехе удаленных платежей. «Потенциал дальнейшего роста рынка как минимум десятикратный. Сейчас все, что связано с оказанием подобных услуг в России, еще находится на зачаточном уровне», - говорит Юрий Храмцов.

Эту позицию разделяют и сотовые операторы, которые считаются финансовым локомотивом развития «платежек». «Мобильная коммерция - это формирующийся рынок, на котором еще не выработаны рецепты успеха», - говорит представитель «Билайн» Юлия Утешева. Стоит отметить, что новосибирский филиал «Билайн» анонсировал услугу «Мобильный кошелек» (аналог SimMP) еще в 2004 году, однако в нашем регионе эта услуга не запущена до сих пор. По словам Юлии Утешевой, массовое внедрение услуг мобильного банкинга компания начнет в 2006-2007 годах.

В компании МТС, которая уже несколько лет работает с системой SimMP, также признают темпы развития удаленных платежей «недостаточно высокими». В компании это объясняют «недостатком доверия» к электронным платежам.

«Есть и еще одна объективная причина, - объясняет пресс-секретарь сибирского МТС Илья Стахеев. - Подключение услуги SimMP требует смены sim-карты абонента. Клиент должен лично прийти в банк, где ему дадут новую sim-карту с \"вшитой\" услугой».


Петр Малков, специально для НГС.НОВОСТИ

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Новости звёзд

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено