Позолоченные колеса

Ученые НГТУ разработали технологию для восстановления импортных автозапчастей

Позолоченные колеса

По части высшего образования Новосибирск больше, чем какой-либо другой город мира, напоминает Париж. В столице Франции Эколь Политекник соревнуется с Сорбонной, у нас же – НГТУ с НГУ. Традиционная научная сессия, которая была проведена в НГТУ с 1 по 10 марта, со всей очевидностью свидетельствует о том, что у этого университета есть одно неоспоримое преимущество: в отличие от НГУ, НГТУ стремится к интеграции. Раз в год о инновациях и других достижениях НГТУ узнает весь университет.

В отличие от НГУ, где на конференциях в основном стимулируется научная деятельность студентов и аспирантов, на Научной сессии в НГТУ можно узнать о результатах деятельности преподавателей, научных школ и коллективов всех факультетов университета. В результате такого общения часто возникают новые идеи, которые затем воплощаются в комплексные межкафедральные проекты.

10 марта на заключительном заседании были объявлены победители конкурсов по следующим номинациям: лучшая фундаментальная, прикладная и инновационная научная работа, лучшая монография, лучший учебник и т.д. Все работы, участвовавшие в конкурсе, были интересны, однако наиболее любопытным нам показался инновационный проект «Отработка технологий напыления и упрочнения», предложенный кафедрой проектирования технологических машин совместно с научно-производственным предприятием «Плазменные технологии».

В представленном проекте речь шла о результатах и перспективах плазменного напыления, чью прикладную ценность могут оценить не только крупные предприятия, но и рядовые жители Новосибирска, прежде всего владельцы автомобилей. Ученые НГТУ разработали технологию, позволяющую с помощью плазмотрона наносить напыление на диски и восстанавливать изношенные детали автомобилей.

«Как-то мы приехали на СТО на ул. Богдана Хмельницкого, – рассказывает Нина Антохина, ответственный исполнитель хоздоговоров кафедры ПТМ. – Там предлагались диски – один под золото, другой под серебро – и стоимость обработки составляла 4500 рублей. Оказалось, что стоят они так дорого потому, что в городе есть лишь один человек, который этим занимается. Конкуренции поэтому нет. С помощью наших технологий мы можем провести пескоструйную обработку и нанести напыление за очень короткий срок.

С этой станцией техобслуживания мы заключили договор, и теперь отделка диска будет стоить новосибирцам всего 500-800 рублей».

Если НГТУ наладит производство (в отдаленном будущем планируется небольшой завод), плазмотрон поможет и владельцам иномарок. Вместо того, чтобы покупать новые детали, на «потертые» места старых опять-таки можно будет нанести напыление. Причем, как считают ученые, восстановленная деталь будет служить дольше, чем новая.

Когда подобный ремонт будет поставлен на поток, с точностью сказать трудно. Во-первых, проекты должны быть детально проработаны. Во-вторых, производственная база НГТУ невелика, да и специалистов по плазменному напылению пока всего несколько человек. На сегодняшний момент плазменная лаборатория в основном занимается разовыми заказами. Среди них интересны: облегченные бронежилеты с плазменным напылением самофлюсующегося твердого сплава ПГ-10Н-04, спецпокрытие поверхностей фурнитуры торгового оборудования и декоративное напыление на кладбищенских плитах.

Следует сказать, что с автопромышленностью у НГТУ давние связи. Начиная с 2000-го года, университет в сотрудничестве с Институтом Ядерной Физики СО РАН разрабатывает для ВАЗа модель гибридного автомобиля, использующего как обычное топливо, так и заряд электрического аккумулятора. Главное преимущество гибридного автомобиля – низкий расход топлива (экономия до 20 %) и экологичность. Модель гибридного автомобиля уже создана, и сейчас на ВАЗе уже проходят испытания.


Владимир Иткин специально для НГС.НОВОСТИ

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА