Полный постмодернизм

Новосибирские художники устроили выставку-провокацию с характерным названием «Быдло»

Полный постмодернизм

Современный художник обществу надоел – люди уже не ждут, что \"совесть нации” расскажет им о жизни всю правду. В эпоху масс-культа от него хотят, чтобы он стряпал книжки или картинки попроще. И для умного artist остается один путь заявить о себе – эпатаж. Например, разрезать корову напополам и заспиртовать, как делал британец Дэминен Херст. И скандал привлекает внимание – как иначе объяснишь, почему на открытии полунеформальной выставки “Быдло” 15 февраля зрители отдавили друг другу ноги.

Разумеется, сработало дерзкое название выставки. Крошечный бар “Табу” выплевывал людей пачками, но перед входом в подвал все равно мерзла толпа. Молодые кураторы – Артем Лоскутов и Дмитрий Пурис – пробираясь по клубу, растерянно бормотали: “Надо было хоть по десять рублей за вход брать”.

- Кого вы называете быдлом? - остановила их корреспондент НГС.НОВОСТИ. – Зрителей?
- Ну, - ребята замялись, - это нас считают быдлом. Нам так на “Монстрации” сказали.


“Монстрация” – это Артем с друзьями, которые с 2004 года выносят на Первомай шизоидные лозунги, вроде “Ы-ы-ыть!” и “Таня, не плачь!” Милиция порыв не ценит – в прошлый раз Лоскутов просидел в отделении четыре часа.

Кураторы, вздохнув, пожаловались, что общество не понимает художника. К стене клуба была пришпилена картинка, на которой некто изобразил, как “денди” с надписями на футболках “Гонкур”, “Бретон” и “Дюшан” избивают гопника в “адидасе”. Видимо, твердолобых зрителей художники все-таки очень не любят.

Молодые кураторы не ломали голову – пятая межрегиональная выставка “Быдло” похожа на предыдущие четыре, которые составлял Константин Скотников. Опять урезанный бюджет и чуть-чуть провокации. Те, кто пробились в “Табу”, сразу натыкались на бильярдный стол, на котором лежала надувная резиновая кукла - “Венера” (автор – Андрей Сердюк). Руки ей отрубили, как у Венеры Милосской, а ноги склеили скотчем – чтобы было похоже на “Спящую Венеру” Джорджоне (он изобразил богиню со скрещенными ножками). Смешно, но убедительней были работы “отцов-основателей” – арт-группы “Синие носы”. Работают они профессионально, хотя шутки по-прежнему – “ниже пояса”.

На снимках “Носов” сплетенные мужские тела в трусах изображают оргию. Тема старая – раньше они надевали маски политиков, а теперь сыграли культуру – спрятались за лицами Маяковского, Пушкина, Цветаевой, Сальвадора Дали, Энди Уорхола, Толстого и Достоевского. Полный постмодернизм.

Провокаторы еще добавили несколько женских тел, чтобы зрители обсудили, какой же все-таки размер груди у “Пушкина”. Называется это безобразие “Пир королей культуры”.

Выставкой “Быдло” мэтры попрощались. Мэтры - это “Синие носы”, Дмитрий Булныгин, Алексей Казаринов, Андрей Константинов – те, кто в голодные девяностые продвигал у нас актуальное искусство. Из неформальных героев они выросли в корифеев. Скотников отдал кураторство подросшему молодняку и уехал с Мизиным на гастроли “Синих носов” во Францию и Швейцарию. Актуальное искусство у нас будет делать молодая группа САТ. Пока их бунт игрушечный - они не хотят идти в офисы, армию предлагают отменить, а на Пасху вызванивают мелодию из фильма “Бумер” на колоколах. Им пока интересно воевать с ментами и РПЦ. Но если ребята не повзрослеют и не найдут свой язык и свои идеи, то придется признать: хоть и прав был Маяковский, когда говорил, что эпатаж – неплохой способ раскрутиться, но и Никита Хрущев, ругавший когда-то некоторых абстракционистов, не так уж был не прав.


Ксения Воротынцева, специально для НГС.НОВОСТИ

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА