Н. Диканский: «Просто мы другие»

Интервью с ректором Новосибирского государственного университета

Насколько объективны вузовские рейтинги Министерства науки и образования, согласно которым новосибирские вузы сдают позиции год от года? В чем причина «проигрыша» проекта национального университета и свободной экономической зоны? На эти и другие вопросы НГС.НОВОСТИ отвечает Николай Диканский, член-корреспондент РАН, ректор Новосибирского государственного университета.
Насколько, на Ваш взгляд, объективны рейтинги вузов России?

Любой рейтинг определяется по некоему набору критериев, которые не являются абсолютными. Рейтинг отражает какие-то вполне определенные интересы и не может быть полностью объективным. Рейтинги Министерства образования являются желанием объять необъятное и во многом следуют существующей между вузами конкуренции, отражая вполне определенные интересы.

В чем причина отсутствия НГУ в «топ-10» министерского рейтинга?

Наш вуз - очень нестандартный, многие формулы общих оценок нам категорически не подходят. Мы просто другие – благодаря нашей интеграции в систему СО РАН, поэтому я всегда прошу чиновников Минобразования не включать нас вообще в их рейтинги. Например, один из критериев министерской оценки – это количество штатных преподавателей. А у нас больше 80 % преподавателей – это совместители, это ученые институтов СО РАН, исследователи. Получается, что «штатный» профессор лучше профессора-исследователя? Или, к примеру, возьмем другой критерий: в библиотеке университета должно быть около миллиона томов. А у нас 900 с чем-то тысяч. Но ведь наши студенты обращаются к библиотекам институтов СО РАН, а это 4,5 миллиона томов, это дорогие специализированные библиотеки, которых больше нигде нет. Получается, что рейтинг учитывает наш вуз «сам по себе», в отрыве от СО РАН, частью которого НГУ, по сути своей, и является.

Как известно, чем проще формула построения рейтинга, тем она прозрачнее, тем легче понять, что в ней заложено. Например, в рейтинге фонда Джорджа Сороса учитывается просто количество грантов, полученных университетом. В этом рейтинге мы на третьем месте - после МГУ и СПбГУ.

Что, на Ваш взгляд, сегодня можно назвать одной из главных бед нашего образования?

Пожалуй, это некоторая странность, непрозрачность и пристрастность в вынесении стратегических решений. Например, в прошлом году мы получили от Министерства образования грантов на 24 миллиона рублей, в этом – 18 миллионов, притом что общее финансирование грантовых программ увеличилось в полтора раза. Мы подали на конкурс 95 проектов, эксперты оценили 50 % из них положительно, потом проходит два месяца и по результатам гранты получают только 9 проектов. Почему – никто не знает, ответа мы не получили, и вряд ли получим. Хотя вообще в мировой практике принято, что в грантовых центрах на следующий день после вынесения решения вывешиваются все остальные гранты, чтобы у людей была возможность сравнить и понять, что нужно сделать, чтобы улучшить проекты.

Кстати, это практически та же самая ситуация, что и с особой экономической зоной. Научный потенциал Новосибирска превосходит три зоны, вместе взятые. Покажите же нам, что же было в заявках победителей! Почему мы проиграли?

Это должен быть не просто плевок в адрес Новосибирска – «отдадим ОЭЗ Томску, чтобы только не отдать Новосибирску», а четко аргументированная позиция: как, почему и зачем. По-моему, решение не дать ОЭЗ Новосибирску – это стратегическая ошибка, последствия которой будут достаточно серьезными.

Как Вы думаете, чем обусловлено решение о создании национального университета в Красноярске, а не Новосибирске?

Это вопрос геополитический, принятое по национальному университету решение было сугубо административным, волевым. Никакого конкурса на самом деле не было, следовательно, Красноярск ни у кого ничего не выигрывал.

Ваше отношение к «подушевому» финансированию в образовании («Деньги идут за студентом», чем больше студентов, тем больше денег выделяется вузу)?

Может быть, с одной стороны, это и правильно – чем больше учишь, тем больше денег и получаешь. Но есть и обратная сторона медали: получается, что в погоне за числом студентов упадет уровень образования, а преподаватели будут получать больше? Конкуренция между вузами существует уже сейчас, и в дальнейшем она будет только расти. Мы подошли к краю демографической ямы – и в связи с этим возник еще один не менее серьезный вопрос, о котором у нас, надо полагать, стыдятся говорить. Что будут делать преподаватели? Сейчас преподавательская нагрузка аспиранта составляет 800 часов в год (для сравнения: во Франции или США – 200 часов), у доски ему приходится стоять по четыре часа в день. А ведь ему нужно не только готовиться к лекциям и семинарам, но и заниматься наукой! У меня есть подозрение, что как только количество студентов сократится, начнут сокращать количество преподавателей, а нагрузку при этом сохранят. Последствия для российской науки и образования могут быть просто катастрофическими.

Возвращаясь к НГУ – каковы перспективы развития университета?

Сейчас наблюдается колоссальная нехватка специалистов в области точных наук – химиков, биологов, которые востребованы и в Новосибирске, и в Москве. Поэтому мы собираемся развивать все направления, с этим связанные. А еще у нас никогда не было главного корпуса. Проект был, но сам корпус за все эти годы так и не был построен. Сейчас определен участок земли, где он будет размещаться - это пересечение Пирогова и Университетского проспекта, на перекрестке будет Университетская площадь – в соответствии с первоначальным генеральным планом развития Академгородка, каким его изначально задумывал академик Лаврентьев.


Наталия Воронинская, специально для НГС.НОВОСТИ


НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено