А. Заиграев: «Конкуренции в муниципальном здравоохранении нет и быть не должно»

Интервью с начальником отдела организации медицинской помощи управления здравоохранения мэрии Новосибирска

А. Заиграев: «Конкуренции в муниципальном здравоохранении нет и быть не должно»

Сообщение о смерти больной женщины в холле поликлинике №13, пожалуй, можно отнести к тем новостям, которые расходятся быстрее всего. Что тому виной – вопрос отдельный. Свои вопросы редакция НГС.НОВОСТИ адресует Александру Заиграеву, начальнику отдела организации медицинской помощи управления здравоохранения мэрии Новосибирска.

Что же на самом деле произошло в поликлинике №13?

Для анализа происшедшего управлением здравоохранения мэрии была создана комиссия, куда вошли ответственный представитель управления здравоохранения, заместитель главного врача станции скорой помощи и заместитель главного врача 25-й поликлиники (он же - районный пульмонолог). Комиссия выехала на место, беседовала с медицинскими работниками, был реконструирован весь ход событий с четким хронометражем. С больной в поликлинике был ее внук. Никому не сказав о ее плохом самочувствии, он пошел искать врача сам, а больную посадил на скамейку рядом с регистратурой, где ей и стало плохо. Момента наступления смерти в суете никто не заметил. Через какое-то время люди обнаружили синюшный цвет лица, неестественную позу и обратили на это внимание медсестры, которая немедленно спустила больную на пол (все реанимационные мероприятия проводятся на твердой горизонтальной поверхности, но ни в коем случае не на кровати или диване). Тут же регистратор вызвала врачей, реанимационные мероприятия начались сразу. Подоспевший вскоре терапевт после первичного осмотра велел перенести больную в кабинет доврачебного приема, где и был продолжен комплекс реанимационных мероприятий с использованием соответствующих препаратов и инструментов. Реанимационные мероприятия продолжались 30 минут, решение об их прекращении было принято консилиумом из трех врачей. Да, момент смерти был обнаружен не сразу, что в сочетании с хроническим заболеванием и общим плохим самочувствием привели к летальному исходу, однако говорить о том, что медики безучастно наблюдали за происходящим, – крайне неправомерно.

Многие на веру приняли сообщение о том, что якобы врачи ничего не сделали для спасения жизни больной. Я думаю, это связано с личным негативным опытом общения с представителями здравоохранения. Это объективная категория, заболевание само по себе редко бывает положительным опытом. Личный опыт любого человека – это его личный опыт, но иногда он экстраполирует его на всю ситуацию и потому склонен к некоторой драматизации событий.

Есть ли у Вас претензии к журналистам, которые освещают вопросы здравоохранения в нашем городе?

Обвинять СМИ в пристрастности или негативизме было бы просто глупо, более того, было бы хуже, если бы они вообще не обращали внимания на частные или общие проблемы. Другое дело, что многие корреспонденты больше внимания уделяют частным вопросам, но практически не уделяют внимания системным проблемам здравоохранения.

Как часто возникают судебные разбирательства, подаются жалобы, касающиеся причинения вреда здоровью?

Прокуратура часто обращается к нам для проведения служебной проверки, но в подавляющем большинстве состава преступления не находит. Могу сказать, что, по итогам прошлого года, на качество медицинской помощи в управление здравоохранения мэрии поступило 173 письма, из них 85 - по проблемам медицинской помощи (остальное – просьбы о материальной помощи на лечение, зубопротезирование, установление инвалидности и т.д.). По результатам обоснованными признаны 11 заявлений. Еще более серьезные случаи потребовали обращения в суд. В 2005 году в суде рассматривалось 3 иска (в 2004 году – 5). Это дела частного обвинения, не те, которые возбуждает прокуратура. Всего в городе у нас 25 больниц, из них 4 роддома, мы имеем более 12 000 коек, а число госпитализаций в среднем - 280 000 в год. Поликлиник - 32, не считая ведомственных, ежедневно их посещает около 50 000 человек, в год - свыше 12 миллионов. Если сравнить эти данные с количеством жалоб, то картина получится не столь уж и пессимистичная, хотя, конечно же, есть и аргумент: «жалобы подают далеко не все». Тем не менее, эти данные удовлетворяют общероссийской статистике: от 5 до 10 % исков по причинению вреда здоровья являются обоснованными.

Главная проблема нашей медицины - это недостаточно высокая квалификация медперсонала или недофинансирование?

Скорее, и то, и другое. В советское время была создана эффективная система, обеспеченная финансовой и кадровой базой. В начале 90-х по объективным причинам (либерально-демократические реформы) произошел отток кадров, причем лучших: люди уходили из здравоохранения, в том числе в частные структуры. Пришли в медицину люди, не совсем подготовленные к этой работе: случаи поступления за взятки, купленные дипломы на пользу им не пошли. Те же, кто обладает соответствующей квалификацией, зачастую просто работают на износ. Сейчас укомплектованность кадрами в среднем по городу составляет 66 %, а использование штатных единиц медицинских учреждений – 98 %. То есть, треть персонала работает больше, чем на ставку.

Кроме того, городские больницы и поликлиники действительно отличаются между собой по уровню и кадровой подготовленности, и технической оснащенности, это проблема системного характера. Конкуренции в муниципальном здравоохранении нет и быть не должно. Другое дело, что на больницы должны быть возложены только те функции, с которыми они могут справляться. В перспективе мы работаем над тем, чтобы разделить больницы по этому принципу. Так, например, есть больницы, которые совершенно реально могут справляться только с медико-социальной помощью, есть больницы, где хорошо может осуществляться долечивание, а есть те, которые могут заниматься интенсивным лечением. Соответственно, перераспределение между ними ресурсов и функциональных обязанностей позволит добиться более эффективной работы.

Бытует мнение, что врачи склонны покрывать ошибки друг друга, что Вы думаете по этому поводу?

Мой 20-летний опыт работы руководителем на разных уровнях муниципального здравоохранения позволяет утверждать, что злостное и повсеместное покрывательство врачебных ошибок у нас никогда не практиковалось. Более того, комиссии управления здравоохранения мэрии, как правило, очень тщательно разбираются с каждым случаем некачественного оказания медицинской помощи, выявляют дефекты и нарушения, дают им объективную оценку и всегда называют ответственных за них медицинских работников. Однако врачи-эксперты стараются глубоко вникнуть во все детали, руководствуясь при этом своеобразной «презумпцией невиновности», оценивая все сомнения и неясности, объективные трудности в оказании помощи, которые именно врачи могут понять и объяснить как никто другой. Более того, все выявленные ошибки подлежат по существующему в нашем здравоохранении порядку рассмотрению на общих врачебных конференциях, где врачи открыто и принципиально анализируют чужие ошибки и учатся на них. Я лично не знаком со случаями откровенного служебного подлога врачей-экспертов (судебных медиков, патологоанатомов, членов специальных комиссий, главных специалистов), дающих фальсифицированное заключение по факту некачественного оказания медицинской помощи. Мнение обывателей о «покрывательстве» врачебных ошибок объективно связано с драматическими событиями, происходящими в жизни людей, нежеланием мириться с печальным исходом, а зачастую с необоснованной уверенностью граждан в своей медицинской «компетентности», когда они лучше любого врача разберутся с любой ситуацией, связанной со здоровьем.

Еще бы хотел напомнить жителям города о личной ответственности за состояние своего здоровья, которое является общественной ценностью. Многие граждане, требуя от врачей максимальных усилий по поправке здоровья, не утруждают себя заботами о здоровом образе жизни (правильное питание, физическая культура, режим жизни), отказе от вредных привычек (курение, алкоголизм, переедание, гиподинамия). Поэтому наше здоровье – совместная забота медиков и жителей города, и сохранить его мы можем только общими усилиями, добрыми отношениями и сотрудничеством.


Наталия Воронинская, специально для НГС.НОВОСТИ

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА