В поисках культуры

Творческая жизнь столицы Сибири в прошедшем году отличалась разнообразием, граничащим с банальностью

Творение арт-группы ''Синие носы''
Культурная жизнь Новосибирска в 2005 году была слегка скучной. Наш сонный городок встряхнули только приезжие звезды и открытие одного клуба – так казалось корреспонденту НГС.НОВОСТИ, пока она не набросала список событий. Оказалось, кое-что все же происходило.
Трижды приезжали питерцы Billy’s Band – крепкая смесь Тома Уэйтса и The Tiger Lillies. Как и «Ленинград», они раскрутились без проплаченных эфиров. В январе Билли снимал у нас клип на песню «Выпей вина». «Почему Новосибирск? Душевный город. Нас здесь так любят. И у вас дешевле, ребята», – вот прагматичный ответ. Видео сделали в спортзале семнадцатой школы. Обещали показать 10 марта, после концерта. Концерт был, но режиссер Наталья Воликова клип не смонтировала – ушла в декрет. Видимо, не зря Билли Новик кокетничал и вздыхал, что, мол, клип мы снимаем не из-за тщеславия, если не будут крутить по центральным каналам – дома на видео посмотрим. Как чувствовал.

Осенью в Сибирь заманили Цезарию Эвору, она спела 15 октября. Негритянка оказалось не похожей на современную звезду: она старая, толстая, пережила трех мужей, а прославилась только в 47 лет. Тем не менее, Цезария – знаменитость без всяких скидок, хотя и ведет себя очень просто - после концерта она прогулялась по рынку и накупила ярких дешевых тряпок в магазине.

Были и громкие местные события. Дирижер Теодор Курентзис, лауреат «Золотой маски», 23 июня провел второй open-air. Перед Оперным отыграли Девятую симфонию Бетховена. Появились vip-скамеечки, а музыкантам не мешал, как год назад, дождь. Курентзиса обожают московские критики, но он пока не бросил Новосибирск, хоть и много гастролирует – в конце января, например, выступает в Москве, по столице уже растянуты афиши. Его экспрессивная дирижерская манера поразила, говорят, даже Владимира Путина, когда тот открывал 13 декабря наш свежеотремонтированный театр.

Летнюю скуку встряхнуло помпезное открытие клуба «Опера» 15, 16 и 17 июля. Грандиозная давка была все три дня. Красивые мальчики и девочки переминались перед оградкой, а секьюрити смотрели куда-то вдаль и никого не пускали в клуб. Кто-то даже прорывался через окна – после этого можно было ожидать от «Оперы» только шик «Студии 54», не меньше. На самом деле помещение еле декорировали - скрашивали его только несколько бутафорских статуй. В туалете не было даже зеркала – девочки стреляли друг у друга пудреницы. Гламура не хватило.

Было другое летнее событие, более достойное – фестиваль «PreLive», на который приехал затворник Петр Мамонов («Звуки Му»). В ДК имени Октябрьской революции («Кобре») Мамонов отыграл свой моноспектакль «Мыши+Зелененький». Извивался по сцене, как юродивый. «Ты уже пел у нас в Новосибирске, в 1985 году, помнишь?» – крикнули из зала. «Я был тогда невменяемый», – извинился Мамонов. «Да мы тоже!»

«А вообще год был слегка застойным. Показали много юбилейных выставок – а они не все одного качества. Зато в первый раз за 15 лет привезли выставку из Китая – художника Чжан Цзянь Чжон. Это такой юнаньский Грицюк. Но главное событие - Биеннале современной графики», – рассказал искусствовед художественного музея и куратор биеннале Владимир Назанский. Биеннале графики без перебоев проходит с 1999 года, это знаковое и самое статусное событие Новосибирска.

В восьмой раз провели международный фестиваль документального кино «Встречи в Сибири» (3-8 сентября). Его придумали сибирские документалисты, с Эллой Давлетшиной во главе, а теперь ступеньки «Планеты кино» оккупируют молодые. Мы выпили сливовицы с победителем Борисом Митичем – серб снял трогательный фильм про балканских цыган «Pretty Diana». Теперь ясно, что Эмир Кустурица не придумал колоритных героев из «Черной кошки, Белого кота», а списал с натуры. Молодой (28 лет) Митич не понимал коллективного сибирского нытья: «Хотите делать фильмы? Купите камеру - и вперед. Я был журналистом, но бросил престижную работу – я писал для французского агентства новостей. Не трусьте».

«Современное искусство живет параллельно с официальным, и год для него был нелегким», – рассказал Константин Скотников, куратор большинства неофициальных выставок. Константин в марте ушел из Фонда имени Юрия Кондратюка, который пять лет на грант Фонда Форда поддерживал местное актуальное искусство. Выставки художники теперь делают сами – в апреле показали «Скорую помощь», привезли группу «Радек» – молодых москвичей, среди которых был сын Авдея Тер-Оганьяна – того самого, который теперь прячется в Праге, потому что у нас его будут судить за осквернение бумажных икон. Сейчас местные художники готовят выставку «Быдло». «Я передал кураторские полномочия молодежи – группе CAT, например. Они мои друзья», - рассказал Константин, который вместе с Вячеславом Мизиным и художником из Екатеринбурга Александром Шабуровым входит в арт-группу «Синие носы». Именно у них была яркая и талантливая монополия на современное искусство в Новосибирске.

«В нашем городе год был не очень удачен для меня, - добавил Константин. - Зато в Москве “Синие носы” участвовали в первой Московской биеннале современного искусства, которая открылась 27 января. И были одними из центральных персонажей. А 28 января стартовала выставка “Современное искусство в группах”, мы там тоже участвовали, и вечером, вместо того, чтобы идти во французский ресторан и праздновать триумф на биеннале, я поехал в Третьяковку на Крымском валу и до пяти утра монтировал выставку. Сейчас я у “Синих носов” в резерве. Мизин и Шабуров - художники галереи Марата Гельмана, они больше работают в Москве или за границей – в декабре привозили “Синие носы” в Нью-Йорк». Еще один бывший «нос» Дмитрий Булныгин в этом году перебрался в Москву и приезжал только, чтобы показать в кинозальчике «Синема» свою ретроспективу – в том числе, контрабандные кадры из будущего «Дневного дозора», снятые на мобильник. Похоже, в Новосибирске меняется генерация актуальных artists.

Итоги года метко подвел режиссер Сергей Афанасьев: «Летом у нас появился уличный театр “Мимо”. И поднялся такой шум, все газеты написали. Это значит, что в городе проблемы. Таких театров, как мотыльков, должно в день появляться 100 штук, а 99 из них – умирать. Тогда действительно в культуре будет хоть что-то происходить».


Ксения Воротынцева, специально для НГС.НОВОСТИ

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Новости звёзд

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено