Камни под небом (фоторепортаж)

Трасса в пяти часах езды от Новосибирска объявлена самой красивой в России — фотографы показали лучшие виды с нее

Трасса Новосибирск – Ташанта попала в список десяти красивейших автодорог мира по версии научно-популярного журнала National Geographic. В разгар туристического сезона и на фоне массового банкротства туроператоров об этом в июле поспешило напомнить министерство туризма, предпринимательства и инвестиций Республики Алтай. Что можно увидеть, путешествуя по Чуйскому тракту, с каких точек получатся самые впечатляющие фотографии и какой ценой строилась дорога — в фоторепортаже НГС.НОВОСТИ.

  • Ежегодно тысячи новосибирцев едут на Алтай по одной из красивейших в мире автодорог. За невзрачными названиями трассы: Новосибирск – Ташанта, М52 или Р256 — стоит невероятная красота, которую должен увидеть хоть раз в жизни каждый. В этом году там проводят летний отпуск 9 % новосибирцев, свидетельствует опрос на НГС.НОВОСТИ. Иностранные красоты предпочли почти 16 %.
    Ежегодно тысячи новосибирцев едут на Алтай по одной из красивейших в мире автодорог. За невзрачными названиями трассы: Новосибирск – Ташанта, М52 или Р256 — стоит невероятная красота, которую должен увидеть хоть раз в жизни каждый. В этом году там проводят летний отпуск 9 % новосибирцев, свидетельствует опрос на НГС.НОВОСТИ. Иностранные красоты предпочли почти 16 %.
  • При этом в рейтинге National Geographic Чуйскому тракту отвели 5-е место в мире по красоте: между румынским Трансфэгэрашским шоссе через «родину» Дракулы — Трансильванию и «Атлантической дорогой» в Норвегии, где путешественников ждут «Мост в небеса» и «Лестница троллей».
    При этом в рейтинге National Geographic Чуйскому тракту отвели 5-е место в мире по красоте: между румынским Трансфэгэрашским шоссе через «родину» Дракулы — Трансильванию и «Атлантической дорогой» в Норвегии, где путешественников ждут «Мост в небеса» и «Лестница троллей».
  • Других российских дорог в списке нет, а поездка по Чуйскому тракту сравнивается с путешествием по всей России — деревеньки, города, березовые рощи, бурные реки, горы, тайга, степь: все это можно увидеть, проехав 600 км от Бийска до Ташанты.
    Других российских дорог в списке нет, а поездка по Чуйскому тракту сравнивается с путешествием по всей России — деревеньки, города, березовые рощи, бурные реки, горы, тайга, степь: все это можно увидеть, проехав 600 км от Бийска до Ташанты.
  • Фотографы, работавшие на Алтае, самым красивым местом для съемок на трассе в один голос называют Чике-Таман — горный перевал высотой 1295 м, на 659-м км трассы. На южноалтайском языке «Чике» означает — «прямой», а «таман» — это «подошва».
    Фотографы, работавшие на Алтае, самым красивым местом для съемок на трассе в один голос называют Чике-Таман — горный перевал высотой 1295 м, на 659-м км трассы. На южноалтайском языке «Чике» означает — «прямой», а «таман» — это «подошва».
  • Автомобильное движение через «прямую подошву» стало возможным еще в 20-х годах прошлого века. А современная асфальтированная дорога через Чике-Таман появилась в 1984 году — строители невероятными усилиями выгрызали каждый метр, им пришлось переместить более полумиллиона тонн грунта и взорвать не одну скалу.
    Автомобильное движение через «прямую подошву» стало возможным еще в 20-х годах прошлого века. А современная асфальтированная дорога через Чике-Таман появилась в 1984 году — строители невероятными усилиями выгрызали каждый метр, им пришлось переместить более полумиллиона тонн грунта и взорвать не одну скалу.
  • Живописнейший серпантин поднимает автомобилистов на смотровую площадку: с одной стороны дороги — скалы, с другой — крутой обрыв. От такого опасного соседства, обилия крутых поворотов и великолепного вида с дороги перехватывает дыхание.
    Живописнейший серпантин поднимает автомобилистов на смотровую площадку: с одной стороны дороги — скалы, с другой — крутой обрыв. От такого опасного соседства, обилия крутых поворотов и великолепного вида с дороги перехватывает дыхание.
  • Фотограф Александр Симушкин рекомендует для съемок Семинский перевал (573-й км тракта. — Н.Г.), или Дьял-Меку, по-алтайски «Вечная грива». Он выше Чике-Тамана (на фото вид с обзорной площадки на Чике-Тамане) — дорога здесь проходит на высоте 1739 м, — однако подъем более пологий.
    Фотограф Александр Симушкин рекомендует для съемок Семинский перевал (573-й км тракта. — Н.Г.), или Дьял-Меку, по-алтайски «Вечная грива». Он выше Чике-Тамана (на фото вид с обзорной площадки на Чике-Тамане) — дорога здесь проходит на высоте 1739 м, — однако подъем более пологий.
  • «С одной стороны, вроде ничего особенного, — делится впечатлениями фотограф, — но это самый высокий перевал Алтая, если оставить машину и подняться выше спортивного лагеря биатлонистов, то там просто сказочные места и виды».
    «С одной стороны, вроде ничего особенного, — делится впечатлениями фотограф, — но это самый высокий перевал Алтая, если оставить машину и подняться выше спортивного лагеря биатлонистов, то там просто сказочные места и виды».
  • В министерстве туризма, предпринимательства и инвестиций Республики Алтай для туристов разработали несколько маршрутов, в том числе автомобильных.
    В министерстве туризма, предпринимательства и инвестиций Республики Алтай для туристов разработали несколько маршрутов, в том числе автомобильных.
  • Описать все горы, памятники, писаницы, пещеры, водопады, озера, перевалы, природные парки, деревни и села, которые предлагают посетить туристам, — дело объемистого путеводителя.
    Описать все горы, памятники, писаницы, пещеры, водопады, озера, перевалы, природные парки, деревни и села, которые предлагают посетить туристам, — дело объемистого путеводителя.
  • Как пример места обязательного к посещению замминистра по развитию туризма Мерген Екеев назвал скалы знаменитого урочища Калбак-Таш, украшенные древними изображениями на камнях — петроглифами.
    Как пример места обязательного к посещению замминистра по развитию туризма Мерген Екеев назвал скалы знаменитого урочища Калбак-Таш, украшенные древними изображениями на камнях — петроглифами.
  • Чуйский тракт раньше назывался Мунгальским, самым древним упоминаниям о нем около 1 тыс. лет. «До начала XX века это была просто горная тропа, которой пользовались купцы и паломники, шедшие к священному дереву в верховье реки Катунь», — напоминает National Geographic.
    Чуйский тракт раньше назывался Мунгальским, самым древним упоминаниям о нем около 1 тыс. лет. «До начала XX века это была просто горная тропа, которой пользовались купцы и паломники, шедшие к священному дереву в верховье реки Катунь», — напоминает National Geographic.
  • В начале прошлого века на средства комитета Сибирской железной дороги и пожертвования купцов «тропу» переоборудовали в колесную дорогу для укрепления русско-монгольских торговых связей. Ширина дороги была около 3,5 м, а в труднопроходимых местах сужалась до 2,5 м. По ней вполне могли проехать небольшие повозки.
    В начале прошлого века на средства комитета Сибирской железной дороги и пожертвования купцов «тропу» переоборудовали в колесную дорогу для укрепления русско-монгольских торговых связей. Ширина дороги была около 3,5 м, а в труднопроходимых местах сужалась до 2,5 м. По ней вполне могли проехать небольшие повозки.
  • Советская власть взялась за Чуйский тракт в 1920-х годах, после того как он пришел в сильный упадок во время гражданской войны и долго не ремонтировался. Примерно за 10 лет дорогу выровняли и покрыли гравием, устранили опасные участки. Вместо паромных переправ были сооружены мосты.
    Советская власть взялась за Чуйский тракт в 1920-х годах, после того как он пришел в сильный упадок во время гражданской войны и долго не ремонтировался. Примерно за 10 лет дорогу выровняли и покрыли гравием, устранили опасные участки. Вместо паромных переправ были сооружены мосты.
  • Окончательный вид тракт принял в 1934–1935 годах. В то время вдоль дороги появилось множество лагерей заключенных — именно зэки и стали основной рабочей силой при строительстве. Основную массу среди них составляли раскулаченные крестьяне.
    Окончательный вид тракт принял в 1934–1935 годах. В то время вдоль дороги появилось множество лагерей заключенных — именно зэки и стали основной рабочей силой при строительстве. Основную массу среди них составляли раскулаченные крестьяне.
  • В случае с Чуйским трактом красота потребовала страшных жертв. Бийский историк и краевед Виктор Шипилов в архивах узнал о жутких подробностях этого строительства. От некоторых цитат кровь стынет в жилах.
    В случае с Чуйским трактом красота потребовала страшных жертв. Бийский историк и краевед Виктор Шипилов в архивах узнал о жутких подробностях этого строительства. От некоторых цитат кровь стынет в жилах.
  • О заключенных, которые не выдержали нагрузок и умерли, историк сообщает: «Чтобы не мешали ходу работ, их, по рассказам, хоронили, сваливая друг на друга, в ближнем карьере либо, как это бывало среди «урок», закапывали убитого (во имя временного присвоения его пайка) прямо в дорожное полотно».
    О заключенных, которые не выдержали нагрузок и умерли, историк сообщает: «Чтобы не мешали ходу работ, их, по рассказам, хоронили, сваливая друг на друга, в ближнем карьере либо, как это бывало среди «урок», закапывали убитого (во имя временного присвоения его пайка) прямо в дорожное полотно».
  • Самая эффектная автодорога России красива, как сказка. А по-настоящему хорошая сказка, наверное, и должна быть немного страшной.
    Самая эффектная автодорога России красива, как сказка. А по-настоящему хорошая сказка, наверное, и должна быть немного страшной.
Никита Гиевский
Фото Веры Сальницкой (1, 3-6, 12, 13, 16), фото 2, 7–9, 11, 17 — Александра Симушкина, фото 10, 14, 15, 18 — Елены Петровой

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА