Шулер из Сбербанка

Менеджер банка сняла с пластиковых счетов клиентов 650 тысяч рублей — специалисты описали лучшие схемы воровства с карт

В Новосибирске начинается суд по делу сотрудницы Сбербанка, которая оформляла кредитки на имена клиентов банка, потом обналичивала деньги и тратила на себя. Ее вычислили, когда один из клиентов отказался платить по счетам — выяснилось, что девушка за 2 месяца обманула 13 человек. Как обкрадывали клиентов в Сбербанке, где и за что рассчитываться «пластиком» опаснее всего и советы экспертов о том, как уберечь свои деньги от преступников — в материале НГС.НОВОСТИ.
Следственный комитет передал в суд дело сотрудницы отделения № 8047 Сбербанка России, которая крала деньги клиентов. Как сообщили НГС.НОВОСТИ в СУ СК РФ по Новосибирской области, Алена Т. (имя изменено. — А.А.) работала в банке с 2011 года в отделе, контролирующем выпуск, выдачу и активацию банковских карт. Что подтолкнуло ее на преступление, неизвестно. Однако в январе этого года она решилась на аферу: выбрав клиентов с наибольшим кредитным лимитом, Алена в январе и феврале оформила на их имена кредитные карты, которые выдала сама себе и после обналичила.

По данным следствия, в деле фигурируют 13 пострадавших — общая сумма ущерба превысила 650 тыс. руб., которые клерк потратила «по своему усмотрению».

«Один из клиентов банка, получив извещение об образовавшемся у него долге за кредит, который он не брал, обратился в службу безопасности банка», — рассказали следователи. И добавили, что это первое дело в истории местного управления, в котором фигурирует такое крупное хищение денег сотрудниками Сбербанка. Алене Т. предъявили обвинение по ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество с использованием служебного положения) — ей грозит до 6 лет лишения свободы, однако суд может ограничиться и условным сроком. Подобное уже случалось: в ноябре 2013 года кассир «Ленты», которая украла деньги с карточек клиентов магазина на 553 тыс. руб., получила 4 года условно.

Корреспондент НГС.НОВОСТИ, изучив самые громкие случаи кражи денег с карточек сибиряков и пообщавшись со специалистами по безопасности в сфере финансов, составил список самых небезопасных мест и способов расчета «пластиком» в Новосибирске.

Банки и кассы микрокредитования. Схема кражи аналогична случаю с работницей Сбербанка, однако бывают вариации. Так, в апреле полиция раскрыла кражу 200 тыс. руб. у 56-летнего сибиряка. Он потерял свою карту и обратился в банк, чтобы заблокировать ее. Сотрудница, с которой он общался, перед блокировкой перевела 200 тыс. руб. на свой счет и уволилась. Деньги она раздала в счет долгов. А в мае полицейские арестовали преступное трио: девушка — сотрудница банка передавала личные данные клиентов двум своим друзьям — те переводили деньги жертв со счета на счет, а после обналичивали в банкоматах. В обоих случаях название банка в полиции не уточняют. В кассах микрокредитования, которых в последнее время появилось немало, шанс нарваться на преступников еще выше: они, как и банковские клерки, имеют доступ ко всем паспортным данным клиентов, однако появляются и исчезают быстрее банков. В полиции посоветовали выбирать надежные фирмы с историей, остерегаясь «однодневок».

Покупки в интернете. В банках такой способ выманивания данных у владельцев карт называется «фишинг». Схема мошенников проста: в браузере появляются всплывающие окна, предлагающие купить что-то по очень привлекательной цене. «Введения стандартных данных будет достаточно для совершения дальнейших мошеннических действий с картой. При совершении платежа на легальном сайте у клиента не запросят PIN-код, пароли доступа к ресурсам банка, «девичью фамилию матери» или остаток средств на карте», — предупреждает Лариса Кузнецова, пресс-секретарь ВТБ24 по СФО. Не лишними, добавила она, будут проверка на надежность адреса интернет-магазинов и установленный антивирус. Технический директор платежной системы «Золотая Корона» Андрей Надточий посоветовал: «Если карта не используется для интернет-расчетов, нужно попросить банк запретить для вашей карты эти операции. Если же, наоборот, платите часто — заведите для онлайн-покупок отдельную карту с ограниченным лимитом».

Подтверждение операций по телефону. Мошенники представляются сотрудниками банка, выпустившего карту. Под предлогом уточнения данных они просят назвать несколько цифр с карты, постепенно выманивая все номера. «Не предоставляйте никакой информации, особенно полный номер вашей карты, PIN-код и CVV-код (он указан на обратной стороне карты)», — предостерегает Лариса Кузнецова. Сотрудники безопасности банков советуют перезвонить по телефону настоящего, а не липового колл-центра — его можно найти на официальном сайте банка.

Расчет на кассе магазина или в ресторане. Большую потенциальную опасность представляют именно рестораны — редко в них можно встретить переносной терминал, чаще официанты просто забирают карту клиента и уносят ее. В магазинах у кассиров времени меньше — однако некоторые умудряются снимать обе стороны карточки на видео или фото. В полиции заявили, что лучшей защитой в таких случаях будет подключенная услуга СМС-уведомлений.

«Компрометация (незаконное добывание информации о карте. — А.А.) может быть осуществлена при любой операции, и чаще всего — когда возникает ситуация «карта без присмотра». И даже неважно, осуществлялись ли в таком случае с ней операции — карта может быть просто оставлена на столе», — рассказывает Андрей Надточий. Наиболее опасно, считает он, рассчитываться кредитной картой: «Пользуясь дебетовой картой, вы оперируете только теми средствами, которыми реально располагаете. Риски при пользовании кредитной картой иные и лежат в пределах установленного кредитного лимита, а это могут быть сотни тысяч рублей».

Поймать вирус. Троянская программа Carberp, которая заражает мобильные телефоны, подключенные к СМС-банку (в СМИ чаще всего упоминают пострадавших клиентов сервиса «Сбербанк ОнЛ@йн». — А.А.), действует намного изящнее. Попав в смартфон или компьютер, вирус какое-то время оставался незамеченным. В момент, когда владелец карты пользуется интернет-банкингом, Carberp перехватывает и отсылает мошенникам личную информацию и пароли. Опасность таят в себе и приложения, имитирующие официальный продукт банка. Так, в Google Play некоторое время было доступно приложение «Сбербанк-СМС», которое было носителем «трояна» — оно перехватывало одноразовые СМС-пароли от интернет-банкинга незаметно от пользователя.

«Это достаточно распространенное явление, к сожалению», — признала Лариса Кузнецова. Меры предосторожности элементарны, говорит она: «Работать в интернете только через устройства, на которых установлены лицензионные антивирусные программы; не отвечать на письма и не проходить по ссылкам, пришедшим с неизвестных электронных адресов; соблюдать рекомендации банков при работе через каналы дистанционного обслуживания».


Александр Агафонов
Фото thinkstockphotos.com

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА

Лента новостей


Авторские колонки

Реклама
Реклама

Сообщи свою новость

Здесь вы можете оставить информацию, фотографии и видео с любыми событиями, свидетелями которых вы стали, обо всём, что происходит в городе и области. Ждём. Мы работаем для вас!
Ваше имя
Сообщите новостьПрикрепите доказательства: ссылки на видео и аудио вставьте в текст сообщения, загрузите фото
Фото
Эл. почта или телефон
Докажите что вы не робот
Ваше сообщение отправлено