Пионера \'\'приземлят\'\'. Первый в Новосибирске сотовый оператор будет оказывать услуги фиксированной связи

Пионера \'\'приземлят\'\'. Первый в Новосибирске сотовый оператор будет оказывать услуги фиксированной связи

Недавно исполнилось 10 лет с момента появления сотовой связи в Новосибирске. 11 ноября 1994 года заработала сеть стандарта AMPS ЗАО «Сотовая Компания». «Вышли в эфир» первые четыре телефона – громоздкие Motorola. Сегодня эта сеть по-прежнему работает, хотя и переживает не лучшие времена. Руководство компании пытается найти новую нишу для оператора устаревшего стандарта.

Недавно исполнилось 10 лет с момента появления сотовой связи в Новосибирске. 11 ноября 1994 года заработала сеть стандарта AMPS ЗАО «Сотовая Компания». «Вышли в эфир» первые четыре телефона – громоздкие Motorola. Сегодня эта сеть по-прежнему работает, хотя и переживает не лучшие времена. Руководство компании пытается найти новую нишу для оператора устаревшего стандарта.

Новосибирская сеть N-AMPS принадлежит ЗАО «Сотовая Компания», единственным акционером которого является компания «Вымпелком» - владелец национальной сети сотовой связи «Би Лайн GSM». «Сотовая Компания» оказывает услуги в Новосибирской области под торговыми марками «Би Лайн» и «Фора».

Сегодня, когда общее количество абонентов сотовой связи в Новосибирске перевалило за миллион, сотовой связью стандарта N-AMPS пользуются около 20 тысяч человек. Впрочем, если учесть отсутствие SMS, других неголосовых сервисов, роуминга, впечатляющие размеры и энергопотребление телефонов, количество абонентов не кажется маленьким.

Вероятнее всего, абонентов привлекают тарифы, более низкие, чем в сетях GSM, при достаточно высоком качестве голосовой связи. Сеть была рассчитана на большее количество пользователей, поэтому ситуации «сеть занята, попробуйте позвонить позднее» у абонентов N-AMPS практически не бывает. Автор этих строк звонил с сотового «Фора» даже во время прошлогоднего землетрясения, когда сети операторов GSM были перегружены.

Тем не менее, руководство «Сотовой компании» ищет новые возможности, и в качестве основной видит репозиционирование компании – отказ от прямой конкуренции с сотовыми гигантами и поиск своей, уникальной, рыночной ниши.

Репозиционирование и концентрация на отдельных узких сегментах рынка – традиционный ход для операторов устаревших или непопулярных стандартов. В некоторых случаях репозиционирование проводит сторонняя компания, которой оператор передает часть своих функций. Например, часть оборудования московской сети стандарта D-AMPS, также принадлежащей компании «Вымпелком», сдана в аренду компании «Корбина-Телеком». «Корбина», альтернативный оператор проводной связи и интернет-провайдер, в сотовом сегменте ориентируется на бизнес-абонентов, предлагая только относительно недорогие безлимитные тарифы, ценой компенсирующие «естественные» недостатки стандарта.

Однако, практика передачи сотового бизнеса на аутсорсинг не имеет внятных оснований в законодательстве о связи. Проблемы с Минсвязи возникали и у «Корбины Телеком». Именно из-за трудностей с законодательством «Сотовая Компания» не рассматривает возможность передачи сети на аутсорсинг. Об этом говорит Евгений Рубан, региональный директор по Сибири компании «Вымпелком-Р»: «Мы бы с удовольствием отдали, но это очень рискованно - возникнут большие проблемы с Министерством связи, с лицензированием. Политика Минсвязи в этом отношении такая, прямо скажем, очень кондовая».

Решив самостоятельно репозиционировать сеть, «Сотовая Компания» начала со стандартного хода – предложила дешевый безлимитный тариф. Сегодня стоимость неограниченного местного трафика в сети «Фора» – 1325 рублей в месяц, то есть около 40$. Минимальная стоимость «безлимитки» в сети МТС – около 140$, у МегаФона - около 100$, «БиЛайн GSM» не предлагает безлимитных тарифов вовсе.

Стратегию репозиционирования считает обоснованной Станислав Рапопорт, директор группы компаний «Мобильный мир» (до середины 2002 года – директор по маркетингу «Сотовой Компании»): «Компания вполне могла бы обслуживать определённые сегменты людей, которые непритязательны к моде на телефоны и услуги, а им достаточно само наличие связи в городе и области». При наличии низких тарифов такие люди останутся приверженцами «немодного» оператора.

Устаревание стандарта порождает и другие серьезные проблемы. Например, отсутствие на рынке соответствующих мобильных телефонов. Станислав Рапопорт: «Массовое производство аппаратов стандарта N-AMPS осталось далеко в прошлом, хотя и в 98-м году ассортимент трубок был неконкурентоспособен ассортименту GSM». Следствием ограниченного производства телефонов становится их дороговизна. Как считает Евгений Рубан, с коммерческой точки зрения приобретение телефонов N-AMPS сегодня не выгодно.

Чтобы обойти проблемы с абонентским оборудованием, компания решила сделать репозиционирование более глубоким – предлагать услуги не только мобильной связи, но и стационарной.

«Мы продвигаем сегодня эту сеть не как сотовую, а как комплексное решение «2 в 1», симбиоз сотовой и стационарной связи. Для этого был разработан и новый продукт - стационарный телефон, позволивший отчасти решить проблему с оборудованием, и который в будущем будет иметь возможность факсимильной связи и подключения к мини-АТС» - говорит Юлия Утешева, менеджер по связям с общественностью новосибирского филиала «Вымпелком-Р».

Стационарный мобильный телефон – это обычный телефон, в корпус которого помещена «начинка» от сотового. «Это решает проблему с аккумуляторами», – говорит Евгений Рубан, - «да и ставят такие телефоны туда, где проводной связи вообще нет. Например, на дачу или в дом пожилых родителей, родственников. Пожилым людям звонить с обычного аппарата гораздо удобнее».

Насколько успешным будет такой проект с коммерческой точки зрения, сейчас сказать трудно. «Не могу сказать, насколько компания осознано ищет нишу в сфере фиксированной связи - имеет ли она представление о размере этого нового сегмента, либо делает какой-то эксперимент». - говорит Станислав Рапопорт. - «Кстати, потенциал сегмента может быть увеличен при решении вопроса о переходе на повремённую тарификацию городской сети «Сибирьтелекома».

Впрочем, «Сотовая Компания» может и вовсе не рассчитывать на коммерческий успех проекта фиксированной связи. Через сеть N-AMPS компания реализует социальные программы, в том числе программу телефонизации отдаленных поселков в области. «Мы ставим телефоны там, где проводной связи нет и в ближайшие 10 лет точно не будет». – говорит Рубан. – «Это совместный проект с областной администрацией. Мы несем все расходы по этому проекту, а власть, используя административный ресурс, помогает нам их минимизировать. Когда ты приходишь как коммерческая организация, даже с социальным проектом, местный чиновник начинает считать как арифмометр - сколько с коммерческой организации можно получить».

Если проект является заведомо некоммерческим, он может финансироваться за счет прибыли, получаемой от обслуживания «мобильных» абонентов. Как говорит Юлия Утешева, «доходы от деятельности «Сотовой компании» позволяют компании иметь положительный cash flow и реализовывать собственные цели и задачи в полном объёме».

В таком случае репозиционирование «Сотовой Компании» имеет более глубокий смысл и заключается в частичной смене коммерческих целей на социальные. Перекладывая социальные функции на сеть устаревшего стандарта, «Вымпелком» снимает дополнительную нагрузку с сети «Би Лайн GSM» и избегает внутренней конкуренции, пусть и незначительной. В то же время сеть N-AMPS, оставаясь безубыточной, будет приносить компании определенную пользу в сфере имиджа и отношений с властями. Естественно, принося пользу тем населенным пунктам, где проводной связи нет и «в проекте».


Антон Калтыгин,
НГС
Служба новостей НГС

НГС.БИЗНЕС

АФИША

SHE

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ

АВТО

НГС.РАБОТА