Восстание машин

Новосибирск признан лучшим городом для автомобилистов в России — эксперты назвали дату, когда благоденствие сменится катастрофой

Восстание машин

Содержать автомобиль в Новосибирске дешевле, чем в любом другом большом городе России. К таким выводам пришли специалисты Общественной палаты Российской Федерации. По данным исследования, в Новосибирске очень низкий транспортный налог и дешевый бензин. Это позволяет местным водителям укладываться в сумму 3770 руб. в месяц. Сколько на самом деле стоит содержать средний новосибирский автомобиль, как город дискриминирует пешеходов и что делать для того, чтобы сделать Новосибирск комфортным для всех, — в материале НГС.НОВОСТИ.

На прошлой неделе Общественная палата РФ (ОП РФ) опубликовала результаты очередного мониторинга цен на продукты и услуги социальной значимости. Специалисты палаты подсчитали затраты жителей крупных городов России на еду, лекарства, владение автомобилем и услуги ЖКХ в феврале 2013 года.

Новосибирск признан городом с самой низкой стоимостью владения автомобилем — по мнению аналитиков, средняя сумма месячных затрат новосибирца на машину составляет 3770 руб. Средняя сумма по России — 4 тыс. руб., а больше всех тратят автомобилисты Санкт-Петербурга (4600 руб.). В указанную сумму входят транспортный налог, полис ОСАГО, техническое облуживание и затраты на бензин. За основу были взяты новый автомобиль LADA Kalina (расход бензина — 7,2 л на 100 км) и водитель старше 22 лет со стажем вождения более 3 лет. Также аналитики предположили, что средний пробег автомобиля в год составляет 15 300 км, или около 42 км в день. Судя по данным исследования, новосибирский рекорд дешевизны объясняется почти самой низкой в стране ставкой транспортного налога, дешевым обслуживанием на СТО и недорогим бензином.

Еще в ноябре 2012 года, по результатам аналогичного мониторинга, Новосибирск уступил первое место по автокомфорту Екатеринбургу и Ставрополю. Причина такого изменения кроется в демократичной, по мнению ОП РФ, ценовой политике новосибирских АЗС.

По данным авторов исследования, в целом по России рост стоимости владения автомобилем происходит преимущественно за счет удорожания топлива. В Новосибирске бензин дорожает медленней, чем в других крупных городах. Например, в феврале в Новосибирске цена АИ-92 увеличилась лишь на 0,4 %. За это же время «девяносто второй» подорожал в Екатеринбурге на 1,6 %, а в Ставрополе — на 1,9 %.

Однако для того, чтобы понять, сколько на самом деле тратит на машину в месяц средний новосибирский автолюбитель и насколько эта сумма соответствует расчетам москвичей, стоит помнить о том, что Новосибирск традиционно считается городом праворульных японских авто. Для подсчета была взята самая популярная в городе иномарка Toyota Corolla «среднего возраста» — 2001 года выпуска, потребляющая АИ-92. Параметры водителя и пробега взяты из исследования Общественной палаты. По свидетельству владельцев Toyota Corolla, расход топлива этого авто составляет в среднем около 10 л на 100 км, а затраты на обслуживание без ДТП — около 5 тыс. руб. в год. Годовая страховка в «Росгосстрахе» — 5000 руб., транспортный налог — 1100 руб. в год. Сложив все месячные суммы, получаем 4405 руб. — на 15 % больше, чем расчет ОП РФ.

Благоденствие автомобилистов в Новосибирске было во многом достигнуто за счет «пешеходов» и кризиса общественного транспорта.

Первая проблема пешеходов — это низкий уровень комфорта перевозок. На крупных транспортных узлах, а также на конечных остановках транспорта в часы пик автобусы и маршрутки регулярно заполняются людьми «под завязку». Вторая проблема — это несоблюдение перевозчиками регулярности рейсов, особенно вечерних, в отдаленные районы города, такие как Академгородок, Первомайский район, ОбьГЭС и др. Городские власти, со своей стороны, предпринимают далеко не максимальные усилия для улучшения доли пассажиров. Выделенные полосы для движения общественного транспорта на 20 улицах почти повсеместно заняты обычными «легковушками», так как достаточно жесткого контроля за соблюдением ПДД в этом плане не наблюдается.

Перекос в пользу автомобилистов и увеличение их числа могут превратить город в один гигантский затор. Это ощутят на себе как водители, так и «пешеходы».

Эксперты обозначили предел, до которого в Новосибирске возможно развитие автомобилизации без принципиальных изменений в сфере общественного транспорта. Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (Москва) Константин Трофименко убежден, что когда концентрация автомобилей достигнет 500 штук на 1000 жителей, ситуация станет невыносимой и жители начнут требовать от властей решительных действий. Сейчас в полуторамиллионном Новосибирске зарегистрировано около 600 тыс. авто. В то же время ежегодно ставится на учет около 35 тыс. машин.

Таким образом, критического соотношения «один к двум» город достигнет всего лишь через 5 лет.

«В данном случае есть два реалистичных решения. Первое — это развитие надземного рельсового транспорта, например скоростных трамваев. Это дешевле, чем метро, но решает сходные задачи. Быстрый и независимый от пробок скоростной трамвай позволит сократить интенсивность использования личного автотранспорта. Люди будут ездить на работу на трамвае, а за город или в гипермаркет на выходных — на машине. Второе решение — это принципиальное разделение транспортных потоков по их типам. Есть два типа дорог. Одни — для передвижения между кварталами внутри района города. Здесь максимальная скорость 40 км/ч и вообще царство пешеходов и общественного транспорта. И есть хайвеи, соединяющие разные районы города. Здесь большие скорости, почти нет общественного транспорта, нет светофоров, нет пешеходов и очень редкие съезды», — предлагает эксперт.


Марк Волков
Фото thinkstockphotos.com
Читайте также