NGS
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+2°

пасмурно, без осадков

ощущается как -2

3 м/c,

южн.

749мм 61%
Подробнее
4 Пробки
USD 91,98
EUR 100,24
Реклама
Город Прямой эфир онлайн-трансляция

Новосибирское метро: проблемы и перспективы

3 октября в прямом эфире НГС на вопросы читателей отвечал начальник Новосибирского метрополитена Андрей Ксензов

3 октября в прямом эфире НГС на вопросы читателей ответит начальник МУП «Новосибирский метрополитен» Андрей Ксензов.

Новосибирский метрополитен подводит итоги летнего сезона. Начальник метрополитена Андрей Ксензов расскажет о модернизации вагонов, ремонте эскалаторов и вестибюлей. Поговорим про новые системы оплаты проезда, возможности сделать в метро Wi-Fi и подзарядку гаджетов. Также обсудим вопросы доступности подземки для колясочников и работу метрополитена в чрезвычайных ситуациях.

Анна Богданова

Анна Богданова:
Добрый день, уважаемые читатели, слушатели и зрители сайта НГС.НОВОСТИ. Мы начинаем прямой эфир с начальником Новосибирского метрополитена Андреем Ксензовым.

Анна Богданова

Анна Богданова:
Вы сами на метро ездите?

Ответ:
Практически каждый день.

Анна Богданова:
То есть ездите на метро на работу?

Ответ:
И на работу, и с работы. И по долгу службы приходится бывать по несколько раз в день и на станциях, и в наших подразделениях: в депо, в подразделениях инженерного корпуса, на всех объектах действующего метрополитена. У нас так заведено, что и суббота — рабочий день для ряда сотрудников — управленцев, когда мы объезжаем станции, смотрим текущее состояние, решаем текущие вопросы. Поэтому очень часто бываю в метро.

Анна Богданова:
Люди к вам не подходят с вопросами?

Ответ:
Подходят. Многие узнают в лицо и по прежней работе, подходят, здороваются, вопросы задают.

Анна Богданова:
Что спрашивают? Когда новые станции построят?

Ответ:
Нет, таких сложных вопросов не задают. Спрашивают, как дела, как обстановка в метрополитене, какое настроение. Важно поднимать настроение людям, которые спустились в подземку. Всегда инструктируем наших работников (контролеров, дежурных по станциям), чтобы они с улыбкой встречали и старались с улыбкой провожать [пассажиров]. Всякое бывает, но к пассажиру нужно стараться относиться очень хорошо, потому что пассажир для нас самый главный человек, самый главный заказчик.

Анна Богданова:
То есть вы инструктируете сотрудников, чтобы они поднимали настроение пассажирам?

Ответ:
В том числе.

Анна Богданова:
Это как?

Ответ:
Самыми различными методами. И методом беседы, и убеждениями, и инструктажами — всякие методы. В метрополитене создана серьезная система подготовки и переподготовки кадров. У нас в структуре метрополитена работает свой учебный комбинат, который готовит по ряду направлений и специальностей. При обучении персонала, начиная машинистами и заканчивая контролерами, ревизорами, кассирами, дежурными, это все проходят, это всё входит в обучение.

Анна Богданова:
Как это выглядит на практике?

Ответ:
Очень просто. Когда человек видит нормального, опрятного сотрудника метрополитена — это уже вызывает адекватные эмоции, которые должны возникать.

Анна Богданова:
Я заметила, что у сотрудников метрополитена, кассиров красивая форма. Давно она появилась?

Ответ:
Она появилась год-полтора назад. До этого тоже в метрополитене форменная одежда была, но у ряда специальностей она не предполагалась. И у этих специальностей она появилась год-полтора назад. Мы постарались сшить им форму, подходящую для работы, и они имели возможность выбрать ее сами. Мы приглашали нескольких производителей, которые шили нам форму. Шили ее в Новосибирске местные портные. У женщин появился дополнительный атрибут — шейный платок (синий и красный), появились пилотки, специальные шапочки. Все сотрудники метрополитена, которые находятся на станции, находятся на своем рабочем месте и выполняют определенный регламент, определенные обязанности. У дежурных по станции в обязательном порядке пилотка должна быть красного цвета, чтобы, когда она вышла на платформу, люди, которые хотят к ней обратиться, смогли увидеть ее среди большого количества пассажиров.

Анна Богданова:
Сколько было потрачено денег на пошив формы?

Ответ:
Очень немного. Мы и так тратились всегда на форменную одежду. В текущих расходах мы потратили на одного человека 500–1000 руб. Не буду уточнять сейчас цифры, но это не сверхъестественная какая-то сумма.

Анна Богданова

Анна Богданова:
Вы бывали в метро других городов?

Ответ:
В российских метрополитенах я побывал во всех. За границей был в части метрополитенов в Европе, в Китае и еще в ряде стран. Наш метрополитен отличает от других аккуратность и определенный порядок, который здесь заведен. В 90-е годы был в Нью-Йорке, там метро вызывает сожаление. А в Вашингтоне тоже очень чистое метро, чуть ли не стерильное — очень понравилось. Пусть у нас всего 13 станций, но мы нашим метрополитеном, который первый в Сибири, очень гордимся, и каждый день стараемся его делать обустроеннее, ухоженнее, и требуем этого и от персонала, и от дежурных по станции.

Анна Богданова:
То есть главное достоинство нашего метро — это чистота?

Ответ:
Чистота и аккуратность. Работники метро приходят на любимую работу. Когда мы с ними беседуем, мы получаем эту обратную реакцию.

Анна Богданова

Анна Богданова:
В интервью другим изданиям вы говорили, что делали в этом году ремонт вестибюлей, вагонов. Что было сделано?

Ответ:
Каждый год мы составляем план текущего и капитального ремонта и капитальных вложений, который мы согласовываем с мэрией Новосибирска. Он учитывается в наших расходах. В этом году мы обращали на несколько аспектов внимание. Первое — это, конечно, безопасность движения, ремонт вагонов. В этом году мы капитально отремонтируем 8 вагонов на своей базе, и по ряду вагонов пройдет текущий и средний ремонт. У нас в метрополитене эксплуатируется 104 вагона. В этом году капитальным, текущим и средним ремонтом будет затронуто порядка 23 вагонов.
По вестибюлям станций к началу отопительного сезона мы полностью завершили текущий ремонт. В этом году провели крупный ремонт входных групп. Это один из вестибюлей станции метро «Студенческая», где прошел большой ремонт с заменой оборудования и отделки. И один из входов метро на пл. Ленина. Часть времени он был закрыт для пассажиров. Его открыли, об этом и НГС в том числе писал. Мы постарались сделать его обустроеннее, чтобы он соответствовал пожеланиям граждан.

Анна Богданова:
В чем заключается ремонт вагонов? Пассажиры это почувствуют?

Ответ:
Пассажиры это почувствуют однозначно, потому что это получается совершенно новый вагон после такого крупного, капитального ремонта. Полностью меняется вся внутренняя составляющая (электрическая, механическая) вагона, реконструируется кузов вагона, внутри мы меняем освещение, отделку, предусматриваем специальные места для людей с ограниченными возможностями, меняем кресла — получается современный вагон. Да, это не вагон нового поколения, к которому мы стремимся, мы хотим, чтобы впоследствии в новосибирской подземке эксплуатировались такие новые вагоны. Пока мы нашли экономическую модель по проведению крупных ремонтов, потому что новый вагон, производимый московскими предприятиями, стоит сейчас более 90 млн руб. Мы тратим на восстановление, модернизацию своего вагона 13,5 млн. Это огромная разница. Москва идет на такие траты, потому что там совершенно другой пассажиропоток. Наша подземка перевозит до 300 тыс. пассажиров в сутки, а московская — 7,5 млн человек в сутки. Совершенно иная ситуация и совершенно иные требования и к графику движения в том числе. В московском метро интервал движения поездов снижен до самого минимального. В Новосибирске мы сделали так, чтобы интервал, особенно в осенне-зимний период, был минимальным. Интервал в 2–2,5 минуты — это предел эксплуатации нашего метро.

Анна Богданова

Виталий:
Почему из трех эскалаторов в метро как правило работает только два. На той же "Золотой ниве" в семь вечера очередь. Не говоря уже про переход с Сибирской на Красный проспект

Ответ:
Мы следим за обстановкой. Когда пассажирский поток увеличивается и пропускная способность на пределе, мы запускаем 3-й эскалатор. Это зависит от решения дежурного по станции, он наблюдает за этим постоянно. У нас есть специальный дежурный, который наблюдает за работой эскалатора. Везде стоят видеомониторы, и через видеомониторы они просматривают все в ежесекундном режиме и следят — своевременно останавливают эскалатор, если произошло какое-то происшествие, и по команде центрального диспетчера включают и 3-й эскалатор. Все эскалаторы у нас рабочие. Их более 25 в метрополитене — довольно большое эскалаторное хозяйство. Мы постоянно проводим его модернизацию и ремонт. В этом году на «Сибирской» был закрыт эскалатор, но мы его полностью отремонтировали и запустили в работу.

Анна Богданова

Анна Богданова:
Много вопросов у нас по строительству метро. Эти вопросы не в вашей компетенции, но, может, что-то вы можете рассказать о планах города на это?

Ответ:
Схема перспективных станций метро утверждена мэрией. Общий план развития линий есть. Мы сейчас эксплуатируем части двух линий: Дзержинской и Ленинской. Есть еще Кировская и Первомайская линии по схеме метрополитена. В генеральном плане города это все учтено. Одни из первых сейчас намечаемых к строительству станций, по которым уже разработаны проекты, рабочая документация, — это ряд станций Дзержинской линии в сторону Восточного жилмассива. Как только финансовая ситуация позволит, нужно начать строительство. Поверьте, работники метрополитена ждут этого так же, как и горожане. Это позволит нам увеличить пассажиропоток и расширить сеть своих станций. Я думаю, в ближайшее время экономическая ситуация должна позволить продолжить строительство.
Куда дальше направлять: кто-то говорит — до «Родников», кто-то — на Северо-Чемской. Это предмет обсуждения, потому что за несколько лет кардинально изменились и точки приложения труда, и места отдыха горожан. Поэтому при принятии решения дальнейшего строительства станций метро делать специальный анализ, опросник, смотреть, изучать все движения. Сейчас изучение пассажиропотока можно проводить через математическую модель, компьютерные программы позволяют это сделать. Это будут довольно точные измерения. О том, куда должно развиваться строительство метро, — предмет плотного обсуждения, потому что сказать сразу, что сейчас нужна следующая станция на [площадь] Станиславского или на «Родники», на Первомайский — это сложные решения, которые надо принимать, все взвесив, обсудив на архитектурно-градостроительном совете, на экспертных советах различных групп населения, общественность к этому привлечь. Важно принять тщательно выверенное решение о том, куда будет продолжено строительство метро. То, что оно будет продолжено, я не сомневаюсь.

Анна Богданова:
На ваш взгляд, каковы наиболее вероятные направления строительства метро?

Ответ:
Нужно завершить то, что начато, — станции метро «Доватора» и «Гусинобродская». там были затрачены соответствующие ресурсы на изыскания, на проекты, часть проходок были выполнены к «Золотой Ниве», там доделывать нужно ряд технических решений. Думаю, что станция «Доватора» может стать крупной пересадочной станцией, куда будут стекаться жители Волочаевского жилмассива, Восточного жилмассива, прилегающих территорий. Но там грамотно все нужно сделать, и с пересадкой в том числе.

Анна Богданова

Анна Богданова:
Мы получили ряд вопросов по поводу проблем с оплатой проезда: недостаточность терминалов пополнения карт, проблемы при оплате банковской картой, очереди в кассы и т.д.

Ответ:
Если какая-то сложность возникла, можно обратиться к любому сотруднику метрополитена, находящемуся на станции. Кроме того, можно обратиться по телефонам, которые работают в круглосуточном режиме:
– телефон ситуационного центра метрополитена, по которому учитывают все жалобы и обращения граждан, — 238-85-55;
– телефон специального пункта, где могут помочь именно по вопросам применения карт для оплаты проезда, — 238-82-80.
По этим телефонам можно консультироваться по самым различным вопросам оплаты проезда. Мы стремимся к тому, чтобы предоставить гражданам максимально возможные способы оплаты проезда. Есть система электронного проездного, которую мы полностью поддерживаем, и все виды транспортных карт по системе «Электронный проездной» у нас принимаются и будут приниматься в дальнейшем. Я надеюсь, эта система будет развиваться. В этом году мы совместно с банками дали возможность горожанам рассчитываться банковскими картами. Это система MasterCard PayPass и VISA payWave. С каждым днем пользователи этих карт все чаще применяют такую систему оплаты. За крайние сутки у нас проехало более 2,5 тыс. человек по таким картам.

Анна Богданова:
А обычно сколько?

Ответ:
Обычно около 2000–2100 человек.
Следующее направление — в России появляется новая система Apple Pay. Это позволит активнее рассчитываться через смартфоны. Это приложение позволит размещать на смартфонах транспортную или банковскую карту. В ближайшее время мы эту систему будем прорабатывать, готовить к запуску, если будет техническая возможность.
Традиционные вещи мы не отменяем. Многие люди пользуются жетонами, многие привыкли к ним. Мы участвовали в рабочей группе по разработке ФЗ о метрополитенах, который прошел одно из чтений в ГД предыдущего созыва. Я надеюсь, и мы все надеемся — Ассоциация метрополитенов страны, — что такой закон появится. В одной из статей закона есть, что мы должны предоставить гражданам максимум систем оплаты, которые существуют вне метрополитена и в метрополитене. Отсюда и возникает комфорт гражданина: кто-то не хочет в очереди стоять, кто-то хочет быстрее пройти, кто-то привык рассчитываться социальной картой и т.д.
Многие страны уходят от таких систем. Покупаются для проезда на транспорте длительные проездные билеты, и там не надо специальные турникеты проходить — есть специальная аппаратура, которая считывает информацию с проездного билета, лежащего у тебя в кармане.

Анна Богданова:
У нас такого не будет?

Ответ:
Возможностей пока таких технических нет. Но поработать над этим, как это должно быть в дальнейшем, — это определенная ломка системы, потому что некоторые станции метро вообще работают в автоматическом режиме в ряде стран. Там нет ни машинистов, ни турникетов, и работников станции — самый минимум для технического обслуживания.

Анна Богданова:
Большинство людей рассчитываются по жетонам?

Ответ:
Пока да. Людям нравится этот вид оплаты, они к нему привыкли.

Анна Богданова:
Сколько всего жетонов в новосибирском метро?

Ответ:
Выпущено много, у нас есть резерв, который хранится в специальных сейфах. В обороте — по факту требуется 100 тыс. жетонов, 100 тыс. жетонов на станцию и выделяется. Чуть увеличился пассажиропоток — выделяется больше жетонов. Запас всегда есть.

Анна Богданова:
У кассиров есть инструкции, какими монетами сдавать сдачу?

Ответ:
Нет, это по факту, что сложилось в кассе. Мы стараемся, чтобы кассиры сдавали адекватную сдачу. Надеемся, что к работе касс будет меньше претензий. Мы такую работу постоянно ведем, стараемся, чтобы кассиры относились с пониманием к просьбам и требованиям пассажиров.

Анна Богданова:
Какие просьбы и требования к кассирам бывают?

Ответ:
По-разному. Какую сдачу сдать, как транспортную карту пополнить, разъяснить какие-то правила — люди должны быть готовы к диалогу.

Анна Богданова

Анна Богданова:
Читатели жалуются, что после 20:00 многие входы в метро закрыты. Почему?

Ответ:
Это неправильно. У нас все станции работают с 5:45 до 24:00. Ряд входов станций: Крылова/Красный проспект, малодеятельный вход, работает до 22:00; один из входов станции «Сибирская» работает до 23:00; вход станции «Студенческая» у кинотеатра «Аврора» работает до 23:00. На каждой двери входных групп метрополитена написано время работы метрополитена. Если что-то случилось, нужно обращаться по тем телефонам, которые я назвал, мы разберемся.

Анна Богданова

Анна Богданова:
Вы рассказывали, что установлены пандусы на станциях. Расскажите, где они появились и действительно ли они помогут инвалидам-колясочникам, потому что наши читатели пишут, что несмотря на пандусы, двери так сделаны, что колясочнику физически не зайти в метро.

Ответ:
Тому, что наши станции слабо к этому готовы, одна причина. В 1970–1980-е годы не было норм проектирования, учитывающих удобство пассажиров-колясочников. Повышать доступность метрополитена для таких людей сейчас необходимо. Мы для этого все делаем. Пандусами будут обеспечены все станции метро до конца года. Последней была жалоба по «Речному вокзалу» со стороны ул. Большевистской. Там большие уклоны. Но и здесь мы приняли решение, что постараемся обеспечить там пандусами входную группу. Второе — в свое время мы закупили для метрополитена специальные коляски для спуска инвалидов-колясочников в метрополитен.

Анна Богданова:
Когда они были закуплены?

Ответ:
Около 4 лет назад. Мы обеспечили этими колясками все станции.

Анна Богданова:
Я ни разу не видела такой коляски. Как она работает?

Ответ:
Если есть такое желание у журналистов НГС, мы продемонстрируем, как она работает. Это, к сожалению, не российское производство, эти коляски производятся в Германии, закупали их там. Коляска инвалидная подъезжает, ее цепляют, сотрудники метрополитена спускают ее к поезду, приехал поезд на платформу другой станции, там коляска его встречает и поднимает на поверхность. Доступность в этом плане у нас максимально достигнута. Единственное, что сейчас мы прорабатываем совместно с питерским метрополитеном, — чтобы все типы колясок мы смогли опускать. Есть самодвижущиеся коляски с мотором, они не помещаются в эти стандарты. Но думаю, что в скором времени какой-то промышленный аналог этой коляски появится и мы ее в наш метрополитен приобретем.

Анна Богданова:
Как это выглядит физически?

Ответ:
Очень просто. Либо заранее человек звонит к нам в метро, и мы готовимся его встретить и сопроводить. Либо, подъехав к метро, он может передать через людей, к нему поднимутся сотрудники метрополитена, подкатят специальное устройство и спустят его. В месяц мы получаем порядка 20–30 таких заявок.

Анна Богданова:
По какому телефону звонить?

Ответ:
По телефону ситуационного центра 238-85-55. Мы обучили более 100 человек, как работать с людьми с ограниченными возможностями. Они прошли обучение в специальном центре в Новосибирске. У них есть на это сертификаты. Тренинги по работе со спусковыми колясками и колясочниками проводятся ежемесячно. Мы стараемся всеми доступными нам способами обслужить инвалидов-колясочников в метрополитене.

Анна Богданова

Михаил:
Уважаемый Андрей, меня коробит обращение к пассажирам, которое мы слышим при выходе из вагона на конечных станциях: "Просьба освободить вагоны". Не могли бы Вы ответить, почему используется слово "освободить"? Мы, что, захватили вагоны в плен? Пожалуйста, используйте другие слова.

Ответ:
Это больше вопрос на знание русского языка. Если применять глагол «покинуть», например, это как будто тонущий корабль покинуть. Если «выйти» из вагона, то, наверное, грубовато. Когда подбирали нужное слово, люди, наверное, пользовались словарем Ожегова или другими толковыми словарями. Мы подумаем, как бы смягчить это объявление. Если у Михаила есть какой-то свой вариант, пусть он пришлет его нам в метрополитен.

Анна Богданова:
А кто придумывает тексты для дикторов?

Ответ:
В службе движения у нас есть специальные инженеры, которые занимаются культурой обслуживания пассажиров, — они придумывают все тексты. За много лет они, конечно, уже пришли к какому-то стандарту.
Были предложения, чтобы ряд остановок объявляли заслуженные артисты, например. Но это не получило распространения.

Анна Богданова:
Почему?

Ответ:
Попробовали, и не совсем люди доугадывали это все — что такой-то артист объявляет такую-то информацию. Метро — это быстрый вид транспорта: заходишь/выходишь — секунды на это даются.

Анна Богданова:
А кто объявляет?

Ответ:
Это сотрудники метрополитена. У нас есть специальная служба, занимающаяся радиоузлом. На каждой станции есть система радиоузлов. Эти люди готовят объявления, печатают их и объявляют.
Совместно с мэрией мы уже год ведем проект «Городская волна». Каждый час радио «Городская волна» через нашу систему пускает свои новости.

Анна Богданова:
Один из читателей пишет, что раньше говорили «уступайте место беременным женщинам», а сейчас просто «женщинам». Почему?

Ответ:
Скорректировали, наверное, были замечания. Хотя, конечно, обязанностью мужчины должно быть и престарелым, и детям, и женщинам место уступать. Часто пользуюсь метро и вижу, что люди уступают места.

Анна Богданова:
Вам уступали?

Ответ:
Мне нет еще. Мне еще рано.

Анна Богданова

Булдашов Игорь владимирович:
Здравствуйте! Примерно около 3 лет в Московском метрополитене существует бесплатный Wi-Fi в поездах. Планируется ли подобные обновления в нашем, родном Новосибирском метрополитене? Спасибо!

Ответ:
В этом году мы провели переговоры с несколькими операторами о технических возможностях для того, чтобы провести Wi-Fi в метро. Надеемся, что найдем решение. Для этого каких-то суперинженерных решений не надо, потому что все уже придумано. Но пока нет здесь инвестиционной составляющей — сделать можно, а как дальше его эксплуатировать? Многие эти системы эксплуатируются за счет того, что заходишь бесплатно, появляется реклама, за счет которой люди зарабатывают. Экономическая часть вопроса на сегодняшний день не проработана. Хотя метрополитен готов принять это оборудование, разместить, помочь, сделать доступным. Потребность в Wi-Fi в основном у гостей города, потому что многие новосибирцы пользуются и 3G, и 4G, и проблемы с интернетом нет. Кроме того, пока в Wi-Fi зайдешь, уже электричка подойдет. Есть предложения, чтобы на станциях делать Wi-Fi, а в вагонах нет. А я, наоборот, за то, чтобы в вагонах делать Wi-Fi. Будем обсуждать. Постараемся его внедрить.

Анна Богданова

Алексей:
Ведется ли видеонаблюдение в вагонах?

Ответ:
Да, в части вагонов видеонаблюдение уже начали вести.

Анна Богданова:
Когда?

Ответ:
Несколько месяцев назад. А на станциях оно уже давно. На станциях, в инженерном корпусе, в депо у нас установлено более 700 камер. Камеры эти работают как для возможности текущей эксплуатации метрополитена, так и для безопасности.

Анна Богданова

Анна Богданова:
Много вопросов о системе пропуска в метро. В частности, наши фотографы часто рассказывают, что их останавливают и досматривают. Что должно быть в сумке, чтобы пассажира отправили в комнату досмотра?

Ответ:
Проверяют выборочно при определенных обстоятельствах. Весь поток пассажиров невозможно проверить. Выборочно проверяют людей, которые идут с какими-то объемными сумками.
Это требование федерального законодательства. В соответствии с теми событиями, которые происходили в других метрополитенах, такую систему ввели. Нас ежемесячно и ежеквартально проверяют соответствующие надзорные органы. Ведется очень серьезный спрос. Мы привлекаем к этой работе сотрудников вневедомственной охраны Минтранса России, они работают с сотрудниками метрополитена, с сотрудниками полиции. Не надо людям обижаться. Лучше потратить немного времени, согласиться с этим спокойно и дальше ехать.

Анна Богданова

Анна Богданова:
Появится ли на станциях возможность подзарядить телефон?

Ответ:
Несколько месяцев назад мы изучали этот вопрос. Столкнулись с двумя мнениями. Люди на станциях находятся очень короткое время, поэтому не понятно будет ли этот сервис востребован. Электричку в час-пик мы ждем 2-3 мин.
Мы сделаем на нескольких станциях такие пробные зоны. Сейчас дано такое задание дано нашим специалистам. Мы обозначим их соответственно, чтобы они были видны. Скорее всего, это будет на платформе возле лавочек, где у нас установлены телевизионные экраны. Посмотрим, насколько это будет пользоваться спросом. Если будет популярно, то сделаем на всех станциях. Это несложно, главное, чтобы это было востребовано, чтобы не были потрачены деньги впустую.

Анна Богданова:
Это будет платная услуга?

Ответ:
Нет, бесплатная.

Включите поддержку JavaScript в браузере
Мы очень хотим показать больше новостей, но у Вас отключен JavaScript
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления