NGS
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+2°

облачно, без осадков

ощущается как -3

4 м/c,

с-з.

754мм 44%
Подробнее
6 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Реклама
Бизнес Прямой эфир онлайн-трансляция Как продать себя в кризис подороже?

Как продать себя в кризис подороже?

8 октября говорили в прямом эфире о том, можно ли в кризис получить работу с лучшими условиями, чем были раньше, кто может на это расчитывать и что для этого необходимо

8 октября поговорим в прямом эфире НГС с Ильгизом Валинуровым, одним из лучших хедхантеров России о том, можно ли в кризис получить работу с лучшими условиями, чем были раньше, кто может на это рассчитывать и что для этого необходимо

Валинуров Ильгиз — родился в 1976 году в Уфе, в школе учился в Улан-Удэ, в 1999 году окончил НГТУ по специальности «менеджмент», в 2000-м открыл собственное кадровое агентство в Новосибирске, в 2007-м открыл офис в Москве. С 2011 года входит в топ лучших хедхантеров России.

Анна Богданова

Ива Аврорина:
Добрый день, уважаемые зрители, слушатели и читатели НГС.
Мы начинаем прямой эфир с Ильгизом Валинуровым, одним из лучших хедхантеров России о том, можно ли в кризис получить работу с лучшими условиями, чем были раньше, кто может на это рассчитывать и что для этого необходимо.

Анна Богданова

Татьяна Ф:
Подходящее ли сейчас время, чтобы монетизировать свое хобби и сделать его основным источником дохода? Стоит ли сейчас цепляться за стабильную должность или можно рискнуть?

Ива Аврорина:
Кризис, все понимают что все сжимается. Что делать сейчас? Сидеть и держаться за какой-то кусочек стабильности или попытаться выйти в какую-то другую плоскость и что-то изменить.

Ответ:
Кризис — это фактор внешний. А есть внутренние ожидания, желания и то, что человеку хочется на самом деле. Тут неважно: кризис или не кризис. Если у вас есть хобби и вы видите, что есть возможность его монетизации, что можно на этом заработать и это будет ценно, полезно для клиентов, покупателей, это нужно делать. И не важно, кризис сейчас или не кризис. Если есть возможность, то стоит начинать экспериментировать.

Ива Аврорина:
Что значит есть возможность? Какая-то подушка безопасности или возможность вернуться на ту же работу? Например, у меня есть хобби — я делаю какие-то украшения. Все замечательно: что-то покупали подруги, что-то расходилось через соцсети. Я решаю, что все, я увольняюсь с работы и буду делать брошки, ободочки. И тут я сталкиваюсь с тем, что у людей денег стало резко меньше. И если люди выбирают между тем, чтобы купить на ту же сумму, которая у них была, еды, оплатить счета и т.д., — у них уже не остаются на аксессуары. Спрос на это резко падает. Или, например, я пеку пирожные. Но люди-то сейчас позволить себе этого не могут.

Ответ:
Постановка вопроса правильная. Нужно предлагать рынку то, что может позволить себе покупатель. Пирожные все равно будут есть всегда. Другое дело, где их будут покупать: в супермаркетах, кондитерских или смогут переключиться на ваш канал. Это зависит от вас: какие у вас отношения с потребителем, насколько это все вкусно и насколько правильно это все преподносится.
Если вы поэкспериментировали и поняли, что это работает, есть смысл делать. Просто так с головой бухаться в какой-то новый бизнес — не важно, кризис или не кризис, — нет смысла. И в том и другом случае вы можете прогореть — зачем это делать? Нужно понимать, какой будет спрос и какой доход это вам принесет. Это не связано с падением или поднятием рынка. Даже при росте рынка на ваше бисероплетение может быть нулевой спрос, потому что китайцы делают дешевле и быстрее.

Ива Аврорина:
Какие ниши могут быть интересны именно во время кризиса?

Ответ:
Это не вопрос рекрутинга и карьеры. Это вопрос маркетинга.
Кратко отвечу так. Экспериментируйте, предлагайте, пробуйте. Посмотрите рейтинги деловых СМИ: самые быстрорастущие индустрии, самые быстрорастущие отрасли, самые успешные компании 2014–2015 годов. И не надо смотреть только на Россию. Смотрите страны СНГ, смотрите мировой рынок — что сейчас в мире является трендом. Если ваше хобби связано с этим, тогда это можно монетизировать. Не нужно думать, что мы живем только в Новосибирске, в Академгородке, — мы сейчас все граждане мира. Поэтому смотрите, что сейчас происходит в мире. Если то, что вы предлагаете, в тренде, это будет покупаться.

Ива Аврорина:
Рисковать ли, уходя с какой-то стабильной работы? Есть работа, стабильная зарплата. Есть ли смысл держаться сейчас за нее руками и ногами или продолжать что-то искать?

Ответ:
От добра добра не ищут. Если у вас сейчас есть стабильная работа, то ваша ключевая задача — не держаться за это место работы, а становиться лучшим на этом месте работы. То есть давать работодателю больше, чем вы давали вчера, позавчера. Тогда вас будут ценить еще больше, ваша заработная плата будет расти и вы быстрее накопите первоначальный капитал, чтобы через 2–3 года стартовать со своим бизнесом. Просто держаться смысла нет никакого. Есть смысл на любом месте работы развиваться, двигаться вперед, становиться лучше.

Ива Аврорина:
Есть тенденция во время кризиса, когда работодатель начинает экономить и увеличивать функционал одного сотрудника. Один сотрудник начинает делать то, что раньше делали двое, а то и трое. При этом зарплата не вырастает. Это плюс для сотрудника?

Ответ:
Это плюс, потому что сотрудник может овладеть новым функционалом, новыми компетенциями, новым опытом. И следующий работодатель уже может купить его по более высокой цене. Вам легче будет продать себя по нужной цене достойному работодателю, если у вас больший функционал, а не какой-то узко заточенный, который был последние 10 лет. Поэтому да, это надо использовать как возможность изучить новый опыт.

Ива Аврорина:
В одном из интервью вы сказали, что новую работу надо начинать искать в тот же день, когда вы вышли на текущую.

Ответ:
Давайте поясню этот тезис. Вы сейчас вышли работать в компанию «А» и вы должны понимать, кто будет вашим следующим работодателем «Б». И какие у него ожидания от вас как от идеального сотрудника. Тогда, работая здесь, ваш карьерный путь будет логично приводить к работодателю «Б». То есть вы будете брать на себя те задачи, те интересные проекты, тот функционал, который следующий работодатель оценит. Если вы не знаете, кто ваш следующий работодатель, вы не будете настолько эффективны сегодня. Вы можете приходить с 9 до 18, сидеть на стуле, пить чай, кофе и уходить. Но когда вы знаете, какие компетенции будут востребованы через 3–5 лет, вы будете их развивать, оттачивать, становиться лучшими в том, что вы делаете.

Ива Аврорина:
То есть когда вы говорите о следующем работодателе, вы имеете в виду не конкретную компанию, а должность, сферу, тип компании, в которой человек хочет работать. Например, я хочу работать в международной корпорации на позиции не меньше такой-то, и мне все равно, будет ли это «Марс», «Сникерс» или M&M's.

Ответ:
Да. Но некоторый target-лист этих компаний должен быть. Вы должны определить порядка 50 компаний — потенциальных работодателей. Регулярно их мониторить, изучать, понимать какие у них требования, ожидания. За время своей работы на нынешнем месте контактировать с представителями этих работодателей, лучше узнавать их корпоративную культуру, структуру. Тогда вам легче будет понимать, куда именно вы хотите попасть. Если мы говорим абстрактно: крупная международная компания, работающая на рынке больше 10 лет, это абстрактно. Когда вы четко понимаете компанию, возможную должность, вам легче будет принять решение и легче подготовиться к собеседованию в той компании. Это важный момент.

Ива Аврорина:
То есть у человека должна быть всегда компания мечты, должность мечты. Все остальное — это шаги к ее достижению.

Ответ:
Да.

Ива Аврорина:
Вот человек работает в компании мечты. Что дальше?

Ответ:
Бойтесь мечт, они сбываются. Если вы поставили цель работодателя мечты, достигли ее, надо ставить следующую мечту. Пора ставить следующую цель, более масштабную, более глобальную. Может быть, вы захотите работать не в Новосибирске, а в Екатеринбурге, в Москве, в Сингапуре, в Лондоне.

Анна Богданова

Мария К:
В июле вы выкладывали в ФБ вакансию для охранника с собственной собакой на виллу в Ницце. Какова судьба этой вакансии? Нашли ли человека и откуда он? Реально ли найти работу в соцсетях таким образом: просто подписавшись на вас и на Алену Владимирскую?))

Ответ:
Социальные сети — очень хороший источник получения информации о вакансии. Не все вакансии выкладываются на работных сайтах, в открытом доступе. иногда возникает вакансия, рекрутер даже не успевает где-то ее разместить, просто пишет об этом в соцсетях, и кандидат находится.

Ива Аврорина:
Буквально вчера появилась в Facebook вакансия пресс-атташе группы «Несчастный случай». Вряд ли это есть на каких-то специализированных сайтах, это идет по кругу заинтересованных людей, которые эту музыку слушают.

Ответ:
Поэтому да, соцсети нужно мониторить, смотреть, какие вакансии появляются. Смотреть вакансии Ильгиза Валинурова и Алены Владимировской точно не достаточно. Нужно расширить этот круг. Если вы хотите работать, например, в Банке Москвы или на НГС, нужно подписаться на их страницы, чтобы точно видеть все сообщения от них. Мониторить нужно обязательно.
По поводу вакансии в вопросе. Эта вакансия не была закрыта. Мы, пообщавшись с работодателем, не стали заниматься этой вакансией.

Ива Аврорина:
Почему?

Ответ:
Ему проще было найти человека, который уже находится там, и не заниматься вопросами релокации людей из Москвы, Новосибирска и т.д. Мы порекомендовали искать людей там и не стали заниматься этой вакансией, хотя было прикольно, да :)

Анна Богданова

Сергей Т:
Ильгиз, вы сказали про про совмещение двух работ в одной - в вакансиях оно тоже все чаще встречается, причем зарплата - для одного. И что тогда делать? Имеет смысл торговаться?

Ответ:
Если вам предлагают в одной компании совмещать 2 должности, то это нужно использовать. Зависит от вас — если вы готовы, то это хорошо, если не готовы, то, наверное, нет смысла это делать. Я думаю, это интересный вариант, работая в одной компании, получить больший функционал.
Если говорить о возможности повышения заработной платы… Давайте возьмем этот вопрос более широко: как договориться о том, чтобы вам платили те деньги, которые вы хотите.

Ива Аврорина:
Особенно сейчас, когда работодатель может сказать: в затылок дышит очередь из 150 человек на твое место.

Ответ:
Такая ситуация возможна. Вам нужно понять ключевые проблемы работодателя, ключевые его задачи на этой должности. Например, вам предлагают работать менеджером по продажам и маркетологом…

Ива Аврорина:
Давайте, например, офис-менеджером, курьером и дворником одновременно. И все это за 17 тыс.

Ответ:
Вам нужно понять, какие в связи с этим у работодателя возникают проблемы, какие задачи он закрывает, нанимая одновременно офис-менеджера, курьера и дворника. После этого продавать решение, что если я прихожу, то как курьер я могу утром, когда еду на работу, успеть все развезти. Дворником я поработаю во время обеда, и вокруг офиса все будет чисто. Как офис-менеджер я буду не только приносить чай, кофе, но и еще что-то. Когда вы показываете ценность вас именно как сотрудника на этих трех должностях, то вероятность повышения заработной платы для вас очень вероятна — вместо 17 тыс. предложат 27 или 37. В отличие от того кандидата, который говорит: я утром приеду в офис, как офис-менеджер налью вам кофе, разгребу почту, после этого поеду развозить документы — полдня человека после этого нет. Я вернусь, я пообедаю, еще раз налью вам кофе, еще раз посмотрю почту, подготовлю документы, после этого пойду мести двор.
Кто будет более ценен? Тот, кто может сделать курьерскую работу до работы и задержаться на полчаса, час, потом работать офис-менеджером. Нужно показывать работодателю свою ценность и способность решать его задачи. Никому не нужно 3 в 1, если как офис-менеджера человека не будет на рабочем месте весь день. Поймите, как можно показать, что вы идеальны для этой позиции и как вы будете решать его проблемы. Тогда будет классно.

Ива Аврорина:
Сейчас добиться повышения зарплаты возможно?

Ответ:
Возможно, именно этим способом, когда вы показываете, какие задачи вы решаете для работодателя. Например, вы менеджер по продажам. Менеджеры по продажам нужны всем, всегда. Вам ставится план — 100 условных тугриков вам нужно делать выручку в месяц. Вы знаете, что знаете, кто могут быть ваши потенциальные клиенты, и говорите, что сделаете те же самые 100, но с большей маржинальностью, с большей прибыльностью. Но вы хотели бы, чтобы в связи с этим у вас повысился оклад, бонус, премия. Вы можете не увеличивать объем продаж, но увеличивать ценность каждой сделки — одно решение.
Второе: вы говорите, что 100 — это хороший план, но, если я буду делать 150 или 200, на какой бонус я могу рассчитывать. И дальше вы решаете задачу, как увеличить продажи.
Просто так зарплату не повысят, нужно показать свою ценность.

Ива Аврорина:
То есть аргумент, что молоко подорожало, не работает?

Ответ:
Вообще не работает. Это будет бесить работодателя. Он скажет вам в ответ, что заработная плата подешевела, иди-ка ты погуляй по рынку труда.

Ива Аврорина:
Перед кризисом 2008 года на сайте НГС.РАБОТА в форуме шло обсуждение на нескольких страницах темы «Работать или нет за 15 тыс. руб. в месяц». И огромное количество людей в рабочее время писали, что ну как за 15 тыс., мне же нужно снимать квартиру и т.д., поэтому мне должны… Было забавно наблюдать, как в 2008 году эта тема завяла. К 2015 году мы тоже подошли с некоторыми такими требованиями, которые исходят из потребностей работников, а не работодателя.

Ответ:
Я иногда встречаю такие ситуации, когда человек говорит: «Я хочу из Новосибирска переехать в Москву и хотел бы зарплату 150 тыс.». Я говорю: «Хорошо, сколько вы зарабатывали в Новосибирске?» — «50». — «В связи с тем, что вы из одного региона переехали в другой регион, как повысились ваши компетенции? Вы стали лучше продавать, быстрее как курьер разносить, т.е. что изменилось?» — «Ничего». — «С чего вам должны платить больше?» — «Ну как, там же жизнь дороже, продукты дороже…» — «Это задача работодателя думать о себестоимости продукции и т.д., ваши-то компетенции как выросли?». Это обычно отрезвляет.
Думайте о работодателе. Когда вы искренне думаете о работодателе, ваша зарплата повысится. Не автоматически. Но когда вы придете и скажете об этом, работодателю будет понятно, в связи с чем.
Здесь точно так же. 15 тыс. руб. в месяц — для кого-то это нормально, а для кого-то нет. Да, ходили вы в «Фенимор Купер», оставляли там 15 тыс. за вечер, — сходите в другое место. Это же ваши потребности. Нет потребностей у работодателя, чтобы вы ходили в дорогие рестораны, зачем он должен за это переплачивать?

Анна Богданова

Практичный новосибирец:
Ильгиз, у вас ведь недавно вышла книга. Расскажите про нее подробнее? Можете назвать 5 самых практичных советов из нее?

Ива Аврорина:
Книга у вас называется «Я идеальный кандидат», да?

Ответ:
Если практичный новосибирец готов вскочить и к 16 часам приехать в «Читай-Город» на Челюскинцев, то там будет презентация этой книги сегодня. Участие бесплатное, вход свободный.

Ива Аврорина:
Хорошо. Топ-5 ваших советов.

Ответ:
1. Поймите, кто ваш идеальный работодатель, где вы хотите работать. Нужно понять, где вы хотите реализовываться дальше. Пока вы не сделаете список из 50 компаний — потенциальных работодателей, все ваши действия будут хаотичными случайными, и вы не будете видеть весь срез рынка. То есть вы найдете какую-то работу, но не ту, которая вам действительно по душе. Как только у вас будет список из 50 компаний, совершенно волшебным образом окажется, что у вас в телефоне мобильном есть контакты кого-то из этих компаний: с кем-то вы пересекались на каких-то светских мероприятиях, на обучении, где-то вместе были студентами. Когда у вас есть список, у вас появятся те имена, фамилии, кому вы можете позвонить, спросить, договориться о встрече. Уже часть задачи будет решена.

Ива Аврорина:
Каким образом? Допустим, мне звонит человек, с которым мы учились в школе, и говорит, что мечтает работать работать на НГС. Я говорю, что у нас каждый занимается своей грядкой, я даже не знаю никого из отдела HR, я не буду туда лезть, потому что это не принято, это неловко.

Ответ:
У него может быть из НГС кто-то другой, который ответит по-другому. Третье — в НГС отказали, у него, возможно, есть знакомый, которого зовут Антон Веселов, который работает на телеке, что тоже попадает в target-лист. Именно поэтому я и говорю, что нужен список из 50 компаний. Где-то оно сработает.
Далее, вы сказали, что у меня нет вариантов, но я слышала, что там есть похожая открытая вакансия. Он говорит: а можно я пришлю резюме. Вам пришло резюме, оно уже у вас есть. Вы можете кому-то его переслать. Дальше информация пошла распространяться, что такой-то человек готов рассмотреть достойные предложения. И вам же неудобно совсем жестко отказать человеку, с которым вы учились вместе.

Ива Аврорина:
Мне-то будет удобно.

Ответ:
Через какое-то время вдруг кто-то поймет, что здешняя грядка не такая, и уедет в Москву, еще куда-нибудь, делать свой бизнес, и вы вспомните, что вот Вася же хотел у нас работать. И вы тогда пригласите его в первую очередь. Вам будет сложно его вспомнить просто так, но если буквально 2 месяца назад он отправлял резюме, то вы вспомните про него.

2. Думайте, где могут встречаться ваши потенциальные работодатели: конференции, бизнес-клубы, просто встречи. Вы можете туда прийти и, обходя всех этих рекрутеров, HR'ов, руководителей среднего звена, которые не знают, что на соседней грядке, пообщаться с директорами, с собственниками и напрямую выйти на нужный контакт, на людей, принимающих решение. Например, у директора может быть такая ситуация, что он захочет поменять своего дворника или директора по маркетингу…

Ива Аврорина:
Это касается любого уровня вакансий? То есть общение с собственником, топ-менеджментом, если человек претендует на вакансию менеджера по продажам, например.

Ответ:
Вы познакомились с директором большой компании на неформальном мероприятии. Говорите, что хотите быть менеджером по продажам. Он говорит, что не занимается этим уровнем вакансий, и предложит позвонить его HR. После этого вы уверено звоните в отдел персонала и говорите, что общались с Иван Ивановичем и он сказал, пообщаться с вами.

Ива Аврорина:
А шансы это поднимает или наоборот?

Ответ:
Конечно. Как может менеджер, HR, рекрутер отказать, если Иван Иванович сказал пообщаться. А вдруг это какой-то друг, знакомый, родственник? В общем, вам не откажут от встречи, а дальше вам уже нужно себя продать на собеседовании.

Анна Богданова

Соискатель:
Обычно рекрутеры советуют, что в резюме должны быть измеримые показатели: увлечен объем продаж, привлечены клиенты и т.п. Но что делать на других профессиях? Что может показать в резюме бухгалтер, официант, например?

Ответ:
Бухгалтер: все отчеты сдавались своевременно, все налоговые проверки были пройдены без замечаний. То есть нужно понять, в чем ценность, смысл работы бухгалтера. У контрагентов не было претензий, документы не терялись и т.д. То есть показать плюсы.
Официант: средний чек был увеличен на 23 %. Когда приходили гости, они говорили, что хотят, чтобы их обслуживала именно Маша, т.е. были постоянные клиенты и т.д.

Ива Аврорина:
Средний размер чаевых — это характеристика?

Ответ:
В принципе, да. В резюме, конечно, средний размер чаевых не надо писать, но тем не менее цифры можно найти в любой должности.
Логист: сокращены на 23 % сроки доставки грузов, издержки, складские помещения оптимизированы, стала больше оборачиваемость склада и т.д.
Везде можно результаты оцифровать.

Анна Богданова

Ива Аврорина:
Возвращаемся к топ-5 советов. 2 назвали, следующее

Ответ:
Следующее — резюме.
3. Никогда не отправляйте шаблонные резюме, которые вы сделали на HeadHunter, SuperJob или еще где-то. Ваше резюме должно быть заточено под конкретного работодателя, сделано вашими руками, чтобы вы все эти слова кровью и потом написали своими руками. Как только рекрутер видит ваше резюме, полученное с hh.ru, он сразу видит шаблон и ставит вас в один ряд с… Знаете сколько резюме на HeadHunter? 15 млн. Из них примерно 2 % — Новосибирск. Он ставит вас в одни ряд с этими неудачниками, которые сейчас в поиске работы. Наверное, 80 % резюме, которые приходят ко мне, — с логотипами работных сайтов. Не нужно это делать. Пишите своими руками, чтобы отличаться от других и не быть с ними в общей корзине.

Ива Аврорина:
Стремление отличиться периодически зашкаливает. Я думаю, все, кто занимался подбором персонала, получал резюме с какими-то странными вещами: «…и вообще я прекрасная девчонка». Чего нельзя категорически писать в резюме? И отправляют иногда с адреса kotenochek…

Ответ:
ksushka95@mail.ru — есть такое. Так выделяться не нужно. Таким образом вы привлекаете к себе внимание, но не как классный специалист, а по-другому.

4. Пишите сопроводительные письма, но не такие шаблонные, как «Претендую на вашу вакансию. Прошу рассмотрите резюме». Нет. Вам нужно изучить работодателя, его сайт, его потребности и написать: «Я уже много лет слышу про вашу компанию. Мне интересно, как она развивается. Я узнал, что в вашей компании сейчас есть такая-то вакансия. У меня есть опыт в логистике/продажах/маркетинге, и это как раз то, что нужно для этой должности. Я бы с удовольствием хотел с вами встретиться, чтобы презентовать свой опыт лично». Это некий шаблон сопроводительного письма, чтобы вами заинтересовались и захотели встретиться.

Ива Аврорина:
Почтовый ящик отдельный имеет смысл завести?

Ответ:
Отдельный, наверное, необязательно. Идеальный ящик — это имя, фамилия @gmail.ru. Если хотите сделать отдельный ящик для поиска работы, напишите meneger_ivanov@gmail.ru.

Ива Аврорина:
Я имела в виду отдельный ящик, если обычно почта уходит с ящика ksushka95, lapusenok и т.д. Не надо с таких адресов резюме отправлять?

Ответ:
Не надо.

Ива Аврорина:
На это смотрят HR?

Ответ:
На это смотрят, обращают внимание, конечно. Даже если вас пригласят на собеседование, будут не очень серьезно вас воспринимать. Но хотя, конечно, смотря куда вы хотите попасть…

Ива Аврорина:
В стрип-бар, например.

Ответ:
Тогда, конечно, пишите superkiska93. Нужно понимать специфику работодателя.

Ива Аврорина:
И 5-й совет.

Ответ:
5. Когда вы приходите на собеседование, вам нужно понимать, что вы продаете себя как кандидата, как идеального сотрудника.

Ива Аврорина:
Это же все понимают.

Ответ:
Большинство кандидатов хотят за полчаса-час выложить всю свою биографию, свои места работы. Рассказывая о своем опыте, нужно делать акцент на своих результатах и достижениях. Показывать, что я работал вот здесь, и здесь мне удалось сделать вот то. Даже если об этом не спросили, делать акцент на результатах. И не просто на результатах, которые вы считаете классными, а, понимая специфику работодателя, понять, что для него будет классным результатом.
Если вы где-то работали 3 года, а вам нужно за 10 минут рассказать этот опыт, то нужно понять, что важнее для работодателя: открытие филиалов в регионах, увеличение продаж на каком-то VIP-сегменте, формирование команды единомышленников. Поймите, какая у них проблема.

Ива Аврорина:
Как это можно понять?

Ответ:
Первое — это может быть частично в описании вакансии. Второе — можно найти людей, которые там работали, работают.
Если не хотите использовать эти шпионские техники, то задайте открытый вопрос на собеседовании: «А что для вас важно на этой позиции, на этой должности?». Обычно в начале собеседования рекрутеры рассказывают, что вот наша компания такая-то такая, есть ли какие-то вопросы. И можно задать этот вопрос: что для вас самое важное в человеке, который придет? После этого, поняв, чтó для них самое важное, в своем рассказе о себе делать акцент на том, что важно работодателю.

Анна Богданова

Как бы переехать:
Ильгиз, есть ли сейчас сейчас в Москве востребованные вакансиии/направления, где люди готовы перевозить ценного специалиста за свой счет из того же Новосибирска?

Ответ:
Самого по себе ценного сотрудника не существует. Может быть ценный сотрудник в конкретную компанию на конкретную должность. Я понятия не имею, чем занимается этот человек. Возможно, он считает себя ценным. Надо разбираться, в чем его ценность, для кого, какая.
Да, у нас есть вакансии, когда работодатель делает релокацию, оплачивает полностью. Например, для сети торговых центров в Тюмени мы нашли кандидата из Томска, и работодатель оплатил переезд, релокацию, предоставил жилье. Это директор по маркетингу сети торговых центров.
Второй пример из недавних. Мы нашли директора по продажам сети медицинских центров Екатеринбурга и сделали ему релокацию из Кургана. Ему компания предоставила рядом с офисом в центре квартиру, которая может стоить 35–40 тыс. в месяц аренды, за символические 5 тыс. руб.
Релокация обеспечивается работодателем, если они видят ценность конкретного сотрудника. Поэтому вакансии с релокацией есть.

Ива Аврорина:
Это топ-менеджмент в основном?

Ответ:
Руководители либо узкие специалисты. Например, технологи, которых немного. Технолог в цементной отрасли. Их там 100 человек на всю Россию, например. Понятно, ему оплатят нужные переезды и пр., если это понадобится.
Есть те, кто понаехал, и есть те, кто понауехал. Вопрос тех, кто собирается понауехать, наверное, заключается в том, как это сделать.
Давайте расскажу, как искать работу в другом городе. Точно так же вы находите потенциальных работодателей, изучаете их, контактируете и уезжаете в Москву или куда хотите, примерно на месяц. На этот период можно найти друзей, родственников, у кого пожить. Раз в 3 месяца приезжать на собеседования из Новосибирска в Москву — это бесполезняк, это случайность. Если вы поставили цель переехать в другой город, то нужно работать технологично. Вы переезжаете на месяц, каждый день по 3 собеседования. За неделю их будет 15. Вы посещаете все отраслевые бизнес-события, встречи. В Москве в день бывает несколько бизнес-завтраков, несколько конференций, несколько вечерних встреч предпринимателей или отраслевых — логистов, бухгалтеров и т.д. Каждый день есть встречи бизнес-сообществ. Вы можете целый день занять такими неформальными или формальными встречами. Надо погружаться полностью в процесс поиска работы, не отвлекаться ни на что при этом. Через месяц вы найдете то, что нужно, с вероятностью 99,9.

Ива Аврорина:
Несмотря даже на кризисные сокращения, вы считаете месяца достаточно?

Ответ:
Я считаю, что профи будут востребованы всегда. Если где-то бухгалтера уволили, то в этой же компании не уволят бухгалтера, который суперпрофессионален, — он нужен компании, он приносит пользу и результат. Если вы реально профессионал, с доказанным опытом практикой, то вы будете востребованы всегда.
Сразу по этому поводу скажу ключевую ошибку кандидатов, которые хотят тюнинговать свое резюме. Какой смысл тюнинговать «Запорожец»?

Ива Аврорина:
Что значит тюнинговать резюме?

Ответ:
Дописывать, делать его красивым… Тюнинг резюме — это уже последний этап. Вам нужно реально быть успешным, востребованным сотрудником, который делает классные результаты, и у вас не будет вопросов, связанных с поиском работы.

Анна Богданова

Ива Аврорина:
До кризиса считалось, что среднее время поиска работы для топ-менеджмента 4 мес. После назывался срок до года. По вашему опыту, сколько в среднем сейчас ищут работу люди? Мы говорим именно про специалистов.

Ответ:
Ко мне приходит на собеседование топ-менеджер и говорит, что он полгода искал работу и не мог найти. Прошу его рассказать, что он делал эти полгода. Он 2 месяца прожил на Гоа, 2 месяца занимался ремонтом квартиры, какое-то время ездил к родственникам в Саратов. Да, он полгода безработный, но при этом он не занимался поиском работы. Так можно и 3 года не найти работу. Но если вы этим занимаетесь с полным погружением, то надо ориентироваться на скорость принятия решения работодателями. Вот тут как раз для топ-менеджеров 2 месяца принятия решения — это нормально. Поэтому ваша задача — чтобы за первое время как можно быстрее у вас было большое количество первичных встреч, вторичных. После этого пару месяцев акционеры, собственники берут на осмысление, переваривание, принятие окончательного решения. От вас это уже мало зависит. Но то, чтобы вначале у вас был большой входящий поток работодателей, воронка, — зависит только от вас. Если у вас только один работодатель, от которого вы ждете, что он примет решение, и в это время ничего не делаете, а он сказал: нет, я отменяю проект, — то вам с нуля нужно все начинать. У вас должны быть всегда запасные варианты: А, B, C.

Анна Богданова

ФМ:
Очень интересный совет был про вопросы работодателю, спасибо! А что еще можно и нужно спросить у работодателя на собеседовании? Например, как можно по реакции понять, что потенциальный начальник неадекватен?

Ответ:
Я вспоминаю такой момент, что люди, про которых мы мы думали, что они самые неадекватные, потом становились лучшими друзьями.
Первое — можно собрать информацию о работодателе, пообщаться с бывшими сотрудниками. Второе — адекватен и неадекватен — это условное понятие. Кому-то нравится, чтобы руководитель был жесткий, конкретный, а кому-то нравится мягкий и пушистый. Поэтому адекватность не бывает абсолютной. Имеет смысл говорить об адекватности именно для вас. Смотрите на то, что с этим человеком вам нужно будет взаимодействовать каждый день, регулярно, делать ему отчеты, делать совместные планы, — насколько вам будет комфортно каждый день с ним контактировать? Если да, то все ОК. Если нет, вот вам рынок труда — ищем другого.

Ива Аврорина:
Какие вопросы нужно задать на собеседовании будущему работодателю?

Ответ:
Смотря с какой целью. Если с целью себя продать, то задавайте вопрос о стратегии компании, о бизнес-задачах, о чем-то масштабном. Когда работодатель начинает рассказывать об этом вам, он уже как-то видит вас в своей команде, включать в процесс. Несмотря на то, что это они вам рассказывают, у них это вызывает больше доверия и уважения к вам, потому что вы именно об этом спросили, а не о каких-то мелких проблемах.

Ива Аврорина:
А какая у меня будет зарплата, например?

Ответ:
На первом собеседовании об этом не спрашивают. Примерно это и так понятно. Не нужно делать на этом акцент. И тем более про то, из какого расчеты мне будут платиться командировочные, отпустят ли меня на майские праздники куда-нибудь. Это все вопросы технические, которые задаются уже после того, как вы друг другу понравились. Если вы на первой встрече уходите в эти мелочи, то вы будете только отталкивать от себя работодателя: «Чувак, ты пришел, чтобы в отпуск ходить или работу делать?». Или стратегические вопросы решать? Стратегические вопросы решать — о, ты крут.

Ива Аврорина:
Что нельзя делать на собеседовании?

Ответ:
Какая бы ни была компания неформальная, креативная, на первой встрече обязательно должен быть деловой дресс-код.

Ива Аврорина:
Даже в компании, где принципиально все ходят в джинсах и в майках с дурацкими картинками?

Ответ:
Назовите мне компании в Новосибирске, в которых все ходят в дурацких майках.

Ива Аврорина:
IT-компаний таких более чем достаточно.

Ответ:
Какая конкретно? Мы спросим у них, можно ли в дурацких майках приходить к вам. Часто это преувеличение и стереотипы. Как говорят: встретили по одежке, проводили тоже плохо.

Ива Аврорина:
Но все молодежные IT-компании на самом деле… Их очень много.

Ответ:
В IT-компаниях бухгалтеры не ходят в растянутых майках с надписью… не буду говорить какой.

Ива Аврорина:
А разработчики ходят.

Ответ:
В IT-компаниях не ходят менеджеры по продажам, которым надо продавать продукты за миллионы, в гламурных шарфиках а-ля хипстер. И то что касается программистов, это тоже вчерашний стереотип, что все они в рваных джинсах, грязных кроссовках и растянутых свитерах. Это преувеличение, это стереотипы. Если вы придете в правильном деловом дресс-коде, вам это точно не помешает.

Ива Аврорина:
Даже в компании, где дресс-код не принят?

Ответ:
Да. Когда вы были на первой встрече, посмотрели офис, сотрудников, как вас встретили, то после этого уже вы можете на следующую встречу одеться более адекватно.

Ива Аврорина:
Человек приходит на собеседование в стартап. Там молодые ребята, их совсем мало, им по 20 с не большим лет. Они в джинсах…

Ответ:
Без джинсов даже бывает, потому что последние джинсы отдали на стартап.

Ива Аврорина:
И они ищут себе хорошего руководителя отдела продаж. И тут к ним приходит человек в деловом костюме, затянутый в галстук. И они говорят: о, нет, нам же с ним работать, мы, наверное, кого-то другого поищем. Может это сыграть, наоборот, в другую сторону?

Ответ:
Если этот стартап имеет какие-то правильные инвестиции от РВК, от венчурных фондов и т.д., то принимать решение, кто в этом стартапе будет заниматься продажами, — не функционал стартаперов. Им наймут такого человека и скажут, что, ребята, он будет вас продавать дорого. Второе — человек, который привык в галстуке, в правильном костюме ходить, не пойдет в эту хипстерскую тусовку. Говорить о том, что стартапы — это какой-то полный бардак, не совсем правильно. Есть четкие стартапы, где уже стартапный конвейер, где все понятно, что делать. Это тоже некий стереотип — что там какая-то веселуха, разврат и все друг друга так любят, что готовы продукты клиентам делать бесплатно. Нет, это не так.
Допустим, даже вы один раз ошиблись и пришли в правильном галстуке в стартап-тусовку. Ну и что? Будут другие собеседования, где ваш галстук оценят. Лучше перестраховаться.

Анна Богданова

Александр:
Здравствуйте! У меня высшее электротехническое образование, большой опыт работы. Но теперь в данной сфере не получается найти работу подходящего уровня - везде или завышены требования, причем резко, или урезана зарплата. Какие-то детские корпоративы вечно маячат в вакансиях. И большинство компаний теперь работают исключительно по сменному графику. Причем через день - два приходится себя передергивать туда-сюда день-ночь. Только ночью я предпочитаю отдыхать. Так уж организм устроен, не получается по - другому.

Ива Аврорина:
Что делать?

Ответ:
Посмотреть смежную индустрию. Очень много вакансий в сфере продаж. 50 % рынка вакансий так или иначе связаны с продажами. Например, вы отлично разбираетесь в электротехнике и хотите работать электромонтером, электриком, ищете работу в производстве. Но если вы хорошо разбираетесь в оборудовании, вы можете пойти к производителю и быть менеджером по продажам, продукт-менеджером, оператором, консультантом, который может консультировать по выбору оборудования. Посмотрите индустрию вокруг. Не только производство, а кто еще соприкасается с этим оборудованием. Возможно, сервисные центры какие-то, продавцы этого оборудования. Нужно поискать смежные отрасли, и тогда что-нибудь найдется.

Ива Аврорина:
То есть соглашаться на работу с заведомо невыгодными условиями не стоит? Стоит поискать какие-то другие варианты?

Ответ:
Не стоит с этого начинать. Нужно сначала проработать варианты другие: параллельные, смежные. И уже после этого делать какой-то выбор. Ни в коем случае не надо, если у вас кризис вдруг, соглашаться на первую попавшуюся работу. Нужно самому делать выбор, этот выбор расширить и после этого уже принимать решение. Потому что если вы начнете активно работать, вам будет не так просто рассматривать хорошие предложения, не будет на это времени.

Анна Богданова

Любопытно знать:
Понятно, что все компании разные - но может, какой-то тренд прослеживается: соискатель сейчас нужен кризисному рынку? Более трудоголичный, готовый работать до ночи, или уходящий вовремя и уделяющий время семье?

Ответ:
Не бывает одинаковых работодателей. Если вы работали в 3–6 компаниях, вы понимаете, что все компании разные. Отличаются корпоративной культурой, стандартами, рабочим временем, руководителями. Та компания, которая привыкла работать круглосуточно, и в кризис и не в кризис будет работать круглосуточно. Специфика во время кризиса — я уверен, что это преувеличение. Ищите ту компанию, которая нравится вам.

Ива Аврорина:
То есть если хотите уходить вовремя с работы и заниматься семейными делами, можно найти такую компанию, где задержки не приветствуются?

Ответ:
Можно. Езжайте в Швецию, там сейчас вводят 6-часовой рабочий день. Всегда можно искать варианты.

Анна Богданова

Ива Аврорина:
Какой типаж соискателя наиболее востребован сейчас рынком?

Ответ:
Типаж соискателя с логичной, понятной карьерой. Если вы приходили менеджером по продажам, потом стали коммерческим директором, а потом опять торговым представителем, то это как-то нелогично. Работодателю важна логичная карьера кандидата, чтобы он понимал, как дальше этот кандидат может расти у него, развиваться у него и какой результат может принести. Кандидат, который может четко сформулировать свои результаты, достижения, плюсы, которые он принес предыдущему работодателю. Если вы сказали, что вы предыдущему работодателю принесли миллионы прибыли или сотни тысяч экономии оптимизацией, зависть же вызывает такой кандидат, хочется же его взять после этого. Найдите то, что вы делали классно предыдущему работодателю, и покажите это будущему. Вас купят за любые деньги, которые вы назовете.

Анна Богданова

Алексей:
За последние 15 лет в качестве наемного ТОП Менеджера реализовал 3 Start-up проекта в качестве ДИРЕКТОРА (Открытие и развитие Филиалов 3 Работодателей Федерального уровня) в г.Новосибирске.
В н.вр. к 52 годам имея в целом успешный 24-летний опыт работы столкнулся с жестоким ограничением по возрастному цензу и как бы не составлял РЕзюме и при прямых поисках работы Паспортный возраст стал основной причиной отказов !!! КАк быть??

Ответ:
Пример прям сегодняшней вакансии: одна из международных компаний, которая занимается обучением персонала, тренингами, ищет бизнес-тренеров, возраст 45+. Младше у людей нет нужного опыта, уверенности в себе, поэтому 45+. И им нужны те люди, которые работали топ-менеджерами в разных компаниях и готовы обучиться новому ремеслу преподавания, обучения других работодателей. Заработная плата 200 тыс. Пожалуйста, можете отправить резюме.

Ива Аврорина:
То есть, действительно, есть возрастные ограничения. Надо искать что-то смежное?

Ответ:
Надо подумать, в каких компаниях, отраслях, индустриях будут ценить ваш возраст и будет считаться это плюсом.

Включите поддержку JavaScript в браузере
Мы очень хотим показать больше новостей, но у Вас отключен JavaScript
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления