завершена Посмотрело: 3309

Глава департамента по тарифам НСО: заморозка тарифов могла бы внести еще больше негатива

  • Дата проведения: 08.07.2015
  • Время: 12:00-13:00
  • Видео
  • Фото
  • Участники: Гарей Асмодьяров
8 июля в прямом эфире НГС поговорим с главой департамента по тарифам НСО Гареем Асмодьяровым о коммунальных платежах и перспективах введения социальной нормы потребления электричества

С 1 июля 2015 года жители Новосибирской области стали больше платить за свет, воду, тепло и газ — в среднем по Новосибирской области тарифы выросли на 8 %. Также департамент по тарифам начал работу над социальной нормой потребления электричества: горожанам установят лимит на ежемесячный расход электроэнергии. Руководитель департамента по тарифам НСО Гарей Асмодьяров ответит на вопросы читателей НГС.

Справка: Асмодьяров Гарей Равильевич — родился в Новосибирске в 1976 году. Окончил Новосибирский государственный технический университет в 1999 году (специальность «электроэнергетические системы и сети», инженер), в 2003-м — Томский экономико-юридический институт. С 2005 года — сотрудник департамента по тарифам НСО, в 2015-м возглавил департамент
Ответы (7)
Ива Аврорина12:00
Добрый день, уважаемые зрители, слушатели и читатели НГС.
Мы начинаем прямой эфир с главой департамента по тарифам НСО Гареем Асмодьяровым о коммунальных платежах и перспективах введения социальной нормы потребления электричества.
Вопрос12:15
Роман Анатолич:Здравствуйте! По законам рынка повышать стоимость услуги (товара) можно после увеличения спроса на нее или если повышается качество услуги (товара). Рынок услуг ЖКХ в России монополизирован, конкуренция фактически отсутствует. В этой связи вопрос следующий: чем обосновано очередное повышение стоимости услуг ЖКХ?
Ответ
Начну с предыстории. Все мы помним, что все тарифно-балансовые решения, которые на сегодняшний день в 2015 году действуют, были приняты органом регулирования еще в конце 2014 года. Это тарифная кампания, которая прошла в октябре-декабре 2014 года, все тарифные решения, которые сейчас действуют, были сформированы. Все тарифа на коммунальные услуги в 1-м полугодии остались у нас равными тем тарифам, которые были в декабре 2014 года. С 1 июля текущего года произошли изменения, это так называемая календарная разбивка, к которой мы уже на протяжении нескольких лет привыкли, соответственно, ею и руководствуемся.
Что касается причин ежегодного пересмотра тарифов. Пресловутое мнение о том, что тарифы только растут, не совсем корректно. Исходя из тех итогов госрегулирования и того, что мы сейчас имеем, в части теплоснабжающих организаций из 488 для двух организаций тариф был снижен, для 12 организаций он остался на уровне декабря 2014 года.
По воде ситуация иная. Для 12 организаций тарифы снижены, порядка 120 остались на уровне 2014 года — это из 495 организаций. То есть мы видим, что процесс регулирования достаточно живой.
Тариф формируется исходя из конкретных условий конкретной ресурсоснабжающей организации. Об этом мы с вами еще поговорим, а сейчас о тех макроэкономических причинах, которые вызывают ежегодные изменения тарифов, регулируемых государством. Те посылы, на которых мы как регулятор прежде всего основываемся, — это прогнозы социально-экономического развития РФ, которые ежегодно публикуются. Те параметры макроэкономические, которые прогнозируются на последующий период регулирования, такие как индекс потребительских цен, который учитывается при формировании фонда заработной платы, и индекс цен производителя, который учитывается при формировании условно постоянных расходов. Эти все параметры определены, зафиксированы, и мы при формировании тарифов на очередной период регулирования этими параметрами руководствуемся.

Ива Аврорина: То есть, грубо говоря, вы берете прогноз по инфляции и приблизительно на столько же поднимаете тарифы?

Ответ
Да, это один из тех посылов, которыми мы руководствуемся, — те изменения в макроэкономической ситуации в соответствии с теми индексами-дефляторами, которые у нас определяются федеральными органами власти.
Следующий момент, который мы учитываем при регулировании, — это изменение физических параметров функционирования той или иной организации. Это изменение объемов оказываемых услуг или поставляемых ресурсов.

Ива Аврорина: То есть?

Ответ
Мы говорим об изменении объема поставляемых ресурсов. То есть по каким-то причинам происходит либо увеличение объемов поставляемых ресурсов, например, подключение новых потребителей, либо, что у нас чаще бывает, уменьшение потребления коммунальных ресурсов населением. Это достаточно тревожная ситуация. Мы фиксируем на территории НСО у значительного количества ресурсоснабжающих организаций снижение полезного отпуска.

Ива Аврорина: А с чем это связано?

Ответ
Это связано и с программами по энергосбережению, которые реализуются не только гражданами, но и другими потребителями, потому что у нас тариф устанавливается для всех: и для физических лиц, и для юридических лиц.
Следующий объективный фактор — установка приборов учета. У нас ежегодно растет число МКД, которые рассчитываются по приборам учета. По тем отчетным формам, которые предоставляют ресурсоснабжающие организации (либо 46-е формы, либо один водопровод), мы фиксируем уменьшение полезного отпуска.

Ива Аврорина: Но это же хорошо, с общей точки зрения?

Ответ
С общей точки зрения это совершенно нормально.
Кроме того, если говорить о теплоснабжении, например, то нужно понимать, что климатические условия у нас год от года разные. В этом году и в прошлом зимы были достаточно теплыми, что тоже повлияло на параметры полезного отпуска, которые у нас сейчас есть.

Ива Аврорина: Потреблять начинают меньше. Каким образом это на стоимости сказывается?

Ответ
На стоимости уменьшение потребления сказывается напрямую. Стоимость и финансовые потребности формируются из условно постоянных расходов, которые не зависят от объема реализуемого товара и услуг. Если у нас сеть 10 км, то независимо от того, какой объем воды по ней протечет, все равно эту трубу надо эксплуатировать, надо ремонтировать, надо нести на нее определенные расходы. Понятно, что чем больше там будет объем, тем на больше все размажется, и итоговая стоимость будет меньше. Но если объем ресурса, за который деньги собираются, уменьшается, соответственно тариф будет больше. Это то, что касается условно постоянных расходов.
Есть условно переменные расходы, которые зависят от того, какой объем тех или иных товаров и услуг организация реализовала и будет реализовывать. Например, для тепловой энергии это топливо. Ясно, что если реализация ноль, то нам топливо для производства единицы гигакалорий не нужно. Или вода, если у нас реализации нет, то объем электроэнергии, который необходим на подъем воды, тоже не нужен. Поэтому в этой части при принятии тарифных решений, если мы видим снижение полезного отпуска, то переменные параметры, которые у нас в тарифе учитываются на предыдущий период, департаментом учитываются и закладываются в те тарифные решения, которые мы принимаем.

Ива Аврорина: Фактически это ведет к поднятию тарифов?

Ответ
Естественно. Это условие функционирования организации, которая несомненно должна в части снижения полезного отпуска какие-то предпринимать действия по оптимизации тех расходов, которые у нее складываются. Содержание сетей, которые у нас на сегодняшний день есть и которые ресурсоснабжающие организации обязаны обслуживать, от объема поставляемых коммунальных ресурсов не зависит. Если сеть есть, ее надо обслуживать.

Ива Аврорина: А что-то поменять и перестроить — это не вариант?

Ответ
Почему не вариант? Есть варианты, которые реализуются. Есть такие документы, разрабатываемые на территориях, например в схемах теплоснабжения, которые в перспективе определения нагрузок, которые на территории муниципальные образования будут существовать (на перспективу либо подключения новых потребителей, либо потребителей, переходящих на автономные источники) есть мероприятия, которые будут направлены на оптимизацию прежде всего режимов теплопотребления. Эти документы есть.

Ива Аврорина: Они реализуются?

Ответ
Несомненно реализуются, потому что, исходя из этих схем, уже реализуются те или иные инвестиционные программы тех же ресурсоснабжающих организаций. Схемы теплоснабжения родились на федеральном уровне именно для того, чтобы в перспективе определять возможности функционирования той или иной организации на территории муниципального образования. Именно для того, чтобы оптимизировать и сети, и режимы потребления.

Ива Аврорина: Но при этом, насколько я знаю, когда ресурсоснабжающие предприятия представляют свои расчеты по тарифам, их, как правило, не утверждают.

Ответ
На сегодняшний день у нас инвестиционные расходы из тарифа формируются, исходя из амортизации (амортизационных отчислений) и из расходов из прибыли. То есть если эта инвестиционная программа есть, утверждена, соответственно расходы из прибыли могут быть направлены на финансирование расходов по инвестиционной программе.
Вопрос12:34
Денис:Как проводится проверка данных предоставляемых для обоснования тарифа после его утверждения? Работая в энергосистеме сталкивался с ситуациями когда для подтверждения тарифа заставляли заключать фиктивные договора на завышенные суммы на будущий период, которые в дальнейшем предоставлялись в департамент по тарифам, но не исполнялись или исполнялись в гораздо меньшем объеме.

Павел: Подскажите, когда департамент начнет руководствоваться реальными проверками эффективности деятельности ресурсоснабжающих (РСО) организаций (и инициировать эти проверки), а не опираться на среднепотолочные цифры, на основе которых утверждают тарифы? Абсолютно все РСО, как показывает практика, работают неэффективно: сколько бы ни закладывали они в тарифы средств на ремонт, сети ремонтируются по заплаточному принципу, модернизация идет только с привлечением сторонних средств. А с учетом повсеместного введения счетчиков РСО остаются без сверхприбыли от фиктивно произведенного и поставленного ресурса, так как расчет потребленного ресурса по нормативу в масштабах всех потребителей (и ранее оплачиваемого этим потребителем) в разы превышает реальное потребление, которое теперь оплачивается. И почему население заставляют экономить ресурс, за который честно оплачивает уже по счетчикам и пытаться влезть в социальную норму? Чтобы обеспечить дополнительную прибыль РСО?
Ответ
Процедура государственного регулирования формирования тарифов жестко регламентирована. Есть утвержденные порядки установления цен тарифов в электроэнергетике, в теплоснабжении, в водоснабжении. В соответствии с этими регламентами деятельность любого регулятора на территории РФ и осуществляется. В соответствии с этими порядками до 1 мая текущего года любая организация обязана предоставить в органы регулирования пакет обоснующих материалов и заявление об установлении тарифа на последующий период регулирования. Вместе с тем она обязана опубликовать те предложения, которые она подала в органы регулирования. Затем начинается процедура по согласованию тех или иных величин предельных уровней тарифов на последующий период с федеральной службой по тарифам (у нас общероссийский свод осуществляет ФСТ). По итогам анализа тех или иных материалов открываются тарифные дела, при необходимости отправляются запросы, на которые организация обязана ответить, по предоставлению тех или иных документов, которые не были предоставлены. Затем по итогам рассмотрений правлением департамента по тарифам, т.е. коллегиальным органом, принимается то или иное решение об установлении тарифов.

Ива Аврорина: Часто те тарифы, которые подают ресурсоснабжающие организации, отличаются в итоге от принятых. Почему?

Ответ
Причин может быть много, начиная от квалификации специалистов, которые готовят соответствующие документы. Во-вторых, естественное желание любой ресурсоснабжающей организации увеличить тариф, чтобы получить максимальную прибыль. Целевая функция любой коммерческой организации — максимизация прибыли, такие стремления есть. Стремление увеличить расходы, а соответственно, и тариф, есть. Стремление понятное, исходя из экономической логики.
Департамент по тарифам, как и любой регулятор, призван соблюдать баланс интересов потребителей и поставщиков.

Ива Аврорина: У вас и те, и другие в приоритете?

Ответ
Естественно, мы не можем отдать приоритет кому-то. С одной стороны — потребители, которых мы несомненно защищаем и всегда о них думаем, не допускаем каких-то необоснованных вещей со стороны регулируемых организаций. А с другой стороны — регулируемые организации, необходимые финансовые потребности которых мы в любом случае должны обеспечить. Потому что если завтра какая-то ресурсоснабжающая организация прекратит свое существования из-за недофинансирования, то с чем останутся потребители, они что будут делать? Эти вопросы являются краеугольными для любого регулятора, в том числе для нас. Мы обязаны обеспечить равновесие между сторонами. Поэтому мы уже даже так шутим, что чем больше жалоб и со стороны потребителей, и со стороны регулируемых организаций, тем, значит, эффективнее работает регулятор. Если одна сторона довольна, а другая не довольна, здесь ужу возникает перекос, и можно посмотреть и поразбираться, а почему. Поэтому те решения, которые мы принимаем, связаны с тем, что мы должны учесть интересы населения и не допустить негативных фин. результатов ресурсоснабжающих организаций.

Ива Аврорина: Негативными финансовыми результатами могут быть недополучение прибыли, неполучение сверхприбыли…

Ответ
Нет, негативный результат для нас — это отрицательный финансовый показатель по форме 2 по регулированию деятельности. Этот показатель должен рассматриваться через призму фактических расходов, обоснованных ресурсоснабжающим предприятием.
Что касается процедур при установлении тарифов. В прошлом году при департаменте по установлению тарифов по НСО был создан общественный совет для участия представителей общественности в регулировании цен тарифов.

Ива Аврорина: Но вы же его и возглавляете. Здесь нет противоречия?

Ответ
С одной стороны, да. Но с другой — именно департамент обеспечивает деятельность совета, начиная от ведения стенограмм, ведения документационного оборота и т.д. Я считаю, что тут конфликта нет. Потому что именно на этой площадке с участием в том числе журналистов в жарких дебатах мы обсуждаем тарифы на следующий период. В конце прошлого года мы выносили на обсуждение общественного совета наиболее актуальные тарифы: «СИБЭКО» (тарифы на теплоснабжение) и Горводоканал. Прошедшие обсуждения, на мой взгляд, были достаточно продуктивными.

Ива Аврорина: На что эти обсуждения повлияли?

Ответ
По итогам обсуждениям позиция департамента, которая сформировалась в результате анализа финансово-экономических показателей как прошедших периодов, так и будущих периодов, мы считаем, нашла понимание у членов совета, т.е. они одобрили. По анализу материалов, которые поступают в департамент от ресурсоснабжающих организаций, — члены общественного совета, и мы на первом заседании об этом с ними говорили, вправе обратиться в департамент и получить эти материалы.

Ива Аврорина: Общественный совет около года существует. Хоть одно решение департамента было, которое не устроило общественный совет, и совет как-то повлиял на него?

Ответ
Было не решение департамента, а вопрос, который мы обсуждали на совете, по введению социальной нормы потребления электроэнергии. Вопрос серьезно осуждался. В дальнейшем он был рассмотрен на комитете строительства, ЖКХ и тарифов в Заксобрании, и уже направлено соответствующее депутатское обращение по вопросу введения социальной нормы. Это было доложено как возможный сценарий развития событий при реализации 614-го постановления Правительства РФ об установлении социальной нормы.

Ива Аврорина: То есть вы считаете, что несмотря на то что вы возглавляете общественный совет, совет фикцией не является?

Ответ
Если мне члены совета скажут уйти, я уйду.

Ива Аврорина: Возвращаемся к вопросам по прозрачности формирования тарифов и проверок ресурсоснабжающих организаций.

Ответ
Что касается функционирования организаций. В соответствии с постановлениями Правительства РФ существует понятие стандарта раскрытия информации регулируемой организации, в том числе к этому относятся итоги хозяйственной деятельности за предыдущий период. Любая регулируемая организация обязана раскрывать на своих сайтах информацию об объемах реализованных услуг, об итогах технологического присоединения и т.д. Это те параметры, которые не являются коммерческой тайной.
По итогам заседаний правления департамента по тарифам НСО формируется пакет документов, в том числе протокол заседания департамента по тарифам. Эти протоколы публикуются на сайте департамента, они доступны.

Ива Аврорина: Как давно началась эта практика? Или это всегда так было?

Ответ
Так это было не всегда. По 2014 году это все можно посмотреть точно.
Есть определенные открытые данные на сайте Федеральной службы по тарифам, которые связаны с возможностью бесплатного предоставления данных по полезному отпуску и другим вещам, связанным непосредственно с государственным регулированием.
Планируется внедрение с 2016 года единого информационно-аналитического портала, связанного с госрегулированием. На сегодняшний день эта тема активно обсуждается и находится на стадии реализации в госорганах, об этом и руководитель ФСТ неоднократно говорил. Мы предполагаем, что этот портал поможет всем заинтересованным — и потребителям, и ресурсоснабжающим организациям — в режиме онлайн вплоть до тарифного калькулятора оценить, посмотреть, разобраться, какие-то для себя сделать выводы.
Если говорить в целом по открытости, нас как потребителей по большому счету не должна интересовать вся эта кухня. Нам важно получить коммунальную услугу, получать ее бесперебойно, с настоящим качеством и по нормальной, разумной цене.

Ива Аврорина: Те, кто запрашивает дополнительную информацию по формированию тарифов, думают, что они завышены.

Ответ
Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. На сегодняшний день мы работаем в соответствии с документами, которыми мы располагаем: законы, постановления Правительства РФ и методические указания по регулированию тарифов. Прежде чем оценить те или иные вещи, надо прежде всего ознакомиться с этими документами, посмотреть, как это на самом деле есть и как это должно быть.

Ива Аврорина: Когда депутаты Заксобрания говорят, что не могут проверить обоснованность тарифов, которые предоставляют ресурсоснабжающие организации, — это популизм?

Ответ
У нас создан общественный совет, куда входят представители от партий, представленных в Заксобрании. Без каких-то вопросов и проблем мы все материалы предоставляем, даем возможность ознакомиться.

Ива Аврорина: Мы ничего не ответили Денису, который говорил, что, работая в энергосистеме, сталкивался со случаями заключения фиктивных договоров.

Ответ
Если у вас есть такие факты, я готов вас принять на личном приеме и все эти факты обсудить. Они, понятное дело, должны быть задокументированы, а не голословными.
Вопрос12:40
Андрей:Добрый день!
Когда будет установлен двухкомпонентный тариф на ГВС? Потери участников рынка на циркуляции и из за наличия в домах "теплых полов" и тд дикие.А законодательство никак на это адекватно не реагирует.

Ива Аврорина: Раньше у нас уже был установлен такой тариф, но в прошлом году постановлением губернатора была эта система отменена. При этом эксперты сходятся во мнении, что двухкомпонентная система является оптимальной, честной и взвешенной. Люди платят отдельно за количество воды, которую они потребили, и отдельно за температуру. Это по сути решало проблему, когда чтобы пошла горячая вода, надо было подождать, чтобы сбежала холодная, а платить приходилось за все как за горячую. Почему система отменена, будет ли она введена обратно?
Ответ
Ситуация не такая уж и страшная. Когда эти решения принимались, были четкие указания от федеральных органов о том, что регуляторы на территориях принимают только двухкомпонентные тарифы на горячую воду, состоящие из компонента на тепловую энергию и компонента на холодную воду. Те решения были реализованы. В части МКД резко увеличилась плата за горячую воду.

Ива Аврорина: И они начали шуметь, а те, у кого снизилась, ничего не говорили. А тут выборы.

Ответ
Разница состояла в том, что есть дома с работающей циркуляцией, когда горячая вода ночью циркулирует, идет затрата теплоэнергии на обогрев тех же ванных комнат через полотенцесушители. Соответственно, счетчик начинает крутить, и это все приходит в платежке конкретного гражданина. А есть дома, где этой циркуляции нет либо она неисправна, соответственно, прибор фиксирует другие параметры, люди начинают платить меньше.

Ива Аврорина: Как вам кажется, не проще ли систему циркуляции в домах поменять?

Ответ
Мне кажется, что проще осуществлять фактические расчеты по тем показаниям приборов учета, которые стоят на доме. И неважно, оплачиваете ли вы воду по однокомпонентному тарифу, а возможность установить такое право у нас теперь есть. Мне кажется, что здесь ключевыми показателями должны быть показатели общедомовых приборов учета. Даже если по причине неисправности циркуляции вам приходится сливать холодную воду прежде чем пойдет горячая, в любом случае прибор зафиксирует, что тепловая энергия не потребляется, потребляется только вода. В этом случае вопрос о том, что человек потребляет больше тепловой энергии, снимается. Если вы расплатились по однокомпонентному тарифу, управляющая организация или исполнитель коммунальных услуг обязан по итогам определенного периода провести корректировку ваших начислений.

Ива Аврорина: Планируются ли какие-то изменения?

Ответ
Пока о том, в каком ключе департамент будет устанавливать тарифы, я сказать не готов. Либо двухкомпонентный, либо однокомпонентный, либо и так, и так — пока мы обсуждаем этот вопрос. Скорее всего, какое-то решение будет принято к сентябрю-октябрю. Возможно, мы найдем какие-то механизмы, которые какие-то вопросы позволят снять. Потому что, вернувшись к двухкомпонентным тарифам, мы вернемся к тем же самым вопросам, которые существовали, поэтому тут, наверное, нужно какое-то конкретное тарифное решение предусмотреть для конкретного потребителя. Но на сегодняшний день, исходя из тех возможностей, которое дает нам законодательство, мы таких возможностей не видим. Но, возможно, к этому вопросу вернемся и на следующий год будем этот вопрос рассматривать.
Вопрос12:42
Ганжа Ольга Григорьевна:УК установила 2-х тарифные приборы учета электроэнергии, а плату берет как за одно-тарифные. Законно ли это? Можно ли потребовать возврат бывшего одно-тарифного счетчика от УК?
Ответ
Это с «Энергосбытом» этот вопрос надо посмотреть. Можно обратиться к нам, мы этот вопрос посмотрим на предмет правомерности применения тарифа. Возможно, здесь есть какой-то состав административного правонарушения, тогда мы примем какое-то решение. Давайте мы разберемся конкретно по вашему адресу и примем какие-то меры.
Вопрос12:53
Алла:Какова будет социальная норма потребления электроэнергии? Будет ли учитываться при расчете нормы: многоквартирный дом газифицирован или с электропечами? Для сельской местности (многоквартирные дома) нормы будут отличаться от городских?

Анна: При установке лимита на электроэнергию будет ли учитываться сезонность и долгота светового дня? Ведь зимой она составляет всего 7 часов, а летом 18 часов.

Ива Аврорина: У нас действительно будут вводится социальные нормы на потребление электроэнергии?
Ответ
Пока да. Планируется введение теми нормами, которые прописаны в федеральном постановлении № 614 «"О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)…». На сегодняшний день по данному постановлению орган регулирования обязан принять решение об установлении соц. нормы потребления электроэнергии до 1 апреля 2016 года. Соответственно, тот срок, который определен в постановлении для применения социальной нормы при расчетах с населением за поставляемую услугу электроснабжения — 1 июля 2016 года. Эти нормы на сегодняшний момент действуют. Никаких мероприятий по продлению или внесению изменений сейчас нет. Существует практика в некоторых федеральных субъектах, где социальная норма была введена.

Ива Аврорина: И население там крайне недовольно…

Ответ
Да. Поэтому федеральные власти сейчас анализируют этот опыт, возможно, будут какие-то изменения.

Ива Аврорина: По сути это направлено на повышение прибыли ресурсоснабжающих организаций?

Ответ
Нет, не совсем так. Если рассмотреть природу введения социальной нормы, она достаточно сложная. Если в двух словах, то это ликвидация перекрестного субсидирования, которое сегодня существует по России суммарно на 250 млрд руб., по территории области она постановлением Правительства зафиксирована в размере 2,5. Это перекрестное субсидирование по передаче электроэнергии для категорий населения и прочих потребителей.

Ива Аврорина: Кто и кого перекрестно субсидирует?

Ответ
Это связано с тем, что объективно поставить населению электроэнергию в связи с наличием большого количества распределительных сетей дороже, чем крупному потребителю. Поэтому на сегодня у нас тариф для прочих потребителей…

Ива Аврорина: Прочие потребители — это промышленные организации?

Ответ
Промышленные организации, те категории, которые предусмотрены по функционированию розничных рынков электроэнергии. На сегодня у нас такая ситуация есть, она есть не только у нас, она есть по всей России. Логика принятия такого рода решений на сегодня такова, что это целевая функция ликвидации того перекрестного субсидирования. Но на сегодня оно есть, оно функционирует, и поэтому никаких вопросов ни у кого не возникает.

Ива Аврорина: Будут ли введены какие-то нормы, в результате которых люди станут платить больше за электричество?

Ответ
Процедура определения объема потребления электроэнергии сверх социальной нормы в постановлении Правительства приведена. Там можно увидеть, к примеру, что социальная норма при наличии стационарной электроплиты при соответствующем типе домохозяйства составляет, по-моему, от 50 до 90 кВт. Там можно посмотреть все эти параметры. У нас будет градация по типам домохозяйств, исходя из количества зарегистрированных граждан. Будет градация, исходя из наличия или отсутствия стационарной электроплиты, наличия или отсутствия бойлера, нагревателя и т.д. Вся эта дифференциация в постановлении Правительства предусмотрена. Расчет объема электрической энергии [по социальной норме] там также приведен. Там будет формироваться выборка фактического потребления граждан по первому типу домохозяйств (1 зарегистрированный гражданин при отсутствии установленной электроплиты).

Ива Аврорина: Опыт регионов, где в социальную норму не укладывалась даже одинокая пенсионерка, у нас будет учтен?

Ответ
Я пока не готов сказать по конкретным величинам социальной нормы. Предвосхищая вопрос: а давайте установим социальные нормы, которые с запасом будут покрывать потребление конкретного типа домохозяйств, — этот вопрос на одном из совещаний в Минэнерго поднимался. В одном из субъектов Федерации установили такую норму, пришли к выводу, что такое решение субъекта не решает те причины, по которым были приняты социальные нормы, т.е. ликвидация перекрестного субсидирования.

Ива Аврорина: Какие причины и какая цель введения социальной нормы?

Ответ
Введение сверх социальной нормы, ее целевая функция — при формировании тарифа сверх социальной нормы учитывать стоимость передачи электроэнергии для населения на экономически обоснованном уровне.
На сегодня существует перекрестное субсидирование, цель социальной нормы его снизить и ввести экономически обоснованный тариф на передачу электроэнергии для тарифной группы населения.

Ива Аврорина: То есть тариф будет такой, по которому платить за электричество придется больше?

Ответ
Естественно. В пределах социальной нормы тариф будет такой, какой есть, и расти будет в соответствии с теми ограничениями, которые у нас сейчас есть (например, по прогнозу по инфляции). Сверх социальной нормы индексы будут совсем другие. Пока непонятна позиция федеральных органов по установлению предельного минимального и максимального уровня тарифа на электроэнергию для населения сверх социальной нормы.

Ива Аврорина: По опыту пилотных регионов — какой там был минимум и максимум?

Ответ
Точно сказать не могу, но по-моему, там различие порядка 60 %.

Ива Аврорина: Когда эта задача перераспределения финансовых потоков ставилась, какие-то цифры заданы были? К чему готовиться?

Ответ
Это будет зависеть от потребления конкретного человека.

Ива Аврорина: Но ведь можно перейти на свечи и лучины…

Ответ
Теоретически можно на свечи и лучины перейти. Вопрос достаточно сложный и неоднозначный. Давайте все-таки посмотрим на те решения, которые будут приняты на федеральном уровне. Там собирались и предложения от субъектов включить в плане того, что решение о введении социальной нормы должен принимать субъект либо перенести сроки введения до 2020 года и далее.

Ива Аврорина: Когда это все будет известно?

Ответ
До 1 апреля 2016 года все будет известно.
Вопрос13:08
Сергей:Добрый день. Почему-то всегда при повышении тарифов во главу угла ставятся интересы энергоснабжающих организаций. Но ведь есть еще и малоимущие. Некоторые, которые раньше и так еле сводили концы с концами и выплачивали деньги с перебоями вообще не будут платить. Не боитесь ли вы, что люди начнут больше экономить, некоторые перестанут платить, в результате чего повышение тарифов не даст для компаний никакого заметного прироста прибыли, зато сильно ударят по малоимущим слоям, жизнь которых и так не сахар?
Ответ
Мы возвращаемся к вопросу о балансе интересов потребителей и поставщиков. Естественно, когда пересматриваются тарифы и ресурсоснабжающая организация заявляется с какими-то неимоверными цифрами, возникает вопрос: а человек-то будет платить? Это и есть функция доступности любого тарифа. Если тариф доступен, он может быть оплачен, и не будет возникать дебиторской задолженности у той или иной ресурсоснабжающей организации. Если тариф поднять там до каих-то величин, то часть населения просто перестанет его платить, и возникнут те же самые расходные взыскания и т.д.

Ива Аврорина: Как вы определяете эту границу?

Ответ
При установлении тарифов мы руководствуемся параметрами в прогнозе по социально-экономическому развитию, там есть раздел «Платные услуги населению», подраздел «Услуги ЖКХ» — там зафиксирована та или иная цифра. На этот год по сентябрьскому прогнозу она была в размере 8,5 %. Соответственно, наши дальнейшие рассуждения и решения базируются на этом ограничителе. Федералами устанавливаются ограничения по регионам. У нас это 8 % (распоряжение Правительства № 2222-р) — среднее изменение платы граждан, возможный максимум еще +1,9 %. Минимальная средняя величина у нас установлена для Северной Осетии — Алании (7,5 %), затем НСО (8 %), далее Алтайский край (8,2 %), т.е. у нас наиболее низкий рост по регионам. Максимальный рост в Республике Башкортостан (13,2 %).
У нас по 102 муниципальным образованиям фактический индекс изменения размера платы граждан составил до 6 %, по 200 — от 6 до 6,9 %, по 150 — 7–8 %, по 14 — 8–9 %, в 1 — свыше 9 % (г. Татарск — 9,1 %).

Ива Аврорина: Как складывается такая ситуация, когда в разных муниципальных образованиях и даже внутри одного города по разным улицам разные тарифы?

Ответ
Ситуация типичная. Не так давно у нас по городу Новосибирску была такая ситуация — у нас существовало 2 тарифа на холодную воду. Это зависит от того, какая ресурсоснабжающая организация поставляет услугу. Эта ситуация была и по другим городам. Доходило до того, что тариф на тепловую энергию на соседних улицах в отдельных муниципальных образованиях отличался на порядка 500 руб. за гигакалорию. Такие вещи объяснимы.

Ива Аврорина: Собственники могут переподключиться туда, где дешевле?

Ответ
По электроэнергии такая ситуация неприменима, потому что у нас нашими приказами устанавливается тариф на электроэнергию, поставляемую населению в пределах НСО. Соответственно, любой гражданин, потребляющий электроэнергию, обязан рассчитываться по тому тарифу, который установлен приказом департамента вне зависимости от того, где он проживает. Также эта ситуация неприменима к поставке природного газа, где у нас определена стоимость в 4,56 за куб. Организация, осуществляющая поставку, одна.
Это применяется только в части теплоснабжения и водоснабжения. Здесь у нас тариф устанавливается индивидуально для каждой ресурсоснабжающей организации. У каждой ресурсоснабжающей организации индивидуальные объемы производства, индивидуальные физические параметры сетей, генерирующего оборудования и т.д. И соответственно у нее индивидуальные параметры финансовой хозяйственной деятельности. Поэтому здесь сравнивать невозможно и тариф у каждой ресурсоснабжающей организации будет свой, индивидуальный.
Возможность переподключения. Органы местного самоуправления, которые обеспечивают электро-, водо-, тепло-, газоснабжение на территории муниципального образования, могут принимать такие решения, которые будут удобны гражданам. По г. Новосибирску такие механизмы в свое время были найдены и реализованы. Поэтому на сегодня вне зависимости от того, где люди проживают, к каким источникам теплоснабжения они подключены, они оплачивают услугу по тарифу одной теплоснабжающей организации — «СИБЭКО».

Ива Аврорина: По другим муниципальным образованиям НСО эти механизмы будут вводиться?

Ответ
Это должна быть воля конкретного органа муниципальной власти.

Ива Аврорина: В Новосибирске жители платят по одному тарифу за электроэнергию, с водой возможно такая ситуация? Почему нельзя выбрать организацию, которая предоставляет воду дешевле остальных?

Ответ
Выбор всегда есть. Либо построить водовод до какой-то условно другой водоснабжающей организации и платить ей. Либо пробурить свою скважину. Но в том-то и заключается вопрос функционирования в условиях ограничения конкуренции, что это нецелесообразно. Вы не будете строить водопровод из одного села в другое, чтобы 10 коп. сэкономить.

Ива Аврорина: Получается, что здесь законы рынка не работают?

Ответ
Совершенно верно. Рынок не играет в условиях ограничения конкуренции. Для этого и придумано государственное регулирование. Рынок там не работает, и любая организация стремиться монополизироваться. Госрегулирование направлено на то, чтобы такие вещи исключить. Соответственно вопрос о переподключении, о каких-то технических решениях, вопрос о формировании единого тарифа возможен только, если на территорию зайдет тот игрок, который уже имеет тариф, и его тариф значительно ниже того, который на сегодня на территории существует.

Ива Аврорина: Государство каким-то образом контролирует неэффективно работающие ресурсоснабжающие организации? Ведь население фактически платит больше за их непрофессионализм.

Ответ
В составе обосновывающих материалов, о которых я вам докладывал, есть финансовый отчет, статистический отчет о результатах деятельности организации за предыдущий период. Исходя из этого отчета, мы можем увидеть, как на самом деле сработала организация в условиях госрегулирования. Насколько у них превышены расходы над теми, которые у нас запланированы. Есть план, есть факт. То, что они на самом деле сделали, мероприятия, которые они осуществили, заработная плата, ремонт, электроэнергия и т.д. Исходя из этих вещей как департамент по тарифам мы определяем, насколько эффективны были те или иные расходы. И если они превышают плановые значения обоснованно, то мы в соответствии с методическими указаниями обязаны их включить как выпадающие расходы регулируемой организации, понесенные за предыдущий период. Если эти расходы необоснованны, мы их не включаем и вправе эти расходы даже изъять. Такой механизм есть. Это часть того контроля, которое осуществляет государство за деятельностью ресурсоснабжающих организаций. Он прописан в законодательстве, совершенно понятный механизм, реализуемый, и мы его применяем при регулировании на последующий период.
Вопрос13:10
Светлана:Почему тарифы для ресурсоснабжающих организаций устанавливаются хаотично? В ЖК Новомарусино тариф на отопление от газовой котельной 1351 руб до 1 июля 2015, а в ЖК Дивногорский, который находится через дорогу - намного ниже? Что входит в этот тариф? Вопрос очень актуален для всех жителей ЖК Новомарусино, т.к. нам выставляют еще и театральном, которые составляют по 9000 рублей, и это помимо установленных тарифов. Законно ли это?
Ответ
Мы должны определиться по этим конкретным адресам, кто является поставщиком ресурса, кто поставляет холодную воду. Дальше уже мы можем сказать, как это работает, почему это так. Обращайтесь к нам в департамент. Мы определим, что там за организация у вас функционирует, и определимся. Может, там кто-то работает вообще без тарифа.
Ива Аврорина13:11
Онлайн-встреча завершена. Спасибо за внимание.
Читайте также