завершена Посмотрело: 7096

Основатель «ДубльГИС»: «Это наша большая, глубокая ошибка»

  • Дата проведения: 07.07.2015
  • Время: 15:00-16:00
  • Видео
  • Фото
  • Участники: Александр Сысоев
Основатель и гендиректор компании «2ГИС» Александр Сысоев — о неудачном запуске новой версии справочника, кризисе, рекламе МММ и планах на будущее

Первый выпуск электронной карты-справочника ДубльГИС вышел в апреле 1999 года с целью привлечь внимание к наработкам компании. Почти три года ДубльГИС был побочным продуктом, его поддержкой занимались 3 человека. После того, как стал заметен интерес широкой публики, было принято решение развивать ДубльГИС как самостоятельное направление. Сейчас это международный картографический сервис. Компания имеет справочники для многих городов России, а также нескольких городов за рубежом — в Италии, Казахстане, Кипре, на Украине, в Чехии, Чили и ОАЭ.
Входит в десятку крупнейших интернет-компаний России по версии Forbes, в июне 2015 года компания «2ГИС» вошла в рейтинг 25 самых выгодных франшиз России, составленный тем же Forbes.


Справка: Сысоев Александр — основатель и генеральный директор компании «2ГИС». Окончил факультет автоматики и вычислительной техники Новосибирского электротехнического института (сейчас НГТУ), в числе лучших студентов прошел стажировку в Германии. После окончания института работал инженером на кафедре автоматики и телемеханики НГТУ, занимался разработкой САПР (системы автоматизированного проектирования) для программируемых микросхем и графическими обучающими системами. В 1995 году основал компанию, основным видом деятельности которой стала разработка профессиональных геоинформационных систем. Для продвижения возможностей компании в 1999 году была выпущена электронная карта Новосибирска. Возглавил работу по созданию электронного справочника с картой и стал гендиректором новой компании, образованной в 2004 году для развития проекта. В этом же году 2ГИС начал территориальное распространение, охватив на сегодня уже более 270 городов.
Ответы (26)
Ива Аврорина15:01
Добрый день, уважаемые зрители, слушатели и читатели НГС.
Мы начинаем прямой эфир с основателем и гендиректором компании «2ГИС» Александром Сысоевым о том, какие изменения ждут поисковик в ближайшем и отдаленном будущем.
Вопрос15:03
Тимофей:Александр, добрый день! Многие замечают, что название "2ГИС", в отличие от "Дубль-ГИС", не стало "народным", большинство называет продукт по старинке. Не планируете вернуть старое?
Ответ
Название продукта — не планируем. Компания как была «ДубльГИС», так им и остается, официальное название — ООО «ДубльГИС». То, что мы провели ребрендинг для продукта, то это больше для европейской части нашей страны, где нас, в общем-то, пока никто не знал. Я понимаю, что в Новосибирске и в соседних городах, где мы работаем уже 15 лет, слово «ДубльГИС» уже стало нарицательным, мы совершенно спокойно относимся к тому, что нас так и называют. Да, пожалуйста, нам даже приятно.
Смысл был такой. В русском языке слово «дубль» носит оттенок копии. Когда мы начинали работать в европейских городах, например, звонят наши операторы в какую-то компанию и представляются: «Компания "ДубльГИС"». Им говорят: «Дубль чего, чей дубль?». «2ГИС» не вызвал ни одного вопроса ни разу. Поэтому там нас сейчас начали называть «2ГИС», точнее, там нас начали называть по-английски, неправильно. Сейчас мы делаем акцент в рекламной кампании, что правильно говорить именно «два ГИС». Но если нас называют, где нас знают, «ДубльГИС», пожалуйста, мы не обижаемся.
Вопрос15:05
Вячеслав:Здравствуйте!
Отличный сервис, пользуюсь практически с самого основания.
Расскажите об основных планах развития функций и возможностей приложения?
Отдельно интересует, планируете ли добавить отображение движения общественного транспорта на маршруте по данным ЦУГАЭТ (отслеживать координаты ОТ в реальном времени)
Ответ
Мы давно планировали сделать такую функцию, и хотели, и даже проводили эксперимент по нескольким городам, но пока прекратили все это, потому что данные нам не предоставили. Весь остальной набор данных мы собираем практически самостоятельно.

Ива Аврорина: Кто не предоставил данные?

Ответ
Тот же самый ЦУГАЭТ.

Ива Аврорина: Они это как-то мотивируют?

Ответ
В тот момент как-то мотивировали — не дадим. Переговоры мы по этому поводу продолжаем вести, когда-нибудь мы к этому вернемся.

Ива Аврорина: Может, пользователям написать им коллективное письмо?

Ответ
Да, пожалуйста, пусть напишут.
Если говорить конкретно про транспорт, то да, мы такое планируем. Не в самой ближайшей перспективе, не в ближайшие месяцы, но это обязательно будет.
По продукту в целом — там бесконечное количество расширений и новых функций. Сейчас наша основная задача — переход на новую, 4-ю в том числе мобильную версию, полностью вся линейка 4-й версии продукта.
Вопрос15:07
Елена:Во-первых СПАСИБО огромное за Ваш ДубльГИС.
не представляю уже как мы раньше без него жили ?!
И вопрос - что дальше ? Я не имею ввиду страны и города.
Именно ИДЕИ в стиле "ВАУ!" будут?
Ответ
Я даже представить не могу, что значит «вау».

Ива Аврорина: Запуск «Флампа» — это был «вау-проект»?

Ответ
С одной стороны, это вау, с другой — для нас это просто постоянная, каждодневная работа по улучшению мира :)

Ива Аврорина: Что-то столь же радикальное по улучшению мира у вас планируется?

Ответ
А «Фламп» — это радикальное?

Ива Аврорина: Да, это достаточно новый сервис для Новосибирска.

Ответ
Да, это достаточно новый сервис даже не только для Новосибирска, но и для России. Наверное, таких прямо вау-вау в ближайшее время не планируется, хотя, конечно, продукт будет развиваться. Наша основная задача — предоставить пользователю удобный инструмент для выбора организаций и мест в городе. «Фламп», собственно, для этого тоже существует, он помогает выбирать. Он сам по себе продукт, в котором пользователи пишут отзывы о компаниях, и мы их потом транслируем в 2ГИС основной. Основная задача 2ГИС как продукта — помочь максимально быстро сделать выбор. Вокруг него будут формироваться дополнительные продукты, типа как «Фламп», которые помогают, собирают, агрегируют информацию от пользователей, которая частично потом будет транслироваться в 2ГИС.
Вопрос15:11
Елена:Насколько из 10 баллов Вы оцениваете полноту базы, учитывая добровольное участие компаний?
Ответ
Тут на самом деле мы, наверное, почти уникальная компания в мире, как мы говорим — гиганты учатся у нас. У нас в каждом городе существует профессиональный штат специалистов по сбору информации и профессиональный штат ГИС-специалистов. Одни занимаются сбором информации о компании, другие — о плане местности, о карте города. Это постоянный мониторинг территорий. Есть у нас еще колл-центр — есть единый большой в Новосибирске, который обслуживает много городов, и есть маленькие колл-центры в разных городах. У нас есть внутренний стандарт, который говорит, что 95 % всех компаний, бизнесов, куда человек может прийти за товаром или услугой, должны быть качественно отображены в нашем справочнике. Что значит качественно — информация должна быть достоверной, актуальной. Поэтому мы регулярно ее проверяем: прозваниваем, ходим, смотрим, ищем, проверяем. 95 % — это теоретически достижимый предел. К сожалению, не во всех городах у нас есть эти 95 %. Если перевести это на 10-балльную систему, наверное 9,5. Где-то есть города, по постоянному аудиту, который мы проводим, в которых на 8 баллов работают. Это для нас ниже допустимого, будем обязательно подтягивать.
9,5 — то к чему стремимся. Дальше затраты начинают расти просто в геометрической прогрессии. Сделать 100 %, в принципе, нереально. Даже при том, что компании пишут о себе сами, что пользователи помогают. Мы будем усиливать этот аспект в части той информации, которую компании сами про себя сообщают, и активной помощи пользователей, которые и сейчас имеют возможность сообщить об ошибке, но, с нашей точки зрения, пока это неудобно. Я думаю, пользователи тоже так думают. мы эту часть тоже будем улучшать.
Но выше 95 % вряд ли качество поднимется даже при наличии активной обратной связи. Потому что, к сожалению, люди и компании, как не странно, даже компании-рекламодатели умудряются делать ошибки. Даже в рекламных материалах. У нас были такие случаи, когда в рекламных материалах, оплаченных, подготовленных, размещался неверный телефон компании. Мы даже получали претензии.

Ива Аврорина: От пользователей?

Ответ
Если бы от пользователей… Были от пользователей. Лет 5 назад был случай, когда пришло письмо-претензия на грозном государственном бланке, когда в рекламе какой-то компании, выпускающей двери, был размещен личный мобильный телефон высокого государственного чиновника. Нам было не смешно в тот момент. Это была просто опечатка. Мы подняли все бланки заказа, все официальные документы. Там опечатались они сами, рекламодатели, на одну цифру.

Ива Аврорина: Чиновник был федерального уровня или местного?

Ответ
Федерального.
К сожалению, выше 95 % качества данных получить невозможно, потому что все мы люди, мы склонны ошибаться.
Вопрос15:17
Роман:Добрый день! Известно, что сотрудники 2ГИС постоянно обходят и обзванивают компании для актуализации информации. Но это все "ручные" механизмы. Не собираетесь ли использовать какие-либо средства автоматизации, например, поиск новых организаций через поисковые системы?
Ответ
Что значит не собираемся? Мы это делаем, и много лет. У нас есть точно такие же поисковые роботы, как у больших поисковых систем. Они точно так же обходят интернет, обходят все сайты. Но наша задача не индексировать, чтобы потом выдавать информацию о сайте, мы выбираем информацию о контактных данных компаний. Здесь ситуация еще хуже. Во-первых. по официальной статистике 50–60 % компаний не имеют своего сайта, и найти информацию о них в интернете нереально. Эта ситуация одинакова во всем мире. Как не странно, в России ситуация в части интернетизации и сайтизации компаний гораздо лучше, чем в некоторых странах мира. В России большее количество компаний имеют сайт. Но это только половина.

Ива Аврорина: Вы говорите «чем некоторые страны мира». Мы говорим про Гвинею-Бисау?

Ответ
Мы говорим даже про Европу. У нас с США примерно одинаковая ситуация — 50–60 % компаний не имеют свой сайт. Здесь мы вполне себе на уровне.
Но что значит компания, которая имеет или не имеет сайт? С нашей точки зрения, все киоски по ремонту обуви должны быть отображены в справочнике, на карте. Но все ли киоски по ремонту обуви имеют сайты? Безусловно, есть компании, у которых есть сеть, например «Мастер Шуз», достаточно хорошая, раскрученная в Новосибирске компания. У них есть свой сайт. Но многие киоски, которые на улице, сайта не имеют и никогда иметь не будут. А по нашему стандарту они все должны быть отображены. Как их найти, кроме как просто путешествовать по городу? Никак. Другого физического инструмента не существует.
Я всегда привожу в пример кадр из фильма «Звездные войны». В Эпизоде 1, когда младший лорд прилетает на планету Татуин искать сбежавшую принцессу, у него из корабля вылетают 2 летающих шара и летят по городу, заглядывая в каждую подворотню. Это то же самое, это же фантастика, но суть-то ни капельки не меняется.

Ива Аврорина: Дронов не будете использовать, например, вместо людей, которые будут облетать и снимать информацию?

Ответ
Пока, наверное, нет. Со временем, наверное, да.

Ива Аврорина: А киоск, продающий кофе навынос, вы отображаете?

Ответ
Да. Любую стационарную точку.

Ива Аврорина: Тетеньку, которая стоит возле вокзала и продает пянсе?

Ответ
Тетеньку, наверное, нет. Критерий — стационарная точка.

Ива Аврорина: Киоски в переходе?

Ответ
Киоски в переходе многие у нас показаны, если они стационарные. Не показаны палатки, скопление палаток мы обозначаем территорию как рынок. Любая точка, куда клиент может прийти за товаром и услугами. Мы не вносим информацию об ИП, работающих на дому, не вносим информацию о фрилансерах, которых достаточно много во всем мире.

Ива Аврорина: Случаются ли ситуации, когда отказываются о себе какую-либо информацию предоставлять? Например, киоски, где торгуют нелицензионными дисками или краденными телефонами.

Ответ
Бывают такие ситуации, когда компания просит удалить их из справочника. В ряде случаев мы идем навстречу пожеланиям клиента. Есть компании, которые мы удаляем по просьбе самой организации. Чаще всего это касается не таких точек, о которых вы говорите. Существует очень много юрлиц служебных, я бы их так назвал, для внутреннего использования. У одной компании может быть несколько юрлиц. Более того, мы знаем крупные бренды, которые мы знаем как бренд, а сам по себе он представляет группу компаний. Мы показываем бренд, то, что понимает клиент, идя по улице, — он видит вывеску бренда, он не знает юридическую структуру этой компании, и нам в данном случае для справочника это тоже неинтересно. Вот эти компании, которые образуют холдинг, юридическую структуру этого бренда, нас не интересуют. Мы показываем именно бренд.

Ива Аврорина: Вы сказали — по просьбе клиента. Кого вы считаете своим основным клиентом? Пользователя или компанию?

Ответ
И то, и другое. Для пользователя есть четкое определение — пользователь. Клиента мы подразделяем на две категории: те, информацию о которых мы размещаем бесплатно, и рекламодатели, информацию о которых мы размещаем за деньги.
Вопрос15:20
Антон:В вашем справочнике рекламируют МММ - у 2гиса на столько плохи дела? с чем связанно решение пропустить эту рекламу?
Ответ
У нас в стране есть ФЗ «О рекламе». У нас действительно были внутренние большие вопросы, даже где-то разногласия, размещать эту рекламу или не размещать. Для нас окончательным критерием принятия решения стал «Яндекс», реклама МММ точно так же крутится на «Яндексе». И проанализировав всё, посмотрев законы — наши юристы подключались к этому очень плотно — реклама МММ ФЗ «О рекламе» не нарушает. Поэтому мы приняли решение все-таки размещать.
Что значит плохо — не плохо у нас дела с рекламой. У нас 37 тыс. рекламодателей. В стране наблюдался экономический спад.

Ива Аврорина: По вашим ощущениям, он уже закончился?

Ответ
Я не буду говорить в целом про всю страну, про политику экономику страны. Я могу сказать то, что мы наблюдаем по нашим рекламодателям. У нас был ощутимый спад в конце года, в феврале спад прекратился, мы вышли на некую ровную позицию и начали постепенно расти. Сейчас мы относительно начала года продолжаем расти.

Ива Аврорина: А относительно этого периода в прошлом году?

Ответ
Относительно этого периода в прошлом году, по-моему, мы еще чуть-чуть не догнали. Относительно квартал к кварталу этого года мы растем.

Ива Аврорина: Про МММ хотелось бы все-таки уточнить. Перед началом эфира я разговаривала с начальником нашей юридической службы. Спросила его, пропустили бы мы такую рекламу, она же нарушает какие-то законы. Он сказал, что не нарушает, но не пропустили бы, потому что у нас есть концепция и ценности компании. Есть ряд вещей, которые закон не нарушают, но мы считаем, что, с моральной точки зрения, недопустимо эту рекламу принимать. В том числе это касается рекламы пирамид. У вас таких вещей нет? Деньги не пахнут.

Ответ
Какую еще рекламу вы могли бы видеть где-то и видите ее у нас? У нас точно так же существуют правила.

Ива Аврорина: Какую рекламу вы у себя не разместите, даже если она не нарушает закон о рекламе?

Ответ
Я не готов вам сейчас ответить, потому что реклама в очень многих сферах обсуждается так же, как МММ.

Ива Аврорина: Не можете вспомнить что-то, что не пропустили?

Ответ
Честно, не вспомню.
Вопрос15:21
Дмитрий:Александр, здравствуйте! Задам вопрос, который наверное уже набил Вам оскомину. 2ГИС объективно не хватает функции навигации. Стандартный сценарий использования мной 2ГИС выглядит так. Сначала я ищу нужное мне предприятие в мобильно приложении 2ГИС, запоминаю адрес, затем открываю "Яндекс навигатор" и прокладываю маршрут в этом приложении. Это не очень удобно. Яндекс в отличии от 2ГИС требует онлайн подключения, хотя бы для поиска адреса. Кроме-того у 2ГИС есть информация о парковках! Если бы навигатор вел меня не до условной точки назначения, а до конкретной парковки, это бы здорово сэкономило время.
Думаю для вас вопрос введения функции навигации больше "политический" чем "технический". Но все же, скажите пожалуйста о ваших планах по этой функции.
Ответ
Будет. Точно сказать не могу когда. Хотели запустить этим летом, прямо сейчас хотели запустить. Но пока отложили, потому что 4-ю версию надо все-таки доработать.
Вопрос15:27
Ива Аврорина:И тут мы плавно переходим к вопросам про 4-ю версию. Наверное половина вопросов об этом, можно оценить, какой процент наших читателей и зрителей пользуются iPhone.
Ответ
Я могу вам даже сказать, статистика по iPhone известна — порядка 34 %.

Ива Аврорина: То есть больше трети. И они, судя по всему, все недовольны…

Ответ
Не все. Компания и я как генеральный директор готов признать, что запуск в данном случае был крайне неудачным у нас. Основная неудача у нас была в том, что мы в одночасье, мгновенно, без предупреждения поменяли продукт полностью. Тот продукт, к которому люди уже привыкли, к которому их долгие годы приучали. А потом в один день, без предупреждения, взяли и поменяли.
Но новый продукт не хуже, а лучше, по нашему мнению. Да, мы убрали несколько функций, которые сейчас вернем.

Ива Аврорина: Какие? Речь, понятно, не про дизайн. Речь про то, что функционал уменьшился.

Ответ
Функционал никак не уменьшился. Только 2 вещи есть, на которые пользователи сильно обращают внимание, которые действительно убрали. Мы убрали планшетную ориентацию в iPad, ее уже вернули, она уже работает. И мы убрали произвольный выбор маршрута с карты — с произвольной точки до произвольной точки выбор. Эти две вещи мы действительно убрали. Одну уже вернули, другую вернем в ближайшее время.
Всё остальное осталось неизменным, стало только лучше. Единственно, что оно стало абсолютно непривычным, стало на других местах, и другими способами эта информация получается. Это было действительно огромной ошибкой — сделать такой резкий скачок, такой удар по привычкам пользователей. Это самое главное.
Поэтому мы отложили выпуск «Андроида», потому что оставшаяся часть, 64 %, — это пользователи Android. Там ситуация гораздо сложнее, потому что самих устройств на «Андроиде» гораздо больше. Если моделей iPhone не так много, то разнообразие «Андроида» — это гигантский зоопарк. И система должна хорошо работать на всех «Андроидах», включая слабенькие. Поэтому мы отложили выпуск 4-й версии для Android.
Доделаем, сделаем систему обучения.

Ива Аврорина: То есть при работе с «Андроидами» вы учтете те ошибки, которые были сделаны при работе с iPhone. Ситуация с пользователями iPhone — что вы планируете предпринять? Вы чувствуете, что сократилось число ваших пользователей в этой группе?

Ответ
Нет. Пользователей стало даже несколько больше. Самое печальное в этой ситуации то, что мы сделали больно нашим самым давним приверженцам. Потому что новым пользователям не с чем сравнивать. Новая версия… Речь даже не просто про дизайн, про дизайн можно спорить или не спорить. Новая версия сделана в абсолютно новых, современных тенденциях мобильных интерфейсов. Если вы посмотрите карты iPhone, Яндекс.Карты, Гугл-карты, т.е. принципы управления интерфейсом, то новый современный стандарт принципа управления интерфейсом — это свайпы, вот эти движения одним большим пальцем. Пользователи нам часто пишут, куда исчезли номера телефонов. А там просто нужно карточку пальцем чуть-чуть вверх дернуть, и они вылезут.
Это наша большая, глубокая ошибка. Мы почему-то считали, что особенно пользователи iPhone к этим жестам уже давно привыкли, потому что остальные приложения работают точно так же. Но мы почему-то не учли, что мы сформировали за несколько лет нашей 3-й версии жестко устоявшуюся привычку тыкать пальчиков без всяких свайпов, причем даже часто двумя руками. У нас внутри есть такое определение: «Пользователь мобильного приложения — однорукий и одноглазый». Речь идет о том, что человек едет за рулем: в одной руке телефон, в другой — руль, один глаз смотрит в телефон, другой — на дорогу. И когда в такой ситуации человек открывает приложение и там что-то абсолютно другое и он не знает, куда ткнуть — конечно, это вызывает шок и негатив. Вот это мы огребли по полной программе.

Ива Аврорина: Какие-то «обучалки» вы планируете?

Ответ
Обязательно. Они прямо в приложение будут встроены.

Ива Аврорина: Какие-то даты, сроки можно назвать?

Ответ
Не могу вам сейчас сказать сроки. хотели летом, сейчас, скорее всего, на осень.

Ива Аврорина: В одном из вопросов вас спрашивают, читаете ли вы отзывы в AppStore.

Ответ
Безусловно. Лично я читаю и отзывы в iPhone, и в «Андроиде». У меня «Андроид», я на «Андроид» больше внимания обращаю :) но отзывы в AppStore тоже читаю.
Вопрос15:31
Александр:Нет ли планов вернуть (или запустить параллельно) старую версию 3.0, что просят очень многие?
Ответ
Не планируем вернуть, потому что кроме внешнего дизайна интерфейса там в глубине спрятана огромная технологическая машина абсолютно другая.

Ива Аврорина: В чем она другая?

Ответ
Принципиальное отличие в системе поиска. Мы постепенно переходим к единой строке поиска. Уже в общем-то перешли к единой строке поиска. Это такой же принцип, как у больших поисковых машин, когда информация о том, что ищет пользователь накапливается, адаптируется. Конечно, первые дни, когда мы вывалили, и миллион пользователей подключилось… Представляете, миллион пользователей начинает ежедневно вводить какие-то поиски, этот миллион накапливается, анализируется, и потом по итогам этого анализа выскакивают подсказки, в следующий месяц загружается другой механизм, алгоритм тот же, но эти подсказки уже подгружаются. Я более чем уверен, что через месяц-другой то, за что на нас ругались, когда не могли найти вот это, сейчас оно сразу же будет выпрыгивать в подсказках. Это радикальное изменение поисковой машины. Мы себе ставим задачу, чтобы мы могли отвечать на любой запрос на естественном языке, как это принято сейчас во всем мире в поисковых машинах. У нас будет то же самое. Уже сейчас то же самое.

Ива Аврорина: Просто пока еще не поняли, не научились пользоваться?

Ответ
Не поняли, не научились пользоваться. Я читаю отзывы и лично проверяю. Например, был отзыв в первые дни из Томска — я набираю «ваниль», а он мне выкатывает кучу организаций, где нужно купить ваниль, а мне нужно кафе «Ваниль», а оно у меня только на 15-м месте. В старой версии было так: было 3 закладки, набираешь «ваниль», он выдает «Виды деятельности», «Названия организаций», что-то еще, и пользователю нужно было сделать дополнительный клик, выбрать еще из чего-то. Видимо, забыл пользователь, что ему надо было сделать еще один клик. Сейчас этим слайпом немножко прокатить… Да, пока накопилась критическая масса, на первом месте будут организации, где по ключевому слову можно купить ваниль. Кафе «Ваниль» в этом списке существует. Если набрать запрос «ваниль к», он вывалится первым. Но уже сейчас набираем «ваниль», в подсказках есть «кафе ваниль». Уже система поняла, что такие запросы существуют у пользователей. Там же как получается: мы набираем запрос и смотрим, что выбрали, какой был выбран ответ на этот запрос, и это запоминается.

Ива Аврорина: И какой конкретно этот пользователь выбрал ответ?

Ответ
Мы не можем по конкретному пользователю, но тем не менее по массе и объему всех этих запросов это всё суммируется, и подсказки формируются по тому, что пользователи чаще ищут. Всё достаточно понятно. Так же работают большие поисковые машины. Мы сейчас работаем точно так же. Единственное радикальное отличие в том, что всё, что мы ищем, мы ищем прямо на этом устройстве, не выходя в интернет, под землей, в самолете и т.д. При обновлении версии раз в месяц эта информация подгружается.
Вопрос15:32
Линас:За последние 2 месяца участилось кол-во "падение" серверов у вашей компании, часто при поиске данных сервис стал выдавать "С нашими серверами что то не так, мы пытаемся их вразумить"(дословно не помню) с технической точки зрения сервис выдаёт ошибку 503, что говорит о перегруженности или не доступности его.
У вас не хватает серверных ресурсов?
Ответ
Это редкий случай. Не знаю, почему нашему пользователю «повезло» так на эту ситуацию натолкнуться. Такие вещи бывают у всех систем — и у «Гугла», и у «Яндекса», к сожалению. Это все же техника, иногда она сбоит. Мы делаем все возможное, чтобы таких случаев было как можно меньше и реже. У нас есть несколько дата-центров в России, один дата-центр за рубежом, в Голландии, где расположены наши серверы, раздающие данные, информацию и про обновления, и для онлайн-версий. Критических каких-то сбоев и ошибок мы не отметили. Почему «повезло» так нашему пользователю — это печально. Это разовый случай.

Ива Аврорина: Сервер, который находится в Голландии. Закон о защите персональных данных не повлиял как-то на его работу?

Ответ
Там нет персональных данных.
Мы персональных данных, кроме как о своих сотрудниках, вообще никаких не собираем.
Вопрос15:34
Анна:Появиться ли дубльгис в Крыму? Очень не хватало.
Ответ
В ближайшей перспективе нет. На этот год у нас планов таких нет.

Ива Аврорина: С чем это связано?

Ответ
Связано с простой экономикой. У нас городской сервис. Мы работаем по системе франчайзинга. Всю территорию страны, кроме 13 собственных филиалов, мы развиваем с помощью партнеров. На сегодняшний день партнера по Крыму у нас нет. Как только появится, мы это будем делать.

Ива Аврорина: Венецию тоже партнеры развивают?

Ответ
Пока да.

Ива Аврорина: Был еще вопрос про Таиланд, который популярен у новосибирцев. Спрашивают, не планируете ли заходить туда.

Ответ
Пока нет. Там нет партнера. Кроме того, мы делаем не туристический сервис. Мы понимаем, что наши сограждане много ездят в Таиланд и жаждут там пользоваться привычным продуктом. Но в первую очередь наш продукт предназначен для местных жителей, а не для туристов. Пока Таиланд не планируем.
Вопрос15:38
Алла:Хотела поблагодарить вашу компанию за слой "Неофициальные достопримечательности" в Дубльгисе Санкт-Петербурга. Очень интересный полезный слой, узнала не только "открыточный", но и необычный, изнаночный, креативный Питер. Скажите, можно ли сделать подобный слой в справочниках других городов, в нашем Новосибирске в том числе? Думаю, и у нас найдется добрый десяток "неофициальных" достопримечательных мест.
Ответ
Можно. Я очень рад, что Алле понравилось.

Ива Аврорина: Почему в Питере вы это сделали, а здесь нет?

Ответ
В Питере просто нашлась инициативная команда. У нас в разных городах допслои разные. Мы сотрудничаем со многими организациями. В каждом городе у нас своя команда, в филиале или у партнера. Они сами принимают решение о том, какие допслои будут. Иногда мы делаем федеральный дополнительный слой. Но чаще город сотрудничает с какими-то местными организациями, группами пользователей или по собственной инициативе делает какой-то дополнительный слой в своем городе отдельный.
В Санкт-Петербурге была работа с общественными организациями. Там была целая серия дополнительных слоев. Точно также возможно в любом городе. Хотите сделать так в Новосибирске — обращайтесь, приходите, мы с удовольствием сделаем.

Ива Аврорина: Какие слои вам кажутся наиболее интересными, которых нет в Новосибирске?

Ответ
Этот пример очень хороший. Питер — туристический город, там много интересных мест. В каждом городе есть такие места. Это очень хороший пример, который действительно можно тиражировать. Часто во разных городах мы сотрудничаем с ГИБДД — вызывают большой интерес места скопления ДТП. Это одно из рекомендованных направлений работы. Есть у нас информация для маломобильного населения — где есть пандусы, где готовы обслужить, принять, помочь маломобильным гражданам. Веб-камеры есть.

Ива Аврорина: А какие-то слои, которых в Новосибирске нет, но хотелось бы?

Ответ
Не готов сейчас ответить. У нас сейчас 270 городов, объединенных в 100 проектов. У каждого в этом плане независимость. У нас есть названия всех слоев по всем городам и статистика их использования, какой они пользуются популярностью.
Вопрос15:38
Василий:Будет ли версия "2ГИС" под Linux?
Ответ
Она и сейчас есть. Он которую имеет в виду? У нас есть версия для ПК под Mac и под Linux, мы ее анонсировали год назад. Через наш сайт ее можно найти.
Вопрос15:39
Александр:Здравствуйте, Александр.
Планируется ли размещение в значимых общественных местах (метро, вокзалы, аэропорт) доступа к Вашему продукту, в виде сенсорных киосков или в другом виде?
Ответ
Много раз планировали такой проект. У нас было много переговоров. В некоторых городах даже реализовали это. Не прижилось. Затрат на внедрение много, а практической пользы мало. Потому что сейчас смартфоны наступают. Особого практического применения мы не увидели. Мы делали такие проекты.
Вопрос15:40
Алексей:Когда же будет голосовой поиск? Это так тяжело реализовать?
Ответ
Да, планируется. Мы хотим это сделать и обязательно сделаем в относительно ближайшее время.
Вопрос15:42
Андрей:Александр, доброго дня
Ваш справочник пользуется действительно очень большой популярностью среди пользователей, планирует ли ваша компания расширять его функционал, например, создать на базе мобильного приложения аналог Яндекс такси? Либо сервис поиска продаваемой/сдаваемой недвижимости?
На подобии вашего взаимодействия с ресурсом booking.
Ответ
Яндекс.Такси совершенно другой сервис. С Яндексом у них общее только слово «Яндекс» и карта, которую они показывают. Это абсолютно другой сервис. Когда мы прорабатывали эту тему, мы приняли решение туда не идти. Такого рода сервисы принято называть вертикальными сервисами. Раньше была такая шутка, чем отличается российское образование от западного. Западное образование — это все ни о чем, а советское образование — это ничего обо всем. Вертикальный сервис — это как раз западная система, все ни о чем, т.е. узенькая тема, но глубоко проработанная. Поисковые машины — мы, в принципе, тоже поисковая машина, только в системе локального поиска, — работают не очень глубоко, но очень широко. Мы сознательно отказались от вертикальных сервисов — от направлений «Такси» и «Недвижимость». В этой части мы больше уходим на партнерские программы. Какие-то мы даже для себя считали, запускали, но мы понимаем, что помимо этих вещей у нас еще столько нерешенного, что концентрироваться на этой вертикали мы пока не стали. Через партнерство, с Booking интересное партнерство.

Ива Аврорина: Планируете ли вы какие-то совсем новые направления?

Ответ
Нет, не планируем. Концентрация же ведет к успеху.
Вопрос15:43
Дмитрий:Планируете ли Вы выход на IPO
Ответ
Когда-нибудь. Мы планируем, но я вам не скажу когда.
Вопрос15:48
Николай:Не так давно Вы привязали на 2 ГИС Фламп. Мы не против видеть конкретные отзывы авторов, предварительно проверенные на истинность модератором. Но когда непроверенные отзывы анонимных авторов и идут в онлайн режиме поиска, непонятно. Ваш ГИС очень нужная система. Без нее мы уже не обходимся.
Уберите это Фламп. Пусть он будет сам по себе. Отзывы в яндексе, гугле.
Или организуйте правильно его работу. По судам замучитесь ходить иначе.

Ива Аврорина: Периодически возникают иски к «Флампу» из-за отзывов, размещенном на нем.
Ответ
Более того, сейчас даже иски пошли не к «Флампу», понимая, что это практически бесперспективно, а пошли иски к людям, написавшим отзыв. Есть правила написания отзывов. У «Флампа» есть достаточно четкое описание того, кто, что и как может писать. Есть лицензионное соглашение и есть правила написания отзывов. Они достаточно четкие. Есть правила, как можно оспорить этот отзыв, и многие компании этим пользуются.
Мы не проводим премодерацию, потому что это нереально — у нас уже 1 млн отзывов.

Ива Аврорина: Сколько отзывов в день приходит на одном городе?

Ответ
Точно не могу сказать, но это уже к тысячам, десяткам тысяч подходит. Премодерировать нереально. Проходит постмодерация. Если компания видит про себя нехороший отзыв и считает, что этот отзыв клевета, или он сознательно порочит ее честь или достоинство, она имеет полное право обратиться в администрацию «Флампа», там правила все написаны. В этой ситуации начинается некая процедура по проверке достоверности этого отзыва. Если процедура показывает, что этот человек реальный и отзыв достоверный, не купленный, не подложный, то отзыв остается. Если выясняется, что действительно это подлог, отзыв скрывается. Более того, пользователь может быть исключен из «Флампа». Существует 3 варианта, в результате которых отзыв может быть удален.
Раньше мы говорили, что отзывы с «Флампа» транслируются в 2ГИС. У любой компании есть свой личный кабинет, абсолютно бесплатный, не важно рекламодатель это наш или нет, в котором она сама может управлять, показывать ли отзывы с «Флампа» в 2ГИС или не показывать. Этот инструмент полностью отдан компаниям любым, бесплатно. А вот то, что касается отзывов на «Флампе», это та самая процедура. Если компания считает, что клевета, — пожалуйста, обращайтесь, процедура описана. Если действительно клевета, отзыв будет удален.
«Фламп» — очень мощный инструмент. Он действительно стал очень мощным инструментом у нас в Новосибирске и еще в ряде городов, 2 года как мы его запустили в Красноярске, в Екатеринбурге, в Омске. Это действительно современный инструмент управления репутацией компании. Я иногда чужую компанию вижу, где уже пишут про себя, что наш рейтинг во «Флампе» вот такой-то, и даже приводят цитаты из отзывов. Коллеги, это же прекрасно. Просто с этим надо уметь работать. Есть личный кабинет, есть бизнес-аккаунт, пожалуйста, регистрируйтесь и работайте со своей аудиторией, своими клиентами. Есть многие компании, которые внимательно отслеживают каждый отзыв, благодарят пользователей и улучшают собственную работу, ориентируясь на отзывы своих клиентов. Это прекрасный инструмент.

Ива Аврорина: Проект «Фламп» на точку безубыточности уже вышел?

Ответ
«Фламп» в конце прошлого года начал зарабатывать достаточно прилично — перешел планку в 1 млн руб. в месяц. Это, конечно, еще мало в масштабах страны, но по крайней мере тренд и динамика наметились. Потому что первые 2 года мы не умели зарабатывать на «Флампе». Мы пробовали разные модели, но все время график колебался то вверх, то вниз. Сейчас мы получили устойчивый тренд вверх, мы научились зарабатывать на «Флампе».

Ива Аврорина: По «Флампу» кризис как-то чувствуется?

Ответ
Он еще достаточно молод, чтобы там что-то серьезно чувствовалось. Я бы сказал, что нет.
Вопрос15:49
Дмитрий Журавлёв:Подскажите, пожалуйста, сколько будет примерно стоить франшиза для города Симферополь?

Ива Аврорина: А также у нас еще несколько десятков предложений о сотрудничестве. Куда обращаться?
Ответ
На нашем сайте есть раздел о партнерстве. Пожалуйста, заходите, там все написано. Пишите, мы рассматриваем достаточно много предложений, анкет. Мы готовы рассматривать предложения.
Вопрос15:50
Ольга Андреевна:Добрый день, Александр. Можно уточнить у Вас процедуру регистрации адресов физ.лиц. Мы купили дом в новом поселке за с.Каменка в ДНП "Бердский перекат", зарегистрировали собственность, прописались. Но у нас большая проблема с вызовом разных служб, в том числе и скорой помощи, т.к. наших улиц нет на карте. Что там нужно сделать, чтоб решить этот вопрос?
Ответ
Напишете нам. На сайте есть служба поддержки. В любом нашем продукте: и в off-line, и в on-line, и в мобильном, — есть возможность сообщить об ошибке. Особенно в пригородных поселках мы не все частные дома показываем. По Новосибирску мы показываем уже все и все адреса. В пригороде еще не все. В пригороде мы стараемся показывать улицу и хотя бы угловые адреса, чтобы был понятен диапазон.

Ива Аврорина: Если вам человек звонит и говорит, что угловые дома показаны, а у него дом посередине улицы. Вы его поставите на карте?

Ответ
Нет. Если мы приняли решение, что этот район конкретный мы прорабатываем с точностью до каждого дома, мы обязательно поставим. Если пока принято, что в этом районе мы показываем только угловые дома, то так они и останутся.
Вопрос15:52
Кэвин Хаул:Не секрет что Россия, за исключением двух столиц, вами практически освоена. Очевидно, что любая компания на вашем месте будет искать способ увеличить свою долю в столицах и одновременно выйти на зарубежный рынок. Несмотря на такие цели, насколько известно, компания не привлекала инвестиции. Изменилась ли ситуация сейчас? Ведь раньше вашими конкурентами были, например, ООО "Карта города Ухта", теперь же вы наступаете на пятки большим компаниям. Да и выход за рубеж наверняка потребует экспертов с международным опытом

Ива Аврорина: Вы действительно на заемные деньги не развивались?
Ответ
Совсем не развивались, мы только на собственные средства развиваемся. Этот год у нас — год столиц. Сейчас в столицах прошел первый флайт рекламной кампании. В этом году мы достаточно много средств инвестируем в рекламу в столицах. Мы сознательно не делали этого раньше. Помните, мы говорили об оценке качества? До последнего года 8 баллов было по столице. Этого мало для того, чтобы проводить хорошую рекламную кампанию. Почему было столько — в Москве около 360 тыс. организаций у нас в справочнике, там огромная территория, тут еще прирезали кусок к Москве огромной площади, пригород тоже должен быть хорошо проработан. Поэтому только к этому году, мы считаем, что подтянули качество данных по Москве и готовы уже рекламировать. В этом году у нас идет активная рекламная кампания. Прошел сейчас первый флайт, мы получили за него несколько сотен тысяч новых пользователей в столицах.

Ива Аврорина: Рекламную кампанию вам делает московское агентство? Кто придумал концепцию?

Ответ
Концепцию придумало агентство 2Sharp. Размещением занимается агентство Total View. Это московские команды. Безусловно, это все в очень тесном сотрудничестве с нашей командой, потому что как креативщики они, безусловно, очень хороши, но понимать тонкости и особенности продукта пока еще не знают, не умеют. Это была очень плотная совместная работа.
Вопрос15:54
Руслан:Добрый день! Считаете ли Вы конкурентами Google Карты и Яндекс Карты, либо предполагается какое-то сотрудничество с данными сервисами?
Ответ
В какой-то части мы не являемся прямыми конкурентами, потому что ни в картах Google, ни в Яндекс.Картах нет у пользователей привычки искать организации, хотя такая функция там есть. Если в столице сказать слово «карты», то ассоциативная связь сработает на «Яндекс». Мы проводили такие исследования. Но если задать вопрос про «справочник», или задать вопрос более общий: где вы ищете информацию о компаниях? Ни одного бренда устойчиво не существует. Скорее всего, последует ответ: в интернете.

Ива Аврорина: То есть вы формируете потребность, по сути?

Ответ
Мы знаем, что такая потребность есть, и нет на сегодня ни одного устойчивого ресурса, который бы в мозгах пользователя отвечал на этот запрос. Мы, собственно, строго работаем в этой нише. Основная наша задача — не карта. Карта у нас, действительно, самое большое окно в продукте, и она у нас красивая, точная и т.д. Но самое наше основное достоинство — это справочник организаций и мест. Это то, что мы рассказываем нашим новым пользователям, как это можно делать.
Вопрос15:56
Николай:Здравствуйте, Александр Вадимович! Не произойдет ли с 2ГИС то, что произошло со многими компаниями с новосибирскими корнями — переезд главного офиса в другой регион или столицу? Ведь многие аргументируют это тем, что так удобнее вести федеральный бизнес. Очень не хочется потерять сильную компанию.
Ответ
Это нереально. Перевозить новосибирский офис в Москву — это просто нереально.

Ива Аврорина: Головной офис?

Ответ
Перевозить головной офис — нет. У нас там открыт офис. Мы набираем там часть команды, директор по маркетингу у нас, например, теперь в Москве. Часть головных команд будет в Москве.

Ива Аврорина: Каких?

Ответ
Маркетинг и продукты.
А в массе своей перевозить — нет. Это невозможно и бессмысленно.

Ива Аврорина: Здесь программистов, может быть, больше?

Ответ
Ситуация с программистами в Новосибирске хуже, чем в Москве. На прошлой конференции CodeFest выступала директор хантингового агентства. Она делала доклад по поводу рынка IT-специалистов в разных городах. На 1 кандидата — IT-специалиста в г. Москве приходится 3,1 вакансии, т.е. 3 компании готовы рассмотреть любого специалиста. А в Новосибирске — 4,2. То есть IT-специалистов в Новосибирске не хватает больше, чем в Москве, на треть. Притом что уровень зарплат, если отнять уровень жизни в Москве, который гораздо выше (цены на жилье, на питание и т.д.), то в Новосибирске зарплаты становятся практически выше московских. Поэтому ситуация конкуренции на рынке труда среди IT-специалистов в Новосибирске хуже, чем в Москве.
Вопрос15:57
Дмитрий:Какое количество программистов, занимается над разработкой в 2ГИС?
Ответ
Порядка 400.
Вопрос16:00
Ива Аврорина:Много вопросов от людей, которые хотят устроиться в 2ГИС. Некоторые спрашивают правда ли, что принимаете только до 30 лет?
Ответ
Про 30 лет неправда. Средний возраст компании — 27 лет. Руководители постарше, линейный персонал помладше чаще всего. Ограничений по возрасту нет.
Как устроиться на работу. Простой понятный путь — заходите к нам на сайт, там есть раздел «Работа в 2ГИС», там опубликованы наши вакансии. Присылаете резюме, приходите на собеседование.
Если говорить про уровень зарплат, предвосхищая такие вопросы, мы смотрим на рынок труда и стараемся делать чуть выше рынка труда для соответствующих специалистов. Если говорить про IT-специалистов, то на сайте опубликованы вилки окладов, но для IT-специалистов оклады назначаются индивидуально по результатам собеседования. После собеседования проходит достаточно серьезный конкурс, и кандидаты должны пройти ряд достаточно серьезных тестов, чтобы подтвердить свою квалификацию.
У нас есть небольшие группы, куда мы берем студентов старших курсов, либо специалистов-самоучек, либо с незаконченным высшим образованием. Но это нетипичный пример. У нас есть небольшие такие команды, когда мы проводим школы.
Это только про IT-специалистов, но так как компания большая, здесь у меня в Новосибирске 900 человек, а IT-специалистов только 400. Вакансии для IT-специалистов, несмотря на кризис, до сих пор открыты, и набор IT-специалистов продолжается, мы не снижали темпы набора даже в этом году. Поэтому, пожалуйста, смотрите вакансии на сайте, присылайте резюме, приходите на собеседование, проходите тесты.
Для всех остальных подразделений точно так же на сайте опубликованы вакансии. Каждую неделю к нам в головной офис приходят от 5 до 10 человек. Каждый понедельник у нас есть внутренняя рассылка по новым сотрудникам.

Ива Аврорина: Это значит, что постоянно кто-то уходит? Или вы растете каждую неделю на 5–10 человек?

Ответ
Мы растем. Кто-то безусловно уходит. Но когда в компании 900 человек, кто-то выходит замуж, переезжает в другой город, кто-то уходит в декрет, разные есть семейные обстоятельства. В этой части есть такая естественная смена. Плюс мы растем.
Вопрос16:02
Роман:Александр, добрый день!
Скажите, своих топ менеджеров или менеджеров среднего звена, вы "выращиваете" внутри компании или есть возможность на подобные вакансии прийти человеку "из вне"?
Какие вообще ключевые навыки и качества вы цените в своих сотрудниках?
Ответ
В первую очередь мы стараемся выращивать. Безусловно, берем и со стороны. Когда открывается вакансия, особенно в части топ-менеджмента, мы смотрим на возможных кандидатов внутри компании.
Сейчас если смотреть наших топ-менеджеров, то несколько человек уже работает у нас 7–10 лет, т.е. достаточно давно. Среди директоров филиалов, которых у нас 13, есть новые ребята, которые пришли к нам из других компаний практически недавно.
Мы стараемся подращивать своих в первую очередь. Если у нас нет кандидатов внутри, мы обращаемся в агентство.

Ива Аврорина: И какие ключевые качества вы цените в своих сотрудниках?

Ответ
Безусловно, активность, позитивность, честность, нацеленность на результат — стандартный набор, ничего волшебного.
Александр Сысоев16:02
Хочу поблагодарить НГС за возможность пообщаться с нашими пользователями в прямом эфире. Для нас это важно. Всем большое спасибо!
Ива Аврорина16:03
Онлайн-встреча завершена. Спасибо за внимание.
Читайте также